52. Качество

Я ненавижу плохую работу как смертный грех.
Иоганн Гёте.

52.1 – 52.10: Разрыв в качестве письма. – Лучше немного, но хорошего. – Всё созданное им превосходно. – Уважать каждую строчку. – Ценность искусства. – Богу угодно качество. – Сотня строк может прославить. – Суть величия не количество. – Литература это высшее качество. – Грех изуродованной вещи.


52.1. Разрыв в качестве письма…

…читая вас, остро чувствую, что мои творения не просто сырые, а буквально сочатся недоработками через прорехи низкого литературного качества. Ольга Анцупова, в рецензии. // Большинство пишущих работают плохо. Разрыв в качестве письма между нынешними прозаиками и великим поколением ушедших уничтожающе пародиен. Что увидел (в телевизоре), то пою самым незамысловатым слогом расхожего журнализма. Тень великих предков мало кого тревожит. // Ксения, Ксения, стихотворения множатся в мире – бездна словес. Но от их умножения не увеличивается их вес. Божидар Божилов. // Флобер затрачивал на один роман до шести лет, работая ежедневно по нескольку часов. Ибсену каждая драма обходилась примерно в два года. Первую страницу «Поля и Виргинии», такую простую и лёгкую, Сен-Пьер переделывал четырнадцать раз. Мопассан перерабатывал некоторые из своих новелл до восьми раз. Один рассказ Бальзака имел двадцать семь корректур. Ян Парандовский. // Важно не сколько у тебя книг, а сколь они хороши. Сенека. // Халтура, конечно, всегда беспринципна, она создаёт безразличное отношение к теме, избегает трудную. Владимир Маяковский. // …небрежность есть признак слабости дарования. Небрежен тот, кто не придаёт значения своим писаниям, не любит их, не способен влить в них душу, то есть кто не талантлив. Лев Толстой. // В литературе не важно, о чём писать, важно, как это написано. Эжен Ионеско. // Талант истинный, за что ни примется, всё делает хорошо. Кто постоянно начинает что-нибудь и, не доведя до конца, бросает, не есть истинный талант, уверяю вас. Чарльз Диккенс. // Сделанное небрежно есть попранный долг, и не приносит большого вознаграждения. Несделанное лучше плохо сделанного, которое потом мучит. Но всего лучше безукоризненное, не несущее раскаяния. Ладно придумать и спланировать – это мудро, но самое наилучшее – хорошо исполнить. Будда.


52.2. Лучше немного, но хорошего…

В молодости кинорежиссёр Андрей Тарковский увлекался спиритическими сеансами. Однажды он вызвал дух умершего поэта Бориса Пастернака и спросил: «Сколько фильмов я сниму за свою жизнь?» – «Семь, зато хороших!» Пророческий ответ, сбылось. // Соловей берёт качеством, воробей – количеством. Эмиль Кроткий. // Художник всегда оставляет чересчур много картин. У него один серьёзный враг – его собственные плохие картины. Анри Матисс. // Расхожее присловье «сойдёт и так» способно подменить собой опыт, профессионализм, совесть и строгость к себе. Ана Бландиана. // Лучше вообще ничего не делать, чем делать плохо. Жюль Ренар. // Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах. Лев Толстой. // Занимаясь чем-то, делай это очень хорошо либо оставь вовсе. Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше. Аристотель.// За год до смерти Люк Вовенарг издал единственную книгу. «Размышления и максимы» прославили его как крупнейшего мастера афоризмов. // Взгляни на Пушкина, на Гоголя. Написали немного, а оба ждут монументов. Молодой Достоевский, в письме брату. // В романе Лермонтова «Герой нашего времени» нет и шести печатных листов. Величайший памятник русской письменности «Слово о полку Игореве» объёмом в пол-листа. Значит, дело не в количестве листов, а в качестве и важности образов, в ценности мыслей. Сергей Сергеев-Ценский. // Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей. Афанасий Фет. // Я считаю, что показатель творческой работы не количественный, хотя работать стараюсь много. Ценить качество больше, чем количество, вот лозунг. Владимир Костров. // Количество неизбежно должно переходить в качество. Писатель должен раз и навсегда запретить себе писать кое-как. Константин Федин. // Бунин удивительно смиренен в своём ремесле. Маленький фрагмент отделывает с педантичной тщательностью, и собрание их даёт блестящий фельетон. Напишет что-нибудь крохотное и радуется, как хорошо написал. Галина Кузнецова.


