Потер. и возвращ. Рай Д. Мильтона. Поэма 2. Кн. 2
Адаптация.
Автор адаптации Май Спектор
Поэма вторая. Возвращённый Рай
Книга вторая
Краткое содержание
от автора адаптации
Ученики Предтечи Иоанна
Ждут с нетерпеньем Божеского Сына,
Принявшего крещенье в Иордане
И посрамившего Самого Сатану
В пустыне, в диспуте о власти.
Ученики в смущеньи: почему ж
Мессия долго не приходит к ним?
Неужто, лишь на время появившись,
К престолу Отчему вернулся Мессия?!
Не может быть, чтобы Спаситель мира
Своё ученье быстро позабыл
И нас, поверивших в него, оставил,
Он без защиты и спасенья
На произвол властителей земли!
И тем не менее не потеряли
Надежды на приход Мессии вскоре.
И Матерь Божия, не зная, где же
Находится теперь её Иисус,
Воспоминаньям предаётся
О дне рождения, о детстве,
О поклоненьи пастырей Ему,
О бегстве с ним, ещё младенцем,
В Египет от жестокого царя,
Убить желавшего малютку Иисуса.
Меж тем, как Матерь полагает,
Иисус находится в пустыне,
Обдумывая досконально
Послание великое своё,
Которому свершиться предстоит.
А Сатана с правителями Ада
Проводит совещанье, заявив,
Что искушенье Сына Бога сложно
И отвергает женщиной искус.
А вместо этого Он намечает
Изысканной едою совратить
Любимца, также и Надежду Бога,
И этим поединок завершить.
Уж сорок дней постится Иисус,
от голода в пустыне той страдая.
Вот ночью Он забылся тяжким сном
И соблазнительные яства видит.
Проснувшись, обнаруживает Он
Диявола, одетого богато,
Неподалёку в роще, за столом,
Заставленном изысканной едою.
Напитки тут же на другом столе,
И слуги, что приказа ожидают
Хозяина и гостя обслужить.
А в отдаленьи нимфы и наяды
Так мило и призывно улыбались.
Диявол с икусительною речью
Христоса тут же кушать пригласил.
На что учтиво ответчал Иисус,
Что думами святыми Он накормлен
И помощь Сатаны в своих исканьях
Он отвергает, положась на Бога.
Избранные отрывки
1.Ожидание Спасителя.
ПРІЯВШІЕ крещеніе, межъ т;мъ,
Осталися у Іорданскихъ водъ
Съ Крестителемъ, и слышали они
Свид;тельство его объ Іисус;,
Который былъ провозглашенъ Мессіей.
Ув;ровавъ въ Помазанника Божья,
Пошли за Нимъ Андрей и Симонъ-Петръ,
И многіе, которыхъ имена
Не названы въ Писаніи Священномъ.
Но вдругъ отъ нихъ Спаситель удалился,
И радость ихъ сомн;ніемъ см;нилась;
То мнилось имъ, что временно Господь
Являлся имъ, и, словно Моисей,
Онъ къ Богу взятъ иль, словно Илія,
Вознесся Онъ на колесниц; въ Небо,
Однако, съ т;мъ, чтобъ возвратиться въ міръ.
Какъ въ оны дни ученики пророка
Отыскивали всюду Илію,
Такъ и они искали Іисуса
Во вс;хъ м;стахъ съ Ви;арою сос;днихъ
И въ городахъ Салим; и Еннон;, ( 1
На берегу Геннисаретскихъ водъ.
Но тщетными ихъ поиски остались,
И рыбаки, вернувшись къ Іордану,
Гд; шепчутся зефиры въ тростникахъ,
Тамъ въ хижин; печали предались:
— Какая намъ надежда возсіяла
И какъ она нежданно исчезаетъ!
Явился намъ Мессія долгожданный,
Мы слышали ученіе Его,
Исполненное благости и правды,
И близкаго спасенья ждали мы,
Но, вотъ, себя съ тревогой вопрошаемъ:
Куда исчезъ Великій Искупитель?
Пошли, Господь, Мессію Твоего!
Ты видишь Самъ: народъ, Тобой избранный,
Властители земные прит;сняютъ,
И предъ Тобой они забыли страхъ!
