Потер. и возвращ. Рай Д. Мильтона. Поэма 2. Кн. 2

"Потерянный и возвращённый Рай" Дж. Мильтона.
Адаптация.

           Автор адаптации Май Спектор      

         Поэма вторая. Возвращённый Рай

                Книга вторая

              Краткое содержание
              от автора адаптации


               
Ученики Предтечи Иоанна               

Ждут с нетерпеньем Божеского Сына,               

Принявшего крещенье в Иордане               

И посрамившего Самого Сатану               

В пустыне, в диспуте о власти.               

Ученики в смущеньи: почему ж               

Мессия долго не приходит к ним?               

Неужто, лишь на время появившись,               

К престолу Отчему вернулся Мессия?!

Не может быть, чтобы Спаситель мира               

Своё ученье быстро позабыл               

И нас, поверивших в него, оставил,               

Он без защиты и спасенья               

На произвол властителей   земли!

И тем не менее не потеряли               

Надежды на приход Мессии вскоре.               

И Матерь Божия, не зная, где же               

Находится теперь её Иисус,               

Воспоминаньям предаётся

О дне рождения, о детстве,               

О поклоненьи пастырей Ему,               

О бегстве с  ним, ещё младенцем,               

В Египет от жестокого царя,               

Убить желавшего малютку Иисуса.

Меж тем, как Матерь полагает,               

Иисус находится в пустыне,               

Обдумывая досконально               

Послание великое своё,               

Которому свершиться предстоит.

А Сатана  с правителями Ада               

Проводит совещанье, заявив,               

Что искушенье Сына Бога сложно               

И отвергает женщиной искус.

А вместо этого Он намечает               

Изысканной едою совратить               

Любимца, также и Надежду Бога,               

И этим поединок завершить.

Уж сорок дней постится Иисус,               

от голода в пустыне той страдая.               

Вот ночью Он забылся тяжким сном               

И соблазнительные  яства видит.

Проснувшись, обнаруживает Он               

Диявола, одетого богато,               

Неподалёку в роще, за столом,               

Заставленном изысканной едою.

Напитки тут же на другом столе,               

И слуги, что приказа ожидают               

Хозяина и гостя обслужить.               

А в отдаленьи нимфы и наяды               

Так мило  и призывно улыбались.            

Диявол с икусительною речью               

Христоса тут же кушать пригласил.               

На что учтиво ответчал Иисус,               

Что думами святыми Он накормлен               

И помощь Сатаны в своих исканьях               

Он отвергает, положась на Бога.

Избранные отрывки

1.Ожидание Спасителя.

ПРІЯВШІЕ крещеніе, межъ т;мъ,

Осталися у Іорданскихъ водъ

Съ Крестителемъ, и слышали они

Свид;тельство его объ Іисус;,

Который былъ провозглашенъ Мессіей.

Ув;ровавъ въ Помазанника Божья,

Пошли за Нимъ Андрей и Симонъ-Петръ,

И многіе, которыхъ имена

Не названы въ Писаніи Священномъ.

Но вдругъ отъ нихъ Спаситель удалился,

И радость ихъ сомн;ніемъ см;нилась;

То мнилось имъ, что временно Господь

Являлся имъ, и, словно Моисей,

Онъ къ Богу взятъ иль, словно Илія,

Вознесся Онъ на колесниц; въ Небо,

Однако, съ т;мъ, чтобъ возвратиться въ міръ.

Какъ въ оны дни ученики пророка

Отыскивали всюду Илію,

Такъ и они искали Іисуса

Во вс;хъ м;стахъ съ Ви;арою сос;днихъ

И въ городахъ Салим; и Еннон;, ( 1               

На берегу Геннисаретскихъ водъ.

Но тщетными ихъ поиски остались,

И рыбаки, вернувшись къ Іордану,

Гд; шепчутся зефиры въ тростникахъ,

Тамъ въ хижин; печали предались:

— Какая намъ надежда возсіяла

И какъ она нежданно исчезаетъ!

Явился намъ Мессія долгожданный,

Мы слышали ученіе Его,

Исполненное благости и правды,

И близкаго спасенья ждали мы,

Но, вотъ, себя съ тревогой вопрошаемъ:

Куда исчезъ Великій Искупитель?

Пошли, Господь, Мессію Твоего!

Ты видишь Самъ: народъ, Тобой избранный,

Властители земные прит;сняютъ,

И предъ Тобой они забыли страхъ!

