размышления о рубаи

Преодолев на миг свою природну лень
Сижу и справочник читаю целый день.
Пытаюсь выяснить закон стихосложенья,
И не пойму - зачем мне эта дребедень...

По всем литературным мануалам
По справочникам, кодексам, анналам
Искал систему стиля рубайата,
Фиксировал и начинал с начала.

Прочел уже десяток умных книжек,
Хоть треть из них - (не вру) пустой излишек.
В них вместо полноценных изысканий
Нашел пустые сказки для детишек.

Вот квинтэссенция того, что отыскал:
И все, чего бы ты там только не писал,
Ты должен записать в четыре строчки
Чтоб в третьей шла цезура, а за ней - финал.

Но все слова по поводу размера
Одни слова пустые, все химера!
А мастера, - так те просто писали
Чтоб складно - остальное не их сфера.

Как бейт за бейтом будет словом вышит
Поэт решит, который вирши пишет!
Лишь от него зависит, как звучать те будут -
Коль мастер он - он их душою слышит!


Рецензии
Прямые рубаи: правильно!
Преодолев на миг свою природну лень (12)
Сижу и справочник читаю целый день.
Пытаюсь выяснить закон стихосложенья, (13)
И не пойму - зачем мне эта дребедень...

Переделала третью строку!
Вот квинтэссенция того, что отыскал: (12)
И все, чего бы ты там только не писал,

Ты должен записать в четыре строчки (11 сл.) неправильно:

Должно всё быть записано в четыре строчки (13 сл.)
Чтоб в третьей шла цезура, а за ней - финал.

Обратные рубаи:

По всем литературным мануалам (11)
По справочникам, кодексам, анналам
Искал систему стиля рубайАт, (10)
Фиксировал и начинал с начала.

Прочел уже десяток умных книжек, (11)
Хоть треть из них - (не вру) пустой излишек.
В них вместо полноценных изысканий (д.б. 10 слогов)
Нашел пустые сказки для детишек.
Но все слова по поводу размера (11)
Одни слова пустые, все химера!
А мастер, - так тот просто так писАл (д.б. 10)
Чтоб складно - остальное не их сфера.

Как бейт за бейтом будет словом вышит (11)
Поэт решит, который вирши пишет!
Зависит от него, как те звучАт. (д.б. 10)
Лишь от него зависит, как звучать те бУдут -
Коль мастер он - он их душою слышит!

Третью строку переделывала по законам, но хозяин-барин.
Как бы ни было гладко, по слогам это не были рубаи.
Прошу прощения,

Иванова Ольга Ивановна   09.03.2016 09:22     Заявить о нарушении
А вот теперь объясни - по каким-таким руководствам появились эти названия: "прямые" и "обратные" рубаи. Я так думаю, что и старик Омар, и Рудаки, и другие персидские и таджикские поэты, вот как-то не догадывались о таких формах. Их и вспомнили-то АЖ в 19 веке, спустя почти тысячу лет. И вот современники решили навести порядок в средневековых системах стихосложения? Это, конечно, похвально, но зачем же утверждать, что ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ?
В основе рубаи лежало само направление и форма, которая особых ограничений не несла. Два бейта (двустишия)! Даже способы рифмовки были мягкими. А про количество слогов... Там вообще все весело. У классиков жанра встречалось и 8, и 10, и 11, и 12, и, даже 16 слогов.
Самое интересное, что когда рифмовка шла не ааба, а аааа, то как прикажете распределять количество слогов? Укорачивать или удлинять третью строку?
Ну и, в конце концов, где эти хваленые "инструкции" по написанию? Я уже давно дозрел до их анализа!
Интернет-сайты адептов - не в счет.

Cherry S   09.03.2016 09:49   Заявить о нарушении
Я накопила уже очень много рубаи Хайяма, считала каждый катрен, каждую строку,
Выясняла, почему женская рифма, то есть неприкрытая: "звучАл, писАл, финАл" и
Мужская рифма, прикрытая безударным слогом: "изыскАний, излИшек".

Писала, писала сама, а мне все рубаисты писали - это не рубаи.
Слогов-то может быть во всём катрене и по 10, и по 11, и по 12, и по 13, 15,16.
А вот строки должны подчиняться.