Но будемъ ждать. Чрезъ своего
Пророка Господь явилъ Мессію Своего,
Представшаго во слав; всенародно;
2.Матерь Божья вспоминает.
Мы сами зд;сь бес;довали съ Нимъ,
Д;лили съ Нимъ жилище и трапезу.
Итакъ, друзья, возрадуемся въ сердц;,
На Господа возложимъ упованье:
Желаннаго Мессію Онъ вернетъ, —
Вернется Тотъ, въ Которомъ полагаемъ
Вс; радости и всю надежду нашу.
Такъ, с;туя, над;ялись они
Вновь обр;сти Найденнаго однажды
Безъ поисковъ. Но Д;ва-Богоматерь,
Увид;вши вернувшихся съ крещенья
И Господа межъ ними не найдя,
Встревожилась душою непорочной
И молвила среди глубокихъ вздоховъ:
— О, для чего сподобилась Я чести
Быть Матерью Спасителя и Бога
И слышала Архангела прив;тъ:
«Благословенна въ женахъ ты. Не меньше
Страдала Я, ч;мъ и другія жены
Когда на св;тъ Я Сына родила,
И въ ясляхъ Онъ пріютъ Себ; нашелъ.
Зат;мъ б;жать пришлося намъ въ Египетъ,
Пока зд;сь жилъ жестокосердый Царь,
Избившій вс;хъ младенцевъ ви;леемскихъ,
Дабы Его в;рн;е умертвить.
Не мало л;тъ мы жили въ Назарет;;
Зд;сь, углубясь въ мечты и созерцанье,
Не могъ навлечь Онъ царскихъ подозр;ній,
Но, вотъ, теперь, достигнувъ зр;лыхъ л;тъ,
Я слышала, Онъ признанъ Іоанномъ,
И Самъ Господь именовалъ Его
Возлюбленнымъ Единороднымъ Сыномъ.
Не славы, н;тъ,—скорбей Я ожидаю;
Мн; Симеонъ однажды предсказалъ,
Что многіе падутъ черезъ Него
И многіе возвысятся въ народ;,
И острый мечъ вонзится въ сердце Мн;.
Итакъ, Меня Всевышній возвеличилъ
Для горестей и для великихъ мукъ,
Благословенна буду Я и скорбью
Удручена. Не см;ю ни роптать,
Ни с;товать. Гд; медлитъ Онъ? Къ великимъ
Д;яніямъ готовится Мой Сынъ.
Когда Ему всего дв;надцать л;тъ
Исполнилось, Его Я потеряла
И вновь нашлаЯ поняла тогда
Изъ словъ Его, запавшихъ въ душу Мн;,
Что Отчую Онъ исполняетъ волю,
И съ той поры Я терп;ливо жду-
3. Сатана замышляет новое искушение
Такъ съ кроткою покорностью ждала
Грядущаго Святая Богоматерь,
А Сынъ Ея, постясь въ пустын; дикой,
Божественнымъ питался размышленьемъ.
Обдумывалъ въ уединень; Онъ
Великое посланіе Свое,
Которому свершиться надлежало,
Межъ т;мъ какъ врагъ, Христа предупредивъ
О томъ, что онъ нам;ренъ возвратиться,
Вновь полет;лъ въ. воздушное пространство,
Гд; адскіе владыки зас;дали.
Удачею предъ ними не хвалясь,
Въ уныніи повелъ онъ р;чь такую:
— Великіе монархи и князья,
Которые звались сынами Неба
И сд;лались владыками въ Аду,
В;рн;е-же—властители стихій:
Земли, Воды и Воздуха съ Огнемъ!
Зд;сь царствовать могли мы безъ пом;хи,
Но грозный Врагъ войною безпощадной
Возсталъ на насъ, и угрожаетъ Онъ
Изгнаніемъ въ пучину преисподней.
Собраніемъ уполномоченъ вашимъ,
Его найдя, пытался искушать я,
Но поб;дить Его не такъ легко,
Какъ привести къ паденію Адама,
Который палъ, женою соблазненъ.
Тотъ челов;къ (быть можетъ, божество,
Хотя рожденъ отъ смертной) превосходитъ
Его во всемъ, отъ Неба над;ленъ
Божественно-высокимъ совершенствомъ,
Безм;рно благъ и духомъ всеобъемлющъ,
Готовится къ великимъ Онъ д;ламъ;
А потому ув;ренность въ усп;х;
Питать нельзя, о чемъ предупреждаю
Заран;й васъ; такъ будьте-жъ наготов;
Мн; помогать сов;томъ и д;лами,
Иль поб;жденъ я буду, полагавшій,
Что равнаго не знаю я себ;.