Но будемъ ждать. Чрезъ своего

Пророка Господь явилъ Мессію Своего,

Представшаго во слав; всенародно;
   
2.Матерь Божья вспоминает.

Мы сами зд;сь бес;довали съ Нимъ,

Д;лили съ Нимъ жилище и трапезу.

Итакъ, друзья, возрадуемся въ сердц;,

На Господа возложимъ упованье:

Желаннаго Мессію Онъ вернетъ, —

Вернется Тотъ, въ Которомъ полагаемъ

Вс; радости и всю надежду нашу.               

Такъ, с;туя, над;ялись они

Вновь обр;сти Найденнаго однажды

Безъ поисковъ. Но Д;ва-Богоматерь,

Увид;вши вернувшихся съ крещенья

И Господа межъ ними не найдя,

Встревожилась душою непорочной

И молвила среди глубокихъ вздоховъ:               
      
— О, для чего сподобилась Я чести               

Быть Матерью Спасителя и Бога               

И слышала Архангела прив;тъ:               

«Благословенна въ женахъ ты. Не меньше 

Страдала Я, ч;мъ и другія жены               

Когда на св;тъ Я Сына родила,               

И въ ясляхъ Онъ пріютъ Себ; нашелъ.               

Зат;мъ б;жать пришлося намъ въ Египетъ,               

Пока зд;сь жилъ жестокосердый Царь,               

Избившій вс;хъ младенцевъ ви;леемскихъ,               

Дабы Его в;рн;е умертвить.               

Не мало л;тъ мы жили въ Назарет;;               

Зд;сь, углубясь въ мечты и созерцанье,               

Не могъ навлечь Онъ царскихъ подозр;ній,               

Но, вотъ, теперь, достигнувъ зр;лыхъ л;тъ,               

Я слышала, Онъ признанъ Іоанномъ,               

И Самъ Господь именовалъ Его               

Возлюбленнымъ Единороднымъ Сыномъ.               

Не славы, н;тъ,—скорбей Я ожидаю;               

Мн; Симеонъ однажды предсказалъ,               

Что многіе падутъ черезъ Него               

И многіе возвысятся въ народ;,               

И острый мечъ вонзится въ сердце Мн;.               

Итакъ, Меня Всевышній возвеличилъ               

Для горестей и для великихъ мукъ,         

Благословенна буду Я и скорбью               

Удручена. Не см;ю ни роптать,               

Ни с;товать. Гд; медлитъ Онъ? Къ великимъ

Д;яніямъ готовится Мой Сынъ.               

Когда Ему всего дв;надцать л;тъ               

Исполнилось, Его Я потеряла               

И вновь нашлаЯ поняла тогда               

Изъ словъ Его, запавшихъ въ душу Мн;,               

Что Отчую Онъ исполняетъ волю,               

И съ той поры Я терп;ливо жду-   

3. Сатана замышляет новое искушение

Такъ съ кроткою покорностью ждала               

Грядущаго Святая Богоматерь,               

А Сынъ Ея, постясь въ пустын; дикой,

Божественнымъ питался размышленьемъ.

Обдумывалъ въ уединень; Онъ               

Великое посланіе Свое,               

Которому свершиться надлежало,               

Межъ т;мъ какъ врагъ, Христа предупредивъ               

О томъ, что онъ нам;ренъ возвратиться,               

Вновь полет;лъ въ. воздушное пространство,               

Гд; адскіе владыки зас;дали.               

Удачею предъ ними не хвалясь,               

Въ уныніи повелъ онъ р;чь такую:               

— Великіе монархи и князья,               

Которые звались сынами Неба               

И сд;лались владыками въ Аду,               

В;рн;е-же—властители стихій:               

Земли, Воды и Воздуха съ Огнемъ!               

Зд;сь царствовать могли мы безъ пом;хи,               

Но грозный Врагъ войною безпощадной               

Возсталъ на насъ, и угрожаетъ Онъ               

Изгнаніемъ въ пучину преисподней.               

Собраніемъ уполномоченъ вашимъ,               

Его найдя, пытался искушать я,               

Но поб;дить Его не такъ легко,               

Какъ привести къ паденію Адама,               

Который палъ, женою соблазненъ.               

