Роман Война и мир. Размышления 2

Удивительно, как   Лев Толстой определил различие национальностей:
Том 3. Часть первая. Глава 10
«...только немцы бывают самоуверенными на основании отвлечённой идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом так и телом, непреодолимо-обворожительном как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что всё, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован  и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь.»
   Не знаю как насчёт итальянцев и англичан, но что касается немцев, французов и, конечно русских, то наблюдения настолько точны, что  даже при разговоре о чём-либо, по мнению собеседника,  можно определить его принадлежность к тому или иному народу.
  А русские, плохо или хорошо это, но вполне подпадают под  определение. Сам русский, я чувствую это.
   А гордость ощутить себя частичкой русского народа вызывают следующие строки:
   Том 4. Часть третья. Глава1
«Как ни странны исторические описания того, как какой-нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королём, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов...» , «Так было (по истории) с древнейших времён и до настоящего времени»  И Австрия и Пруссия не исключение.
  Но вот Москва взята французом но «Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому, что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и всё бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его».  Москва взята но Наполеон шлёт жалобы, что война идёт «не по правилам» и в конце концов  бежит армия , его армия, словно раненый зверь, чувствуя неизбежный конец.
Загадка?  Не понять чужеземцу, да и нам иногда не совсем ясно, откуда у нас это – как пружина мы. Сжать можно, но потом изволь – пора расправиться и нам.
Напрасно Наполеон ждёт «депутацию» от бояр московских. Нет покорённых, нет предателей.
А сегодня? Похожи ли мы на тех русских? Или...


Рецензии
Вопрос - ребром! Призадумался...

Прокоп Ляпунов   05.03.2016 09:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Время смут, войн на Руси - сколько их было. Спасало общее, в крови нашей сидящее - "не быть под чужаком". Многие пытаются размыть это чувство, кто по дури, кто по иной причине. Иным так неймётся быть "опасным поэтом". Помните у Окуджавы: "Всю ночь кричали петухи..."

Волков Северный   05.03.2016 13:20   Заявить о нарушении
Подумал. От сегодняшних "бояр" Наполеон точно дождался б "депутации". Да и "покорённых" было б достаточно. Их и при Гитлере немало было (тот даже и Москву нее взял). Но вот что б в целом, под чужаком... Кровь есть кровь и никаким петухам её не переделать.

Прокоп Ляпунов   05.03.2016 16:41   Заявить о нарушении