Такъ древній Зм;й въ сомн;нь; говорилъ,
И вс; его ув;рить посп;шили,
Что помогать они ему готовы.
Окончилъ онъ, и крики одобренья
Послышались. Отборный легіонъ
Беретъ съ собой коварный Сатана,
И каждому изъ духовъ онъ внушаетъ,
Какъ д;йствовать и поступать должно.
Въ пустыню онъ безплодную сп;шитъ,
Гд; Іисусъ сорокадневный постъ
Перенеся, взалкалъ еще впервые
И размышлялъ съ Собою: — «Гд; конецъ?
Я сорокъ дней безъ пищи зд;сь скитаюсь,
Но голода не чувствовалъ досель,
А потому заслугой не считаю
Я этотъ постъ и также не могу
Его къ Своимъ причислить испытаньямъ.
Но, вотъ, теперь впервые Я взалкалъ
И голода мученій не страшусь,
О нихъ едва Я помышляю даже;
Я думами питаюсь, отъ которыхъ
Еще сильн;й алкаю Я исполнить
То, что Отецъ повел;ваетъ Мн;.
Былъ часъ ночной, и Божій Сынъ возлегъ
Въ т;ни в;твей. Привид;лись Ему
Заманчивыя яства и напитки,
И вороны, питавшіе Илью,
Съ которымъ Онъ д;лилъ его трапезу.
Такъ ночь прошла, и жаворонокъ ранній,
Предв;стникъ дня, гн;здо свое покинулъ;
Взвивался высоко и въ небесахъ,
Онъ п;снею прив;тствовалъ зарю.
И съ легкостью такою-же возсталъ
Спаситель нашъ отъ ложа Своего;
Увид;лъ Онъ, что вс; Его вид;нья
Лишь были сномъ, и голода терзанья
Попрежнему Онъ чувствуетъ жестоко.
Онъ поднялся на высоту холма,
Дабы взглянуть, не видно-ли овчарни
Иль хижины какой-нибудь вдали?
Но передъ Нимъ чарующая роща
Раскинулась, и, отдыха ища
Въ т;ни ея, вступиль туда Спаситель.
Въ пути Ему попался челов;къ,
Въ богатыя одежды облеченный,
И Господу краснор;чиво молвилъ:
— Вернулся я, Теб; служить готовый.
Дивитъ меня, что тягостнымъ лишеньямъ
Подверженный, испытывая голодъ,
Сынъ Божій зд;сь такъ долго остается.
Въ былые дни — преданіе гласитъ
— Сюда Агарь опальная б;жала
И ангеломъ ут;шена была.
Отъ голода среди пустыни этой
Погибли-бы Израиля сыны,
Когда-бъ Господь ихъ манной не питалъ.
Явившійся изъ Фесвы (2) Илія
Зд;сь вящею былъ дважды подкр;пляемъ,
И лишь Одинъ—вс; эти сорокъ дней —
Ты бол;е, ч;мъ въ сорокъ разъ покинутъ.
………………………………………………………………………
4.Божий Сын побеждает Сатану.
Но Сатан; отв;тилъ Іисусъ:
— Изъ этого что заключаешь ты?
Они нужду им;ли въ подкр;плень;,
Въ которомъ Я, какъ видишь, не нуждаюсь.
— Но отчего-жъ Ты голодъ ощущаешь? —
Промолвилъ врагъ. — И, если-бы теперь
Поставили передъ Тобою пищу,
Ужели Ты ея-бы не вкусилъ?
— Все отъ того зависитъ, — отв;чалъ
Ему Христосъ,— к;мъ будетъ пища эта
Предложена. И молвилъ искуситель:
— Ужель Теб; не все принадлежитъ?
И не должны-ль Теб; повиноваться,
Теб; служить земныя твари вс;?
Не говорю о жертвенныхъ животныхъ.
Отъ мяса ихъ и юный Даніилъ
Не пожелалъ отв;дать, — и о яствахъ
Не говорю, предложенныхъ врагомъ:
Хотя въ нужд; кто сталъ-бы колебаться?