Тотъ челов;къ (быть можетъ, божество,               

Хотя рожденъ отъ смертной) превосходитъ               

Его во всемъ, отъ Неба над;ленъ               

Божественно-высокимъ совершенствомъ,

Безм;рно благъ и духомъ всеобъемлющъ,

Готовится къ великимъ Онъ д;ламъ;               

А потому ув;ренность въ усп;х;               

Питать нельзя, о чемъ предупреждаю               

Заран;й васъ; такъ будьте-жъ наготов;               

Мн; помогать сов;томъ и д;лами,               

Иль поб;жденъ я буду, полагавшій,               

Что равнаго не знаю я себ;.               

Такъ древній Зм;й въ сомн;нь; говорилъ,               

И вс; его ув;рить посп;шили,               

Что помогать они ему готовы.

Окончилъ онъ, и крики одобренья               

Послышались. Отборный легіонъ               

Беретъ съ собой коварный Сатана,               

И каждому изъ духовъ онъ внушаетъ,               

Какъ д;йствовать и поступать должно.               

Въ пустыню онъ безплодную сп;шитъ,               

Гд; Іисусъ сорокадневный постъ               

Перенеся, взалкалъ еще впервые               

И размышлялъ съ Собою: — «Гд; конецъ?               

Я сорокъ дней безъ пищи зд;сь скитаюсь,               

Но голода не чувствовалъ досель,               

А потому заслугой не считаю               

Я этотъ постъ и также не могу               

Его къ Своимъ причислить испытаньямъ.               

Но, вотъ, теперь впервые Я взалкалъ               

И голода мученій не страшусь,               

О нихъ едва Я помышляю даже;               

Я думами питаюсь, отъ которыхъ               

Еще сильн;й алкаю Я исполнить               

То, что Отецъ повел;ваетъ Мн;.               

Былъ часъ ночной, и Божій Сынъ возлегъ               

Въ т;ни в;твей. Привид;лись Ему               

Заманчивыя яства и напитки,               

И вороны, питавшіе Илью,               

Съ которымъ Онъ д;лилъ его трапезу.   

Такъ ночь прошла, и жаворонокъ ранній,

Предв;стникъ дня, гн;здо свое покинулъ;

Взвивался высоко и въ небесахъ,               

Онъ п;снею прив;тствовалъ зарю.               

И съ легкостью такою-же возсталъ               

Спаситель нашъ отъ ложа Своего;               

Увид;лъ Онъ, что вс; Его вид;нья               

Лишь были сномъ, и голода терзанья

Попрежнему Онъ чувствуетъ жестоко.

Онъ поднялся на высоту холма,               

Дабы взглянуть, не видно-ли овчарни               

Иль хижины какой-нибудь вдали?               

Но передъ Нимъ чарующая роща               

Раскинулась, и, отдыха ища               

Въ т;ни ея, вступиль туда Спаситель.               

Въ пути Ему попался челов;къ,               

Въ богатыя одежды облеченный,               

И Господу краснор;чиво молвилъ:               

— Вернулся я, Теб; служить готовый.               

Дивитъ меня, что тягостнымъ лишеньямъ


Подверженный, испытывая голодъ,               

Сынъ Божій зд;сь такъ долго остается.               

Въ былые дни — преданіе гласитъ               

— Сюда Агарь опальная б;жала               

И ангеломъ ут;шена была.               

Отъ голода среди пустыни этой               

Погибли-бы Израиля сыны,               

Когда-бъ Господь ихъ манной не питалъ.

Явившійся изъ Фесвы (2) Илія               

Зд;сь вящею былъ дважды подкр;пляемъ,               

И лишь Одинъ—вс; эти сорокъ дней —               

Ты бол;е, ч;мъ въ сорокъ разъ покинутъ.
………………………………………………………………………

4.Божий Сын побеждает Сатану.

Но Сатан; отв;тилъ Іисусъ:               

— Изъ этого что заключаешь ты?               

Они нужду им;ли въ подкр;плень;,               

Въ которомъ Я, какъ видишь, не нуждаюсь.               

— Но отчего-жъ Ты голодъ ощущаешь? —

Промолвилъ врагъ. — И, если-бы теперь

Поставили передъ Тобою пищу,               

Ужели Ты ея-бы не вкусилъ?               

— Все отъ того зависитъ, — отв;чалъ               

Ему Христосъ,— к;мъ будетъ пища эта

Предложена.   И молвилъ искуситель:               

— Ужель Теб; не все принадлежитъ?               

И не должны-ль Теб; повиноваться,               

Теб; служить земныя твари вс;?               

Не говорю о жертвенныхъ животныхъ.               

Отъ мяса ихъ и юный Даніилъ               

Не пожелалъ отв;дать, — и о яствахъ               

Не говорю, предложенныхъ врагомъ:               

Хотя въ нужд; кто сталъ-бы колебаться?               

