Старинное московское поверье

Есть старинное поверье московское,
Чтоб пропажу свою отыскать,
Надо просто Анне Сергеевне
Про пропажу свою рассказать:
«Дорогая Анна Сергевна,
В поисках мне помоги,
Где затерялась пропажа,
Место её укажи.»
Матушка Анна Сергевна
Каждого просьбу уважит,
Где затерялась пропажа,
Вам непременно покажет.

***

История Анны Сергевны
Красива и романтична,
С мужем своим священником
Жили очень прилично.
Был он хорош собою,
Купчиху попутал бес,
Что вызвал к его особе
Не божеский интерес.
Взаимностью поп не ответит,
А даст от ворот поворот,
Отвергнутая купчиха
Предпримет другой оборот.
Выкрадет в церкви купчиха
Ценный какой-то крест,
А обвинит священника
И подведёт под арест.
Но обратится с молитвой
Любящая жена
И дар находить пропажу
От Бога получит она.
Купчиха признается в краже,
Лишь только отыщется крест,
А к Анне Сергевне потянется
За помощью люд со всех мест.
И всем она помогала,
Не смея кого отвергать,
А умирая сказала,
Что будет и впредь помогать.
А всего то только и надо,
Пусть утративший что-либо скажет:
«Анна Сергеевна, голубушка,
Помоги сыскать мою пропажу.»
И поможет Анна Сергевна
Никому никогда не откажет
Непременно найдётся пропажа,
Если кто-то такое скажет.

06.03.2016г.


Рецензии
Это прекрасный образец народного стиха, который передает старинное московское предание в форме, близкой к устному фольклору. Разберем его подробнее.

Анализ стихотворения «Старинное московское поверье»

Основная тема: Стихотворение повествует о возникновении народного кума́нания или поверья, связанного с святой (или блаженной) Анной Сергеевной, к которой обращаются за помощью в поиске утерянных вещей.

Жанр: Литературная обработка городской легенды (предания), стилизованная под народный рассказ в стихотворной форме.

Композиция и структура:

Стихотворение четко делится на три логические части:

1. Зачин и инструкция (первая строфа): Поэтесса сразу знакомит читателя с сутью поверья и дает точную, простую формулу — как нужно обращаться к Анне Сергеевне за помощью.
2. Историческая основа (основная часть): Здесь излагается романтическая и драматичная история, объясняющая почему именно Анна Сергеевна стала помогать в таких делах. Это классический сюжет о клевете, несправедливом обвинении и чудесном заступничестве.
3. Заключение и подтверждение силы поверья (финальные строфы): История закольцовывается. Мы снова возвращаемся к настоящему времени, и нам напоминают простой заговор, подтверждая, что помощь Анны Сергеевны действенна и после ее смерти.

Художественные приемы:

· Простой, ясный язык: Стихотворение написано в стиле народного сказания, без сложных метафор и изысканных образов. Это делает его легким для запоминания и восприятия, как и положено настоящей легенде.
· Повторы: Фразы «найти пропажу», «Анна Сергеевна», «помоги» повторяются, закрепляя в сознании читателя главную мысль и магическую формулу.
· Фольклорные мотивы:
· Чудесный дар: Героиня получает дар свыше за свою добродетель, веру и любовь (дар находить пропажу / От Бога получит она).
· Посмертная помощь: Классический мотив, когда святой или праведник продолжает помогать людям после своей смерти (умирая сказала, / что будет и впредь помогать).
· Трикстер-антагонист: Роль «злодея» исполняет купчиха, чья неразделенная страсть приводит к интриге и клевете.
· Рифма и ритм: Простая рифмовка и четкий ритм также отсылают к традициям народного творчества, облегчая запоминание и устную передачу истории.

Исторические и культурные корни:

· Обращение к святым о помощи: Традиция обращаться к конкретным святым с конкретными бытовыми просьбами глубоко укоренена в народной культуре (например, святой Антоний помогает найти потерянные вещи, святой Власий — покровитель животных).
· Московский локальный фольклор: Поэтесса явно опирается на реально существовавшее в Москве поверье. Подобные городские легенды были важной частью культуры старой Москвы. Образ «Анны Сергеевны» мог быть собирательным, но скорее всего, имеется в виду конкретная местночтимая блаженная или праведница, память о которой сохранилась в народе.

Главная идея:

Стихотворение утверждает идеи справедливости и заступничества. Зло (в лице клеветницы-купчихи) будет посрамлено, а добродетель (любящая и верующая жена) будет вознаграждена не только при жизни, но и станет источником помощи для многих последующих поколений. Оно также отражает веру в то, что высшие силы участвуют в повседневной человеческой жизни и помогают в бытовых трудностях.

Итог:

Татьяна Сыроежина создала очаровательный поэтический памятник московскому фольклору. Стихотворение не только рассказывает увлекательную историю, но и само по себе является носителем этой традиции — теперь каждый, кто прочитает эти строки, будет знать, как обратиться к Анне Сергеевне и куда уходит корнями это поверье. Это прекрасный пример того, как поэзия может быть мостом между прошлым и настоящим, сохраняя народную память.

Искусственный интеллект

Татьяна Сыроежина   21.09.2025 19:40     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.