Но т;мъ, что Ты претерп;ваешь голодъ,
Природа вся невольно смущена.
Смотри: Теб;, какъ Богу своему,
Сп;шитъ она достойно послужить.
И вс;хъ стихій отборные дары
Она къ столу Господнему приноситъ.
Благоволи, прис;въ, отъ нихъ вкуситьі
Взглянулъ Христосъ. Теперь не сновид;ньемъ,
Не грезою все это было. Онъ,
Въ т;ни в;твей, украшенный по-царски
Увид;лъ столъ. Изысканныя яства
На томъ стол; горою возвышались:
Съ печеніемъ дичина, масса рыбъ,
Которыя благоухали амброй,
Различныя породы вкусныхъ птицъ
И лакомыхъ моллюсковъ, привезенныхъ
Отъ озера Лукринскаго. Въ сравненіи
Съ трапезою подобной какъ ничтожно
Казалося то яблоко простое,
Которое ввело жену въ соблазнъ!
По близости еще видн;лся столъ,
Гд; р;дкія благоухали вина,
И отроки въ богатыхъ од;яньяхъ,
Превосходя Гиласа(3 съ Ганимедомъ(4
Красой своей, стояли у стола,
Готовые служить, а въ отдалень;
Видн;лися съ цв;тами и плодами
Роскошными изъ рога Амалтеи
Прекрасн;йшія нимфы и наяды,
Съ которыми сравниться не могли
Поздн;йшія красавицы, чья прелесть
Волшебная пл;нила Пеленара,
Великаго Логреса, Ланселота
И рыцарей, имъ равныхъ по отваг;.
Чарующая музыка звучала:
Свир;ли п;снь и сладкострунныхъ арфъ;
Аравіи далекой ароматы
И раннія благоуханья Флоры
Сюда неслись на крыльяхъ в;терка
Для пиршества съ такимъ великол;пьемъ
Украшено все было, и къ Христу
Вновь приступилъ коварный Искуситель:
— Въ сомн;ніи, Сынъ Божій, отчего
Такъ медлишь Ты вкусить отъ этихъ яствъ?
Отв;дать ихъ законъ не возбраняетъ.
Они — не плодъ запретный, приносящій
Познанье зла, но, жизнь оберегая,
Врага ея уничтожаютъ—голодъ.
Взам;нъ его, собою наслажденье
Даютъ они и подкр;пляютъ силы.
Живущіе среди л;совъ и водъ,
И воздуха, къ Теб; стеклися духи,
Служители покорные Твои,
Готовые признать тебя Владыкой
И почести, какъ Господу, воздать.
Зач;мъ-же Ты, Сынъ Божій, пребываешь
Въ сомн;ніи? Вкуси отъ этихъ яствъ!
Но Іисусъ спокойно возражаетъ:
— Ты самъ сказалъ, что Мн; принадлежитъ
По праву все. Зач;мъ-же Я приму
Его, какъ даръ? Не сомн;вайся въ томъ,
Что Я могу со скоростью такой-же
Воздвигнуть столъ среди пустыни дикой,
И ангелы, которыхъ призову,
Сюда явясь на крыльяхъ быстролетныхъ,
Облечены сіяньемъ горней славы,
За чашею прислуживать Мн; будутъ.
Зач;мъ-же ты навязываешь тщетно
Услуги Мн;? И нечего теб;
О голод; заботиться Моемъ;
Я пышную трапезу презираю,
Въ дарахъ твоихъ одно коварство вндя.
Съ досадою отв;тилъ Сатана:
— Ты видишь Самъ, и я давать могу.
И если я же , въ силу этой власти,
Даю Теб; по доброй вол; все,
Что могъ-бы я другому предложить,
— Въ нужд; Твоей Теб; являя помощь,—
То почему-бъ Теб; не согласиться
Принять ее? Но каждый мой поступокъ
Въ Тебя одни вселяетъ подозр;нья.
Пускай-же все идетъ на пользу людямъ,
Которые, благодаря лишеньямъ,
Обильное оц;нятъ угощенье
И лакомства—дары далекихъ странъ.