Но т;мъ, что Ты претерп;ваешь голодъ,

Природа вся невольно смущена.               

Смотри: Теб;, какъ Богу своему,               

Сп;шитъ она достойно послужить.               

И вс;хъ стихій отборные дары               

Она къ столу Господнему приноситъ.               

Благоволи, прис;въ, отъ нихъ вкуситьі               

Взглянулъ Христосъ. Теперь не сновид;ньемъ,               

Не грезою все это было. Онъ,               

Въ т;ни в;твей, украшенный по-царски

Увид;лъ столъ. Изысканныя яства               

На томъ стол; горою возвышались:               

Съ печеніемъ дичина, масса рыбъ,               

Которыя благоухали амброй,               

Различныя породы вкусныхъ птицъ               

И лакомыхъ моллюсковъ, привезенныхъ               

Отъ озера Лукринскаго. Въ сравненіи               

Съ трапезою подобной какъ ничтожно               


Казалося то яблоко простое,               

Которое ввело жену въ соблазнъ!               

По близости еще видн;лся столъ,               

Гд; р;дкія благоухали вина,               

И отроки въ богатыхъ од;яньяхъ,               

Превосходя Гиласа(3 съ Ганимедомъ(4               

Красой своей, стояли у стола,               

Готовые служить, а въ отдалень;               

Видн;лися съ цв;тами и плодами               

Роскошными изъ рога Амалтеи               

Прекрасн;йшія нимфы и наяды,               

Съ которыми сравниться не могли                  

Поздн;йшія красавицы, чья прелесть               

Волшебная пл;нила Пеленара,               

Великаго Логреса, Ланселота               

И рыцарей, имъ равныхъ по отваг;.               

Чарующая музыка звучала:               

Свир;ли п;снь и сладкострунныхъ арфъ;               

Аравіи далекой ароматы               

И раннія благоуханья Флоры               

Сюда неслись на крыльяхъ в;терка               

Для пиршества съ такимъ великол;пьемъ

Украшено все было, и къ Христу               

Вновь приступилъ коварный Искуситель:               
 
— Въ сомн;ніи, Сынъ Божій, отчего               

Такъ медлишь Ты вкусить отъ этихъ яствъ?

Отв;дать ихъ законъ не возбраняетъ.               

Они — не плодъ запретный, приносящій               

Познанье зла, но, жизнь оберегая,               

Врага ея уничтожаютъ—голодъ.               

Взам;нъ его, собою наслажденье               

Даютъ они и подкр;пляютъ силы.               

Живущіе среди л;совъ и водъ,               

И воздуха, къ Теб; стеклися духи,               

Служители покорные Твои,               

Готовые признать тебя Владыкой               

И почести, какъ Господу, воздать.               

Зач;мъ-же Ты, Сынъ Божій, пребываешь               

Въ сомн;ніи? Вкуси отъ этихъ яствъ!   

Но Іисусъ спокойно возражаетъ:               

— Ты самъ сказалъ, что Мн; принадлежитъ               

По праву все. Зач;мъ-же Я приму               

Его, какъ даръ? Не сомн;вайся въ томъ,               

Что Я могу со скоростью такой-же               

Воздвигнуть столъ среди пустыни дикой,               

И ангелы, которыхъ призову,               

Сюда явясь на крыльяхъ быстролетныхъ,

Облечены сіяньемъ горней славы,               

За чашею прислуживать Мн; будутъ.               

Зач;мъ-же ты навязываешь тщетно               

Услуги Мн;? И нечего теб;               

О голод; заботиться Моемъ;               

Я пышную трапезу презираю,               

Въ дарахъ твоихъ одно коварство вндя.               

Съ досадою отв;тилъ Сатана:               

— Ты видишь Самъ, и я давать могу.               

И если я же , въ силу этой власти,               

Даю Теб; по доброй вол; все,               

Что могъ-бы я другому предложить,               

— Въ нужд; Твоей Теб; являя помощь,—               

То почему-бъ Теб; не согласиться               

Принять ее? Но каждый мой поступокъ               

Въ Тебя одни вселяетъ подозр;нья.               

Пускай-же все идетъ на пользу людямъ,         

Которые, благодаря лишеньямъ,               

Обильное оц;нятъ угощенье               

И лакомства—дары далекихъ странъ.               