52.3. Всё созданное им превосходно…

Горячим, со сковороды принёс, не дожарив? – швырнул Овечкин папку с моей повестью. – Больше недоделок читать не буду. Сперва сам выложись, на что способен! Владимир Карпов. // Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Фридрих Энгельс. // Уважающий себя и свой труд ремесленник никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Всё, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство. Оноре Бальзак. // Выполняй любое дело так, как если бы от него зависело твоё будущее. Арман Ришелье. // В формуле успеха шесть слов: тщательно всё продумывай, затем тщательно исполняй. Вальтер Скотт. // Когда мы строим, мы должны думать, что строим навеки. Джон Рёскин. // Талант – это страсть к самовыражению, стремление вложить в каждое слово и штрих все силы души. Бездарность – это тяп-ляп. Виктор Савельев. // Как ни быстро работал подстёгиваемый необходимостью Бальзак, качество его произведений неизменно оставалось высоким. Даже политические статьи были написаны с блеском. Работает лихорадочно, но всё созданное им превосходно. Андре Моруа. // Репин всё делал первоклассно. Работая над историческим сюжетом, въедливо уточнял детали. Некоторые полотна писал, по его выражению, десятилетиями кочевряжа одно и то же. Бывало, уничтожал. «Пушкина над Невою…» писал двадцать лет, сделав сотни набросков, и заявил: «Хвалам моему Пушкину не верю. Хочу приняться за него ещё раз!» // Малоизвестный факт: большинство художников сохраняют примерно один рисунок из двадцати. Но тот двадцатый обязательно отразит истинную реакцию на по-настоящему увиденное и почувствованное. Бетти Эдвардс. // Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. Фёдор Достоевский. // Счастлив писатель, который может листать свой старый сборник, не краснея, завтра снова сдать его в набор, ничего не вычёркивая, не добавляя, не правя. Расул Гамзатов. // В идеале от книги требуются: блеск языка, глубина мысли, сила чувства, плюс яркость картин, острота сюжета. Искусство есть всё, что ты способен делать хорошо и качественно. Михаил Веллер. // …художественное произведение есть плод любви. Лев Толстой.


52.4. Уважать каждую строчку…

Творения одного художника как заботливо возделанный сад из плодовых культур. Картины другого как заросший бурьяном надел. Вальтер Скотт. // Каждое слово и строка должны быть вескими, обдуманными. Вергилий следовал завету «лучше меньше, да лучше» неукоснительно. Маленькие «Буколики» писал три года, «Георгики» – семь лет, «Энеиду» – одиннадцать. Ежедневно поутру на свежую голову поэт слагал и диктовал писцу сразу несколько стихов. В течение дня их отделывал, правил и сокращал, бывало до нуля. // В борьбе за высокое качество прозы и поэзии мы должны обновлять и углублять тематику, чистоту и звучность языка. Максим Горький. // Имеется способ сделать лучше – найди его. Томас Эдисон. // Литература не признаёт скидок на усталость и плохое настроение, поблажки себе беспощадно мстят. Трепетное чувство ответственности за каждое слово, мысль, образ поразило меня. Пётр Проскурин. // …будь, ради Христа, строже к себе, чтобы после не отрекаться от написанного. Над каждою фразою думай. Каждое слово обдумывай. Антон Чехов. // Хорошая живопись делается с одинаковым напряжением на каждый сантиметр холста. Андре Массон. // Хемингуэй описывает всё с необычайной точностью и ясностью. В его произведениях нет слабых мест. Фидель Кастро. // Чтящий своё призвание литератор должен писать так, чтобы мог уважать каждую строчку, выходящую из-под пера, подпишет он её или нет, получит за неё большой гонорар или маленький. Леонид Андреев. // Ныне, после целого дня работы, я считаю себя счастливым, если напишу хороший абзац, который, как правило, на следующий день переписываю. Габриель Маркес. // В литературе важно не сколько сделал, а как сделал, не только что сказано, но и как. Фёдор Абрамов. // Дважды сделано то, что сделано хорошо. Джеймс Хауэлл. // Писание Пушкина как алмаз: вещичка маленькая, а стоит дорого. Адриан Топоров. // Произведение, отвечающее хотя бы в скромной степени требованиям творчества, должно подтверждать это каждой своей строкой. Джозеф Конрад.