Онъ повел;лъ, — и гарпіи крылами
Злов;щими незримо прошум;ли;
Волшебный столъ и яства — все исчезло;
Одинъ лишь неотступный Искуситель,
Оставшись съ Нимъ, такъ говоритъ Христу:
— Предъ голодомъ, которымъ все живое
Укрощено, Ты былъ непоб;димъ.
Что вкусъ людей способно соблазнить —
Желанія въ Теб; не пробуждаетъ.
Великому нам;ренью, великимъ Д;яніямъ
Твой духъ всец;ло преданъ.
Но какъ и ч;мъ осуществишь Ты ихъ?
Громадныя необходимы средства,
Друзей, почетъ, поб;ды и престолъ —
Возможно все деньгами пріобр;сть.
Ч;мъ Антипатръ (5) и сынъ его достигли
Великаго престола Твоего
И сд;лались царями Іудеи?
Лишь золотомъ! Добудь Себ; сначала
Сокровища и накопи богатства:
Теб; легко, при помощи моей,
Ихъ пріобр;сть. И счастье, и богатство —
Въ моихъ рукахъ. Къ кому благоволю—
Сокровищамъ своимъ не знаютъ м;ры,
А Доброд;тель съ Доблестью и Мудрость —
Въ забвеніи и б;дствуютъ жестоко.
Но Іисусъ отв;тилъ терп;ливо:
— Однако-же, безъ этихъ трехъ достоинствъ
Является безсильнымъ и богатство,
Которое доставить неспособно
Могущество, а если и доставитъ,
То удержать его не въ состоянь;.
Объ этомъ вс; свид;тельствуютъ царства,
Что рушились, достигнувъ процв;танья
Великаго, межъ т;мъ какъ б;дняки,
Которые святую доброд;тель
Въ душ; своей сум;ли воспитать,
Славн;йшія д;янья совершали.
Прим;рами намъ служатъ Іев;ай
И Гедеонъ, а также юный пастырь,
Котораго потомки воцарились
Въ Израил;. Они вернутъ себ;
Престолъ его, и царству ихъ не будетъ
Конца во в;къ. Язычество само
Фабриціевъ и Курціевъ(6 своихъ,
И Регуловъ им;ло въ дни былые.
И высоко Я ставлю т;хъ мужей,
Которые, богатство презирая,
Хотя-бъ оно царями предлагалось,
И въ б;дности могучими д;лами
Прославились. И почему-же Я,
Въ нужд; Моей исполнить не могу
Того, что было ими свершено,
А, можетъ быть, и большаго еще?
Не пробуй-же превозносить богатство,
Кумиръ глупцовъ и бремя мудреца,
Иль западню опасную. Оно ,
Способно лишь ослабить доброд;тель
И притупить къ д;ламъ великимъ рвенье.
Ты говоришь о царств;? Но его,
Какъ золото, равно Я презираю.
Блестящая по вн;шности корона
Является изъ тернія в;нцомъ.
Вести народъ изъ тьмы духовной къ св;ту,
Къ познанію и почитанью Бога —
Не выше-ли подобная задача,
Ч;мъ царское достоинство и власть?
Кому ее исполнить суждено,
Тотъ на земл; лишь души поб;ждаетъ —
То высшее, что въ челов;к; есть.
Не нужно Мн; предложенныхъ богатствъ,
Въ сокровищахъ самихъ Я не нуждаюсь,
И не нужны сокровища твои,
Какъ средство Мн;: съ ихъ помощью не стану
Я къ скипетру монаршему стремиться.
Примечания
1) Объ Еннон; Евангелистъ Іоаннъ говоритъ (гл. III, 23): «Іоаннъ совершалъ также крещеніе и въ обильномъ водой Еннон;, около Салима.
2) Фесва считается на основаніи III-й книги Царствъ родиной св. пророка Иліи.
3) Любимецъ Геркулеса Гиласъ отличался зам;чательной красотой.
4) Ганимедъ, красивый юноша, былъ взятъ Юпитеромъ на Олимпъ и служилъ у его стола виночерпіемъ.
5) Антипатръ, происхожденіемъ іудей, назначенный Цезаремъ царемъ іудейскимъ, возстановилъ іерусалимскія ст;ны.
6) И Фабрицій, и Курцій, оба люди небогатые, отказались отъ сокровищъ, предложенныхъ имъ царемъ Пирромъ и Самнитянами.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №116030706504