Гении, которым веришь. К 75-ю А. Миронова

Актер Андрей Миронов мне всегда казался человеком из совершенно других и разных эпох.  Особенно его "космический" Фарятьев. Ну чем не гость из будущего? После одного из просмотров фильма "Фантазии Фарятьева", моя рука вывела:

Опять  придёт причудливый Фарятьев
Проведать грустный мир моих стихов.
Внемлю его речам. В них - междурядье,
Чтоб  отделить  свободу  от  оков.

Победой воспарю, уйдя от тлена
Житейских дрязг и косности людской:
Оковы  упадут  былого  плена,
Оставив  язвы  совести больной.


                1. Детство и творческое взросление.

            Помню как-то школьницей средних классов я включила радиоприемник и впервые услышала подробный рассказ Андрея Миронова о выборе своего творческог пути. Он начинал с того, что его родители, желавшие счастья своему сыну, не хотели, чтобы тот становился актером. Они видели своего сына блестящим переводчиком.  «Как и все родители, мои папа и мама желали мне добра. Видя мое стремление стать актером, они никогда меня не отговаривали. Но и не сулили «легкой жизни», - говорил Миронов.

        Ну, а сам будущий актер  никогда не колебался в выборе профессии, ибо он родился, согласно легенде, на сцене, а значит - для нее.  Андрей Миронов родился 7 марта 1941 года в Москве, в известной артистической семье. Еще ребенком он безотчетно лицедействовал, удивляя своих близких.  Так, Андрей часто играл со своим сводным братом, Кириллом Ласкари, представляя себя участником ждаз-бенда. Андрей был барабанщиком (а его инструментами были кастрюли и поварешки), а брат играл на рояле. Любил коллекционировать марки и ему легко давался английский язык.  Будучи школьником Андрей впервые вышел на сцену в роли немца фон Краузе в спектакле по пьесе Константина Симонова «Русские люди». И сыграл эту эпизодическую роль, затмив при этом всех остальных героев постановки. Занимался он и в театральной студии.

         И после окончания школы в 1958 году подал документы в Государственное театральное училище имени Щукина. Но о самом поступлении его знаменитые актеры-родители - Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер узнали уже после случившегося.  Тогда летом они находились далеко от Москвы - в Дальневосточном гастрольном турне. Андрей же вышел из экзаменационной кутерьмы в полуобморочном состоянии, но с этого времени появиться в свет переводчику Андрею Миронову было уже не суждено.

        И все же у родителей еще долгое время оставались опасения насчет его выбора. И они не были безосновательны в отношении домашнего и рыхловатого мальчика. Учась в 170-ой школе города Москвы, болезненный и полненький Андрюша был и живым, и стеснительным одновременно. Возможно, оттого что его изначально артистическая природа сковывалась железной волей своенравной мамочки, которая прямо говорила, что с такими "формами"  ни на сцене, ни в кино делать нечего. Но подобная критика шла ему только на пользу, он сам "делал себя" и к 25 годам стал неотразимым красавцем-романтиком советского экрана.

         Думаю, что разгадка подобной метаморфозы заключается и в неудержимом стремлении нравиться противоположенному полу. Одна из его близких пассий отметила в воспоминаниях, что иногда он просыпался в холодном поту, внезапно испугавшись: ему казалось,  что он потерял свою привлекательность и его вдруг все разлюбили... неважно кто - любимые, близкие, зрители. Хотя в то же время он неизменно поражал своей скромностью, желанием остаться незамеченным в толпе.

            Андрей Миронов действительно искал и находил любовь, которая освящала его жизнь. Некоторые уже написали об этом в своих книгах, думаю, сомнительных. Надежной пристанью, и это очевидно, служила семья и родственная по духу супруга Лариса Голубкина. Родная и приемная дочери и сегодня высоко несут его имя. Друзья, такие, как Марк Захаров, Александр Ширвиндт, Левон Оганезов и некоторые другие с нескрываемой гордостью рассказывают о дружбе с ним. В последних телепередачах по случаю 75- летия со Дня рождения много говорилось об искренней доброте Андрея Миронова, который нередко "раскрывал" свой кошелек нуждающимся актерам, любил принимать гостей и угощать их в лучших ресторанах и, несмотря на славу невероятного аккуратиста-педанта, катал соседскую детвору на своем новом фирменном BMW, единственном в Москве.