52.5. Ценность искусства…

Я пишу для тех, кто судит о книгах не по количеству, а по качеству: интересуясь не числом страниц, а их добротностью. Берегу время читателя, сообщая мысль наименьшим количеством слов. Джон Уэсли. // Хорошо написано – это когда для пересказа необходимо больше слов, чем для цитирования. Сокращать нечего, язык естествен и прост. Михаил Веллер. // Я не понимаю, как можно писать и не переделывать всё множество раз. Лев Толстой. // На одну страницу беловика у меня приходится в среднем десяток черновых. Василий Шукшин. // Всякую работу стараюсь выполнить с отменным качеством, а не отделаться от неё. Владимир Обручев. // Написать нужно чисто, чтобы вещь стояла. Выбирая из множества вариантов, полагаюсь на врождённое чувство языка. Если мне на две тысячи строк (как в Федре) не хватает одного слова – считаю, что вещь не закончена, кто ни убеждай. Тружусь, пока не увижу, что сделала всё, что могла. Марина Цветаева. // Ценность искусства измеряется не количеством, а качеством. Максим Горький. // Хорошая эпиграмма лучше плохой трагедии. Александр Пушкин. // Один безупречный сонет стоит длинной поэмы. Никола Буало. // Пётр Ершов одной сказкой пребыл на века, а Осип Сенковский, столько сделав, известен немногим знатокам. Определяет всё и вся не количество, а качество. Бывают восьмистишия, что стоят поэтических сборников, одна-единственная книга может оправдать всю писательскую жизнь. // Ишаков на количество считают, да за скотину не почитают. Казахская пословица. // Всякое и весьма небольшое, но честно и с добрым намерением написанное умным человеком сочинение есть его вклад в искусство. Джон Рескин. // Все стихи Кольцова уместились в один том, а породили сотни романсов, песен, квартетов и хоров, которые писали русские композиторы от Глинки и Даргомыжского, Римского-Корсакова и Рахманинова до скромного воронежского учителя Ногаева, одного из авторов «Хуторка». // Если что-то делаешь, делай лучше всех! Представь, что декламируешь свой текст со сцены на тысячный зал. Станут слушать или начнут, не оборачиваясь, уходить? Михаил Веллер.


52.6. Богу угодно качество…

Друг застал Джойса в позе крайнего отчаяния, лежащим на письменном столе. «Что с тобой, Джеймс, не идёт работа? Сколько слов ты нашёл сегодня?.. Отличный результат для тебя!..» Писатель вяло шевельнулся: «Да, но я не знаю, в каком они идут порядке». // Качество, а не количество, – вот моя мера. Дуглас Джеррольд. // В поэзии всегда был принцип перфекционизма: лучше меньше, да лучше. Вопрос поэтического качества, смысловой плотности текста есть вопрос существования книги во времени. Дмитрий Пригов. // Когда пишешь, не забывай, что Бог умеет читать. Богу угодно качество нашего труда, а не его количество. Махатма Ганди. // Характеризуя труд гения, нужно исходить из глубины и значимости, а не из объёма сделанного им. Рембрандт оставил 650 полотен, Пикассо – 20 тысяч! Но это вовсе не значит, что второй в сорок раз талантливее первого. Николай Гончаренко. // «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Степан Разин». Между картинами временные интервалы по нескольку лет. За всю долгую жизнь Суриков написал их всего семь. Семь совершенств, семь ступенек к вершине славы своей и русского искусства. Владимир Солоухин. // Один литератор, автор многих книг, похвастал: «Мало же вы, Юрий Карлович, за свою жизнь написали. В одну ночь прочту!» Реакция Олеши была незамедлительной: «А я за одну ночь напишу всё, что вы насочиняли!» // Хорошая книга и хорошо написанная книга – вещи иногда разные. Михаил Веллер. // Один пишет быстро и много, другой – медленно и мало. Дорожит каждым словом, стремясь афористично высказать мысль. Судить о гениальности произведения по его размеру, значит допускать материальный подход в оценке. Величина произведения всего лишь вопрос гонорара. Содержимое книги не измеряется её толщиной. Рюноскэ Акутагава.