Главное, чтобы в третьей строке то больше на слог, то меньше на слог.

Я уж не говорю про философские, религиозные и пр. сентенции... Это содержание.
А вот по форме все рубаи прямые и обратные или все четыре строки одинаковые.
Почитайте сами рубаи Хайяма. Посчитайте и увидите, сделаете выводы.
У меня все его книжки в подсчётах карандашом.

С уважением,

Иванова Ольга Ивановна   09.03.2016 13:35   Заявить о нарушении
Я также спорила со всеми: как хочу, так и пишу, кто запретит...
Хайям и верно писал длинными строками, но уж в философии ему не откажешь.

А вот переводчики завели такое правило, как и в стихах Пушкина, Лермонтова, Вы ведь не спорите, если первая строка и третья и по количеству и по женской рифме совпадают и наоборот, 2 и 4 строки тоже совпадают...
Или 1, 2 и 3,4 совпадают...
Так что читайте не правила, а сами рубаи. Я долго выясняла всё это.

Иванова Ольга Ивановна   09.03.2016 13:40   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/avtor/chebikin
Вот правильные рубаи: 6 + 6, 6 + 6 и (третья) 13(или 11) и четвёртая строка снова 6 + 6.

Иванова Ольга Ивановна   09.03.2016 13:42   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/avtor/savva11
Тоже правильные, хоть и по 10,10,11,10.

Иванова Ольга Ивановна   09.03.2016 13:43   Заявить о нарушении
Прочел крик вашей души. Но... Но! Ссылки на сайт стихи.ру и проза.ру не годятся. Тоже занимаюсь некоторыми исследованиями, в том числе и литературными.
Сидеть с карандашом над изданиями Хайяма - это здорово, но... Но все, что написано - это всегда переводы. Всегда! Увы, не знаю, как вы, но я не силен в фарси. Прочие языки востока тоже прошли мимо. В работах серьезных ученых, которые работали с оригиналами, почему-то не затронута тема дольности в стихах Хайяма.
А ведь он был не один. Не только он писал рубаи. При рассмотрении других авторов, ученые, опять-таки не упоминают ничего, касающегося канона рубайата, кроме, разве что количества строк, добавляя при том про способ рифмования. Но не более!
Всё же, что пытаются сделать современные, даже не исследователи, а просто почитатели и продолжатели жанра, так это просто попытаться подражать.
Подражание, бесспорно, вещь неплохая, особенно, когда подражают мастеру.
Вся беда в том, что подражают ПЕРЕВОДУ мастера.
Ольга, еще раз прошу вас. Дайте ссылку на работы филологов, ученых, востоковедов, которые говорят о системе стихосложения, а то я уже у племяшек все учебники скоро перетаскаю. (Кстати, там того, о чем вы говорите, нет)

Cherry S   09.03.2016 14:05   Заявить о нарушении
Ну и в любом случае вам спасибо за то, что, по крайней мере, не даете спокойно оставаться на одном месте. Изучаю. А изучая, все равно нахожу кое-что новое, хотя и не то, о чем вы мне говорите.

Cherry S   09.03.2016 14:07   Заявить о нарушении
Ну и?.. Что-то я там проглядел, наверное...
Зато Апшибочку небольшую увидел: " Всего метров рубаи - 24. Рубаи может иметь для каждой строки разные метры, но все они должны исходить из 24 метров."
Дело в том, что я и первоисточник этой фразы читывал. Представь, но там первое предложение - то же самое, а вот концовка отличается... Речь-то идет о 24-х вариантах(!) Мало того, работа была обзором восточной поэзии. И, что самое интересное, там говорилось, что ОБНАРУЖЕНО ВСЕГО 24 ВАРИАНТА ЗАПИСИ РУБАИ. Странно, правда, как могут по-разному трактовать, казалось бы, простые вещи разные люди...
С уважением

Cherry S   09.03.2016 15:46   Заявить о нарушении
Метры - здесь размер. Это понятие мне известно.

Иванова Ольга Ивановна   10.03.2016 10:19   Заявить о нарушении