        На протяжении всей жизни самым близким и обожаемым человеком для Андрея Миронова была его мать. Причем, в школу Андрей начал ходить в 1948 году под фамилией Менакер, однако в 1950-ом, из-за начавшегося «Дела врачей», родители сменили фамилию сына на Миронов, дабы не испортить мальчику всю дальнейшую жизнь "пятой графой". Андрей никого и никогда не посвящал в свою родословную, о его происхождении знали лишь самые близкие друзья и родные.
          Известно, что на вопрос Григория Горина, какую бы фамилию хотел бы носить Андрей, если бы не был Мироновым, сам актер не задумываясь ответил: «Менакер». Музыкальность, голоса, манеры, да и некоторые черты лица отца и сына почти идентичны. Молодого Миронова поначалу во всем хотелось сравнивать с родителями, а особенно уяснить - на кого он все таки больше похож. Мария Владимировна по этому поводу всегда резонно замечала: Андрей похож на самого себя.

         Своей изначальной семье будущий актер обязан и кругом общения, ежегодно  уезжая с родителями на лето в Дом отдыха Художественного театра. В гости к семье часто приходили известные творческие люди — Михаил Зощенко, Фаина Раневская. Самым близким другом семьи был Леонид Утёсов. Атмосфера создаваемая постоянно готовящими свои концерты и музицирующими родителями вкупе с  именитым руководителем джазового оркестра способствовала раннему приобщению юноши к выступлениям перед зрителями. 

        Какие же черты натуры были присущи с детства будущему гению трагикомедии?
Уже с детства проявлялись и развивались грани его необычного таланта: обаяние, эксцентричность, пластика. Творческий подход и редкая наблюдательность, затем переросшая в фанатическое пристрастие к неустанной шлифовке. В театральном училище эти  актерские качества, раскрылись еще глубже, поражая окружавших невероятными выдумками и скетчами.


                2. Театр и кино: от мастера до корифея.

          Летом 1962-го года Андрея приняли в труппу Московского театра сатиры, где он провел всю свою жизнь, протянувшуюся  четверть века. Сам он так определил свое отношение к театру: «Из театра я не уйду никогда, я просто не могу без него существовать». Причем, он не признавал разделения актеров на трагиков и комиков. Ведь в жизни все рядом, все переплетается; трагическое и комическое, величественное и ничтожное, фальшивое и искреннее, доброе и злое.  И здесь безупречное чувство вкуса и меры сопрягалась у него со степенью профессиональной ответственности.

            Сейчас уже невозможно представить себе истории отечественного театра без блистательной плеяды героев Андрея Миронова, среди которых Присыпкин, Жадов, Холден Колфилд, Хлестаков и другие. Все его герои располагали к себе, и даже отрицательные типажи окутывались ореолом светлой иронии и потому несли ростки доброты.
         Сама же игра Миронова отличалась богатством всевозможных красок, которые, казалось, изобрело театральное искусство вообще. Одухотворенное слово всегда доходило до слушателя, а пластика филигранных  жестов  без излишней навязчивости покоряла зрительный зал.  А как он пел или хотя бы напевал речитативом под музыку! Критики даже окрестили это явление, как "музыкальную декламацию" Андрея Миронова. Причем, поклонников привлекали не правильно спетые ноты, а его актёрская харАктерность и зажигательность.  Копировать "манеру игры" Андрея Миронова бессмысленно, ибо она уникальна и принадлежит только ему.

            Андрей Миронов очень тонко чувствовал всех своих героев. Например, в «Дон Жуане, или Любви к геометрии» актер  не делал Жуана сверх-человеком, а превращал в заурядного обывателя.  Романтичность и чувствительность его натуры особенно ярко проявилась в созданном им образе Фигаро. Но и здесь это не комедия в привычном ее понимании с фантастическими розыгрышами и рискованными переодеваниями, наказанным пороком и осчастливленной добродетелью.  Режиссер Валентин Плучек и исполнитель главной роли индивидуализируют личность Фигаро, как, с одной стороны, представителя третьего сословия, стремившего попасть "из грязи в князи", а с другой стороны, человека, терпящего удары фортуны в этом замкнутом мире масок. Миронов играл своего Фигаро настолько самозабвенно, что заставлял зрителя  сопереживать и становится сопричастным происходящему на сцене. Театральный критик Людмила Баженова писала о работе уже зрелого мастера:  "Смотрите, вот он, апофеоз Фигаро, его "играют" сами зрители, провоцируемые театром, они рукоплещут..." Это был спектакль не просто Мастера, а Корифея сцены, захватывающего в плен своим мастерством.