52.7. Сотня строк может прославить…

Наибольшее количество фактов сосредоточить на наименьшем пространстве. Не ставить двух слов там, где можно обойтись одним. Писать так, чтобы слова не было заметно. Проспер Мериме. // …и в малой вещи может быть заключено большое историческое содержание. Николай Гоголь. // Когда книга «Малахитовая шкатулка» вышла первый раз, принеся автору почётную известность, в ней было четырнадцать сказов. Всего на конец жизни Павел Бажов написал их пятьдесят два. // Шесть страниц уравнений – плод десяти лет работы. Альберт Эйнштейн. // Джером Сэлинджер автор единственного романа «Над пропастью во ржи» и полутора десятков рассказов, что оказались весомей иных собраний. // Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной. Надо работать, имея в виду только будущее. Антон Чехов. // …с нынешним днём я не в ладах, но меня любит вечность. Сигизмунд Кржижановский. // Не пишите ничего, что потомство сочтёт незначительным. В бессмертие отправляются с небольшим багажом. Франсуа Вольтер. // Леонардо да Винчи написал десять картин. Знаменитая «Джоконда» или «Мона Лиза» это прямоугольник холста размером пятьдесят четыре на семьдесят девять сантиметров. // Иногда достаточно одного слова, чтобы стать бессмертным. Только надо знать, где сказать его. Александр Дюма-сын. // Брошюра в сотню страниц под названием «Государь» увековечила имя автора Никколо Макиавелли больше, чем вся его политическая карьера. // Шедевры маленькими не бывают. Гюстав Флобер. // Лао-Цзы написал только одну книгу «Дао дэ цзин», в которой, как любят подчёркивать комментаторы, всего лишь пять тысяч слов. // Сотня стихотворных строк может прославить человека, если содержит сущность его таланта и неповторимости. Найди тему, заставь её сиять, а там, кто знает? Если окажешься удачлив, сотня строк приведёт к бессмертию. Луи Буйе. // Всё следует делать не просто хорошо, а гениально! У меня только одна амбиция – быть наилучшим. Я состязаюсь с самим собой, а не с другими. Лучано Паваротти. // Я стараюсь писать как можно качественнее. Моя единственная цель быть лучшим американским прозаиком. Эрнест Хемингуэй.


52.8. Суть величия – не количество…

Произведение искусства хорошо или дурно оттого, что, как и насколько от души говорит художник. Лев Толстой. // Природа таланта Довлатова с трудом поддаётся определению. Писатель вроде не массовый, а успех завидный. Татьяна Толстая. // Для меня художник – резчик немногих греческих медалей не ниже того, кто вылепил колоссальную статую. Проспер Мериме. // Поль Верлен написал мало, но создал прекрасное стихотворение «Осенняя песня», и его назвали гениальным поэтом. Был ещё такой Артюр Рембо, написавший восемнадцать стихотворений, и все гениальные. Маленькая книжица всё наследие. Николай Рубцов. // Не количество созданного определяет продуктивность писателя. Без обиняков назову массу плодовитых поэтов непродуктивными, ибо сделанное ими непрочно. Оливер Голдсмит написал ничтожно мало, тем не менее, считаю его продуктивнейшим поэтом. То немногое, что он создал, не скоро себя изживёт. Иоганн Гёте. // Тютчев прожил долгую, плодотворную жизнь. Написал всего двести стихотворений, и все до одного шедевры. «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Люблю грозу в начале мая…» Кроме лирических, несколько очень сильных стихов политического содержания. Недавно современный пиит издал книгу стихов в двадцать печатных листов, чего настоящие скромные поэты себе не позволяли. Николай Рубцов. // Не гнаться за многим, стремиться к глубине. Суть величия не количество, а качество. Превосходное всегда единично и редко, а чего много, тому цена невелика. Бальтасар Грасиан. // Сила аргументов не в числе, а в весомости. Тонна чего бы то ни было выглядит отвратительно. Правило Рэнди. // Вольтер мог бы гордиться своей прозорливостью: из его огромного наследия потомки выбрали несколько томиков. Ян Парандовский. // Конечно, объём каждого писателя уменьшается со временем. Меньше остаётся его произведений, нужных на новые вкусы. Поэты ссыхаются. В нашей литературе Лермонтов и Кольцов, оба писавшие так мало, являют единственное исключение поэтов почти без ссыхания. Василий Розанов.