Онъ повел;лъ, — и гарпіи крылами               

Злов;щими незримо прошум;ли;               

Волшебный столъ и яства — все исчезло;               

Одинъ лишь неотступный Искуситель,

Оставшись съ Нимъ, такъ говоритъ Христу:

— Предъ голодомъ, которымъ все живое               

Укрощено, Ты былъ непоб;димъ.               

Что вкусъ людей способно соблазнить —               

Желанія въ Теб; не пробуждаетъ.               

Великому нам;ренью, великимъ Д;яніямъ               

Твой духъ всец;ло преданъ.               

Но какъ и ч;мъ осуществишь Ты ихъ?               

Громадныя необходимы средства,

Друзей, почетъ, поб;ды и престолъ —               

Возможно все деньгами пріобр;сть.               

Ч;мъ Антипатръ (5) и сынъ его достигли

Великаго престола Твоего               

И сд;лались царями Іудеи?               

Лишь золотомъ! Добудь Себ; сначала               

Сокровища и накопи богатства:               

Теб; легко, при помощи моей,               

Ихъ пріобр;сть. И счастье, и богатство —               

Въ моихъ рукахъ. Къ кому благоволю—

Сокровищамъ своимъ не знаютъ м;ры,               

А Доброд;тель съ Доблестью и Мудрость —               

Въ забвеніи и б;дствуютъ жестоко.
 
Но Іисусъ отв;тилъ терп;ливо:               

— Однако-же, безъ этихъ трехъ достоинствъ

Является безсильнымъ и богатство,               

Которое доставить неспособно               

Могущество, а если и доставитъ,               

То удержать его не въ состоянь;.               

Объ этомъ вс; свид;тельствуютъ царства,

Что рушились, достигнувъ процв;танья

Великаго, межъ т;мъ какъ б;дняки,               

Которые святую доброд;тель               

Въ душ; своей сум;ли воспитать,               

Славн;йшія д;янья совершали.               

Прим;рами намъ служатъ Іев;ай               

И Гедеонъ, а также юный пастырь,               

Котораго потомки воцарились               

Въ Израил;. Они вернутъ себ;               

Престолъ его, и царству ихъ не будетъ               

Конца во в;къ. Язычество само               

Фабриціевъ и Курціевъ(6 своихъ,               

И Регуловъ им;ло въ дни былые.               

 И высоко Я ставлю т;хъ мужей,               

Которые, богатство презирая,               

Хотя-бъ оно царями предлагалось,               

И въ б;дности могучими д;лами               

Прославились. И почему-же Я,               

Въ нужд; Моей исполнить не могу               

Того, что было ими свершено,               

А, можетъ быть, и большаго еще?               

Не пробуй-же превозносить богатство,               

Кумиръ глупцовъ и бремя мудреца,               

Иль западню опасную. Оно ,               

Способно лишь ослабить доброд;тель               

И притупить къ д;ламъ великимъ рвенье.               

Ты говоришь о царств;? Но его,               

Какъ золото, равно Я презираю.               

Блестящая по вн;шности корона               

Является изъ тернія в;нцомъ.

Вести народъ изъ тьмы духовной къ св;ту,

Къ познанію и почитанью Бога —

Не выше-ли подобная задача,

Ч;мъ царское достоинство и власть?

Кому ее исполнить суждено,

Тотъ на земл; лишь души поб;ждаетъ —

То высшее, что въ челов;к; есть.

Не нужно Мн; предложенныхъ богатствъ,

Въ сокровищахъ самихъ Я не нуждаюсь,

И не нужны сокровища твои,

Какъ средство Мн;: съ ихъ помощью не стану

Я къ скипетру монаршему стремиться.

Примечания

1) Объ Еннон; Евангелистъ Іоаннъ говоритъ (гл. III, 23): «Іоаннъ совершалъ также крещеніе и въ обильномъ водой Еннон;, около Салима.
2) Фесва считается на основаніи III-й книги Царствъ родиной св. пророка Иліи.
3) Любимецъ Геркулеса Гиласъ отличался зам;чательной красотой.
4) Ганимедъ, красивый юноша, былъ взятъ Юпитеромъ на Олимпъ и служилъ у его стола виночерпіемъ.
5) Антипатръ, происхожденіемъ іудей, назначенный Цезаремъ царемъ іудейскимъ, возстановилъ іерусалимскія ст;ны.
6) И Фабрицій, и Курцій, оба люди небогатые, отказались отъ сокровищъ, предложенныхъ имъ царемъ Пирромъ и Самнитянами.

                Продолжение следует. 


Рецензии