                В январе 1984 года состоялась ещё одна премьера Андрея Миронова. На  Малой  сцене театра Сатиры была показана пьеса А.П.ЧЕХОВА «ВИШНЁВЫЙ САД». Внимая тексту и замечаниям А.П. Чехова,  режиссер(Плучек) и исполнитель роли Лопахина(Миронов) решились воплотить почти романтический персонаж покупателя «вишнёвого сада».  У Миронова Лопахин человек с «тонкой и нежной душой». "Лопахин, можно сказать, интеллигент в первом поколении, - писал журнал "Театр", - Пожалуй, его больше тянет к миру прекрасного, чем к миру деловому.Хотя сам Лопахин талантливого Миронова не талантлив. Возможно потому, что занимается не тем, чем хочет, не так, как хочет, будто по принуждению". И сама покупка сада происходит как бы помимо его воли. Миронов сыграл очень рефлексирующего «хозяина жизни» - сложного и противоречивого. В его Лопахине искреннее поклонение красоте,которое мы ощущаем в восхищении Раневской.  В борьбе двух стихий – материально-деловой и стихии души  - диалектика и драматизм образа  в целом. Но и кульминация, где делается акцент на предпринимательской  сути Лопахина, волне закономерна.  Хотя Лопахин Миронова сопротивляется своей судьбе, как может, в монологе  звучит во всеуслышание азарт проснувшегося хищника. В спектакле,  достаточно лёгком и музыкальном, остро ощущается прямой подтекст на истинный сад, который невозможно ни купить, ни продать. Это душа, данная каждому из живущих. Душу можно взращивать, питать, а можно и загубить во грехах.
         
           Очень интересны, а порой и парадоксальны суждения Андрея Миронова о содержательной стороне  понятий "кино" и "театр". «В кино артист не самостоятелен в выборе роли. Можно отказаться либо согласиться играть, но в том и другом случае это лишь те роли, которые предлагают режиссеры, а не те, которые хочет играть актер.
            В театре иначе. Здесь идет процесс воспитания, формирования актера. Театр — творческая лаборатория, кино — цех, ежедневно выдающий продукцию. Очень важно, с каким режиссером в кино придется работать». И в связи с последним он очень высоко отзывался о первом наставнике  - режиссере Юлии Райзмане, который твердо знал, что ему нужно взять от актера, и поэтому он всегда ставил перед ним определенную, ясную задачу. Именно Райзман советовал Андрею реализовывать свой фантазийный творческий багаж не в жизни, а беречь для сцены.

        На вопрос, считает ли он, что актеры должны иметь неограниченные возможности для импровизации на съемочной площадке, Миронов неизменно отвечал: «Импровизация имеет смысл лишь в том случае, если артист обладает чувством меры и если она, эта импровизация, скоординирована режиссером». В целом же он считал, что кинематограф дает простор для эксперимента, позволяет попробовать себя в разных, часто полярных жанрах.

        В кино, как и в театре, Андрей Миронов уходил от однопланового восприятия жизни, считая грань, отделяющую трагического от комического чисто условной. Он никогда не позиционировал себя актером комическим и  очень сожалел, когда после триумфального успеха в "Бриллиантовой руке"  ему начали  предлагать в основном одноплановые роли - плутоватого комика или экстравагантного жулика.
        Свое право на создание образов истинно драматических завоевал уже "поздний" Андрей Миронов. Речь идет о потрясающем образе писателя Ханина в фильме Юрия Германа "Мой друг Иван Лапшин"(1984).