52.9. Литература – это высшее качество…

За свою жизнь я написал свыше семисот песен. Недавно сделал жёсткий отбор: только сорок действительно хороши, ими горжусь. Евгений Родыгин. // Литературная состязательность по природе своей количественна. Качество литературы одно, неизменно высокое, и не может быть низким. Юрий Казарин. // В одной поэзии – обязан знать поэт – меж средним и плохим различья нет. Никола Буало. // То, что обычно считают плохими стихами, вовсе и не стихи. Борис Пастернак. // Если вам нужно составить команду, которая выиграла бы прыжки в высоту, вы ищете одного парня, который может прыгнуть на семь футов, а не семерых, умеющих прыгнуть по футу каждый. Фредерик Терман. // В конце концов, литература – это высшее качество, последняя ступень совершенства, доступная твоему мастерству. Лучше и значительней не можешь! Стремись закончить начатые произведения, в них вложен твой труд и невозвратимые дни. Однако на относительное бессмертие имеет шанс только высококачественное. Сергей Есин. // Ни одна книга никогда не была осуждена в литературе иначе, как самой собой. Ричард Бентли. // Лучше скажи мало, но хорошо. Козьма Прутков. // Я старался писать так, чтобы читателю всегда хотелось перевернуть страницу. Сидни Шелдон. // Широкую публику совершенно не интересуют обстоятельства создания произведения. Она судит о нём только по достоинствам. Чарльз Диккенс. // Когда скульптура будет окончена и поставлена, никто не будет спрашивать, сколько времени она делалась. Важно будет одно: как она сделана. Иван Шадр. // Задача литературы – писать так, чтобы нельзя было не читать. Валентин Распутин. // Так написать о данном явлении, чтобы это осталось действенным и через десять лет, а при удаче и закреплении достаточно чётком даже навсегда. Эрнест Хемингуэй. // …писать так, чтобы не портилось от времени. Ксения Некрасова. // Хорошо сделанная вещь живёт дольше. Этот закон приложим и к литературным произведениям. Николай Тихонов. // …пусть немного, но зато хорошо, а это остаётся. Владимир Лидин.


52.10. Грех изуродованной вещи…

Наилучшая подготовка к завтрашнему дню, сделать как можно лучше сегодняшнюю работу. Уильям Ослер. // Если мне дано будет время для новых трудов, значит, и для усовершенствования прежних. Владимир С.Соловьёв. // То, что стоит делать, стоит делать хорошо. Никола Пуссен. // Всякий дурно исполненный труд есть та же ложь. Он бесчестен. Работать плохо, себя не уважать. Самуэль Смайлс. // Делай как можно лучше то, на что ты способен, или не прикладывай рук вовсе. Ирвинг Стоун. // Написать плохую фразу, совершить такое же преступление, как стибрить в трамвае носовой платок у пассажира. Алексей Н.Толстой. // Если рабочие выпускают десять машин, которыми можно гордиться, они будут уважать себя гораздо больше, чем производя сто автомобилей низкого качества. Г. Лувис. // Человек, создающий уродливые вещи, дичает, озлобляется, ненавидит себя и окружающий мир. На нём грех и проклятие изуродованной вещи. Фазиль Искандер. // Лишь единицы научаются работать до тех пор, пока не выйдет хорошо. Несовпадение качества процесса с качеством результата и есть графомания. Михаил Веллер. // Лучше ничего не делать, чем делать ничего. Карл Брюллов. // Если ты сделал быстро, но плохо, все скоро забудут о быстроте, но запомнят, что сделал плохо. Если ты работал медленно и хорошо, ожидание забудется, его затмит отменное качество вещи. Сергей Королёв. // Труд кончается, но хорошо исполненная работа не пропадёт. Катон. // Что исполняешь, исполняй хорошо. Не можешь либо не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай. Лев Толстой. // Читать плохо написанное это интеллектуальное насилие. И он изложил мне теорию происхождения скверно сделанных вещей. Никто не приступает к делу с намерением исполнить его абы как. Но всякая работа есть череда преодолений, и многие сникают перед трудностью, плодя некачественные вещи. Не будь противостояния искусных мастеров, погрязнем среди небрежно сработанных вещей, непродуманных дел и опрометчивых поступков. Чтоб мне провалиться между строчек! ///


Рецензии