1. Травиата

Когда я в почтовой конторе служил,
Был молод, имел я силёнку.
И вот, как на грех, сдуру я полюбил
Из наших одну почтальонку.

Анютою, братцы, девчонка звалась
И оперой страсть увлекалась.
Меня по спектаклям таскать принялась -
Мне небо с овчинку казалось.

Сижу и врубиться никак не могу,
Ни слова понять в ихней песне.
Об чём они там голосят - ни гу-гу,
Ни уха-ни рыла, хоть тресни!

Анюте шепчу я: "Ты хоть растолкуй,
Чего там на сцене творится?"
Она мне: "Вот это - папаша-буржуй,
А дамочка эта - блудница".

Мне враз интересен стал данный сюжет:
"Рассказывай дальше, Анюта!"
"Но дамочка эта, - она мне в ответ, -
Их всех благороднее тута.

Папаша нахально ввалился к ней в дом,
Устраивать начал скандалы:
- С моим ты, паскуда, связалась сынком
И тянешь с него капиталы!

- С Альфредика вашего нечего взять,
Сынок-то у вас голоштанный.
Карету и лошадь пришлось мне продать,
Латая бюджета изъяны.

Тогда речь другую заводит отец:
Дочурка, мол, чем виновата?
Сидит она в девках - никто под венец
Её не берёт из-за брата.

- Буржуйскую нашу семью запятнал
Альфредик, связавшись с тобою! -
Папаша Жермон Виолетте сказал;
Она ж была тяжко больною.

И, в акте последнем, чахотка её -
Увидишь - совсем доканает".
Я еле дождался. Как вдруг, ё-моё,
Гляжу, что Анюта рыдает!

"Да что ты, Анюта! Ну можно ли так!"
Она же, в растрёпанных чувствах,
Сквозь всхлипы дала мне понять - я дурак,
Не смыслящий в тонких искусствах.

Я быстро смекнул, рукавом начал глаз
Тереть интенсивно для виду,
И слово дал Нюре, что в следущий раз
Пойду вместе с ней на "Аиду".


2016.


********************

(На мотив песни "Когда я на почте служил ямщиком").

Другой вариант первой строчки звучал так: "Когда я на почте шофёром служил", но дабы никто не подумал, будто все представители данной профессии - такие же тёмные и неотёсанные, как главный герой "оперного цикла" (или что автор их считает таковыми), было решено не конкретизировать, кем именно служил на почте наш герой.

Иллюстрация: приблизительный портрет Анюты и её друга (К.С.Петров-Водкин. Весна. 1935 г.)

"Оперный цикл" рекомендуется читать в порядке нумерации.


*****

1. V. 2023
Подписывайтесь на канал "Союз пера и левкаса"! Ссылка внизу страницы.


Рецензии
Здравствуйте, Саня! Сколько впечатлений положительных от ваших "опер". Я не преданная поклонница этого искусства, но иногда посещаю. Недавно вот "Поругание Лукреции" слушала, хорошо пели, только на английском...Не самый удачный для оперы язык.
А ваш язык доступный, народный и доходчивый вполне.)) Спасибо за доставленные улыбки и поднятие настроения. Совсем некогда по работе, но ваша страничка для меня, как волшебная таблетка. Всегда о ней помню. Петров-Водкин шикарен!

Татьяна Шадуя   06.02.2020 13:41     Заявить о нарушении
Спасибо!))
Ой, про Лукрецию - это в Москве поставили? Не-е, для меня это был бы подвиг непосильный. Оперу я люблю очень, но в то же время весьма избирательно - только XIX в.: от романтизма (не ранее) - и, максимум, до веризма (не далее). А ещё и по-английски - бр-р! Меня бы никакая Анюта туда не затащила)).
Правда, вот у нас в Мариинке "Пеллеас и Мелизанда" - очень даже ничего. Тягомотинка, но очаровательная. Правда, тут сказалась моя детская привязанность к Метерлинку и его сказочным сюжетам, потому и спектакль понравился.

Саня Со Штрамповки   06.02.2020 20:01   Заявить о нарушении
Я Лукрецию в ГрандОпера слушала у нас, и сама постановка очень понравилась, но музыка - никак СОВСЕМ. ((

Татьяна Шадуя   06.02.2020 21:31   Заявить о нарушении
Представляю! Бриттен (это ж он?) вообще, по-моему, на большого любителя. И я в число этих любителей явно не вхожу.
А из опер я не люблю ни старинные, ни современные. Может быть, ещё и потому, что в опере мне очень важен сюжет - не менее, чем музыка; в старинных же операх сюжеты часто нудные, а в современных - дурацкие.

Саня Со Штрамповки   06.02.2020 22:31   Заявить о нарушении
Да, Бриттен. Я Онегина люблю и Травиату. Мелодичность важна. А вот с точки зрения сюжета оперу никогда не рассматривала, интересная мысль! Призадумалась. Даже захотелось пойти на что-нибудь этакое...

Татьяна Шадуя   07.02.2020 10:25   Заявить о нарушении
А у меня так: если сюжет мне неинтересен и никак меня не затрагивает, то какой бы прекрасной ни была музыка, эта опера никогда не станет для меня самой-самой. Да, она будет мне нравиться, но не до полного "отвала башки". Скажем, с Травиатой - именно так. Музыка красивая, а сюжет - до лампочки, поэтому в число самых-самых любимых она не входит. У Верди я особенно люблю "Силу судьбы", "Макбета" и "Аиду". Хотя по музыке мне все оперы Верди нравятся. А вот Доницетти в целом мне малоинтересен (хотя, безусловно, у него всё очень красиво), но "Лючию" обожаю: благодаря, во-первых, детскому впечатлению от спектакля (почему-то особенно врезалась в память увитая плющом готическая беседка над источником, да и вся эта мрачная шотландская романтика), а во-вторых - литературному первоисточнику (роману "Ламмермурская невеста" из бабушкиной библиотеки, несколько раз с упоением перечитанному в подростковом возрасте. Притом, что остальные вальтерскоттовские романы казались скучноватыми).

Саня Со Штрамповки   07.02.2020 15:47   Заявить о нарушении
Выявлены мои пробелы в муз.образовании.)) Спасибо за развёрнутые рекомендации и глубокие намеки!) Но Верди - безусловно, да!

Татьяна Шадуя   07.02.2020 17:46   Заявить о нарушении
Да нет, я без намёков и не ради "выявления пробелов". Я ж тоже не специалист и не великий знаток. Просто интересно, кто как воспринимает оперу, кто что в ней любит, ищет и ценит. Некоторые ходят в оперу не на оперу, а на певцов - "послушать красивые голоса". А мне, например, гораздо важнее сама опера, я иду на то или иное произведение; если какая-то опера мне не нравится, то я от неё всё равно удовольствия не получу даже в идеальном исполнении.

Саня Со Штрамповки   08.02.2020 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.