           В свободное от работы в театре, а также съемок время он выступал  на эстраде и телевидении с сольными концертами. Чаще всего он декламировал отрывки из сыгранных спектаклей и пел песни, звучащие в его исполнении в таких фильмах, как  "Бриллиантовая рука", "Двенадцать стульев", "Достояние республики", "Небесные ласточки", "Соломенная шляпка" и других.  В январе 1978 года вышла  его первая грампластинка «Поёт Андрей Миронов», а в ноябре того же года по телевидению был показан «Творческий вечер Андрея Миронова в концертной студии „Останкино“», где от читал отрывки из своих спектаклей, декламировал стихи и пел. В конце 1987 года вышел посмертный, третий диск-гигант Андрея Миронова под названием "Эта песня для близких друзей".

            
         

                3. Память о великом.

              Известно, что популярность наших актеров определяли и продолжают "мерить"  по Жерару Филипу. И к слову сказать, Жерар Филип был самым любимым и почитаемым у Андрея Миронова. В интервью (1971г.) он впервые признавался: "Один из моих любимых актеров — Жерар Филип. В его героях элемент вдохновения, романтики соседствовал с юмором. И играл он с оттенком веселой и доброй иронии. Недаром Жерар Филип был кумиром молодежи в пятидесятые годы. Ведь для артиста романтизм и одухотворенность — необходимые качества".

              Более того, между ними установилась некая временнАя связь. Жена артиста Лариса Голубкина вспоминала, что один раз он с  горечью заявил, что завидует Жерару Филипу, который умер фактически на сцене и даже был похоронен в костюме своего  главного персонажа. Известно, Жерар Филип настолько дорожил любовью своих зрителей, что  не хотел, чтобы его когда-нибудь увидели старым и некрасивым. Он говорил:"Я хотел бы умереть молодым". И Андрей Миронов, каким бы странным это не показалось, по-своему "позаботился" о своем бессмертии, считая, что «в нашей стране, чтобы жить, нужно умереть». И он также "загнал" себя работой!
 
          В августе 1987 года Андрей Миронов гастролировал вместе с театром в Риге.  14 августа он не доиграл совсем немного до конца спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и потерял сознание прямо на сцене. Его отвезли в больницу Гайльэзерс, где был поставлен диагноз — обширное кровоизлияние в мозг. Через два дня, даже находясь под пристальным присмотром врачей, актер скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище 20 августа 1987 года.

             Недавно, выдающийся режиссер и критик Андрей Кончаловский провел заслуженную параллель. Он подчеркнул, что именно Андрея Миронова можно считать «русским Жераром Филипом".  И тут против правды, как говорится, возразить нечего. Оба великих актера были гениями, ибо как сказал Томас Эдисон - "в гениальности 1% таланта и 99% труда". Они вошли в сознание своих народов как национальные герои -  труженики  искусства, которому верно служили до конца.

          Андрей Миронов - российский европеец, который видел все гораздо глубже и шел дальше и быстрее, чем остальные. И в этом он действительно сродни Жерару Филипу. Русский романтик Андрей Миронов - духовный  брат и творческий последователь самого реактивного и солнечного француза нашей планеты Жерара Филипа. По сути, они выполняли одну и ту же миссию. Жерар начал, Андрей продолжил. И думаю, "оттуда" дух Андрея воспринял бы такую  мою оценку, как самую наивысшую похвалу.  И паломничество к Кресту Андрея Миронова в Литве является вполне объяснимым. Он был истинным Певцом Любви и этот Свет хранит людей.

Подобно лучезарнейшей комете,
Сгорая, пролетал сквозь душ дома.
Но, видно, в этом необычность света:
Его внезапно поглощает тьма.

Как отличить игру от естества?
Наверно, Крест в Литве про это знает:
Что нет на свете выше мастерства,
Чем Дух, который  Отче  избирает!


                7.03.2016

               


Рецензии
Благодарю вас...
Талант от Бога и Души.
С теплом души.

Игорь Денисов 3   25.06.2016 21:13     Заявить о нарушении
Игорь, благодарю премного.
Кроме изначального природного дара, нужно еще "стать"... Миронов, как и легендарный Ж.Филип, сумел именно "стать", в отличие от множества других, не менее талантливых артистов. Это тоже от Бога, который дозволил... взойти на недосягаемый Олимп. Это и есть избрание. С искренностью,ЕГ

Мир Искусства Елены Грислис   26.06.2016 14:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.