Повесть о прекрасной любви

В середине небольшой низины, окружённой лесами и рощами, стоял одиночный Коз. Он давно уже был в полной силе и выглядел могучим красавцем. Высок, строен, с пышными ветвями он был хорош собой и стоял гордо и независимо.
Приближалась весна, и на душе Коза было весело. Дни становились длиннее, солнце светило всё ярче. Коз любил смотреть на линию горизонта, которая почему-то была круглая, на лес, который становился зелёным. Снег постепенно исчезал куда-то, и появлялась трава. А как красиво цвели рощи! По небу стаями летели птицы. Но больше всего его привлекало солнце. Он думал, что светило живёт совсем близко, прямо за лесом. Каждое утро оно поднималось оттуда, описывало круг по небу, и опускалось за лесом с другой стороны. Коз наблюдал за этим движением, и ему хотелось иногда даже крикнуть солнцу что-нибудь приятное, уж очень оно было красиво, но высоко.
Весна незаметно переходила в лето, и Коз радовался белым ночам, тёплым дождям. Ему нравились кучевые облака, которые были такие разные. Иногда они целый день стояли на одном месте, а иногда быстро летели. Коз кричал им: «Ей, облака, куда вы несётесь?» «Нас гонит ветер», – отвечали они. Время от времени появлялись перистые облака. «А эти зачем пришли?» – думал Коз. Но при них начинался дождь, и было так приятно: корни напивались воды, а иглы делались чистыми до блеска.
Деревья в лесу и рощах любовались им, и Коз это знал. Его видно было со всех сторон. Лес жил своей таинственной жизнью: то он глухо шумел, то торжественно молчал, а рощи негромко шептались. Но в одном, Коз был уверен, что он-то уж нравится всем и шепчутся рощицы о его красоте. Пусть смотрят, пусть любуются!
Потом наступала осень. И тут начиналось веселье. Снова летели птицы, садились на ветки и долго качались. Прибегали белки, с молниеносной быстротой они прыгали и бегали по веткам и стволу, добирались до верхушки и лущили шишки. Коз не успевал разговаривать с ними, но любил их. Деревья меняли цвет своих листьев и становились пёстрыми и очень красивыми. «Чудно», – удивлялся Коз. После этого начинались сплошные дожди. За дождями появлялся снег. Где он жил? Его было много, и он тепло укрывал корни. Странно, чтобы ни делала природа, всё было к лучшему. Только очень редко она всё-таки мучила Коза. Это случалось, когда наступал сильный мороз или долгая засуха.
Коз любил и зиму. Ему нравилось звёздное небо, особенно Большая медведица, хотя он и не знал, почему её так называют. Но вот выходила луна. Она освещала округу каким-то странным необыкновенным светом. Иногда она была круглая, а всё небо в звёздах, порой был лунный серп с одной или двумя звёздочками по концам. Изумительно сверкал алмазными кристаллами снег. Было очень красиво, как в сказке. Метель укладывала причудливые сугробы. Снег шёл всегда по-разному: то большими, но лёгкими хлопьями, то косо, то прямо, то очень густо, то падала каждая снежинка отдельно, медленно и тихо. Кругом бело. Всё это было необычайно хорошо!
Потом опять приходила весна. Однажды Коз заметил, что около него растёт какое-то дерево без листьев. Он удивился, что не замечал его раньше. Да ведь он почти всегда смотрел вверх, поэтому, наверно, и не заметил. «Ты кто?» – строго спросил Коз. «Я Пипу», – отвечала Пипу. «Ты всегда будешь голая или у тебя будут листья?» – ещё строже снова спросил Коз. «Да, у меня будут листья», – тихо ответила Пипу. Коз ужаснулся. Это значит, когда дерево вырастет и покроется листьями, то будет закрывать, его, его, который привык, чтобы им любовались. Вот когда пришло несчастье, и настроение Коза совсем испортилось. Он долго стоял молча, стараясь не глядеть на эту Пипу. Она же почувствовала неприязнь Коза и чуть не плакала. «Зачем, зачем я здесь выросла, ведь Коз станет на меня ворчать, и мне совсем не будет жизни», – с тоской думала Пипу, – «Какая я несчастливая». Год или два Коз не разговаривал с ней и не смотрел на неё. Однажды на ветках Пипу он всё же заметил какие-то странные листья. «Это что у тебя?» – спросил Коз. «Это мои цветы», – в страхе отвечала Пипу. «Ничего хуже не видел», – подумал Коз и опять надолго замолчал. Прошёл ещё год. Коз и Пипу совсем не общались и оба ругали свою судьбу.
Но однажды летом Коз решил всё-таки посмотреть на свою соседку и удивился. Рядом с ним стояла стройная Пипу, покрытая круглыми листьями, которые трепетали и переливались на солнце. «И когда она успела вырасти?», – удивился он. Но почему-то Коз не почувствовал к ней прежней неприязни. Время от времени он поглядывал на её листья, и они стали нравиться ему. Иногда казалось, что Пипу вспорхнёт и улетит, но она оставалась на месте. «Пипу, почему у тебя дрожат листья, ты кого-то боишься?» – уже совсем не строго спросил Коз. «У меня они всегда такие», – смело отвечала Пипу. Она заметила, что отношение к ней у Коза изменилось. Теперь они чаще перекидывались фразами.
Вот опять пришло лето. Ночи были прекраснее дня. Днём надвигались тучи, шёл дождь. Правда, бывала очень красивая радуга или даже две. А ночью солнце сияло, если ему не мешал туман. Было чисто и свежо. «Коз, посмотри, как красиво кругом», – говорила Пипу. Коз глянул и ахнул от удивления. Поляна была голубой от незабудок, потом она стала жёлтой от лютиков, потом – белой от ромашек. «Я никогда этого не видел!» – воскликнул он. «Ты много не видел, мой друг, – кротко сказала Пипу, ведь ты всегда смотрел на небо. Потом уже Коз сам заметил, что поляна стала пёстрой, как сказочный ковёр. Как всё это прекрасно! Козу всё больше и больше нравилось, как трепетно вздрагивали листья Пипу. И Пипу заметила это. Теперь они целыми днями говорили друг с другом, наблюдая за цветами и обитателями поляны. А как пели птицы! Ничего не омрачало жизни Коза и Пипу, даже приближение осени.
А когда наступила осень, и Пипу надела свой пёстрый наряд, то Козу понравилось это ещё больше. Но теперь ночи были тёмные, и он ждал утра, чтобы любоваться Пипу. Она же с тревогой думала, что скоро у неё опадут листья, и это Козу не понравится. Но когда это случилось, зато какой красивой стала земля под ними. Коз всё чаще и чаще думал о Пипу, и теперь уже не проклинал свою судьбу.
Зима прошла обыкновенно, и снова наступила весна. Теперь Коз внимательно смотрел на листья Пипу и думал: «Уж не влюбился ли он». А когда осенью Пипу опять нарядилась, сердце Коза затрепетало, как листья Пипу. Да, он влюбился. Теперь он смотрел только на неё и стал замечать, что Пипу осенью и зимой тоже красива, но всегда по-разному.
Красота Пипу зависела от погоды. Если после дождей вдруг ударял мороз, то ветки были похожи на стеклянные. Коз с удовольствием слушал их лёгкие позвонцы. Потом появлялся иней, который окутывал ветки тонким слоем. Он очень украшал Пипу. А потом иней становился всё более толстым, и Пипу была теперь вся белая, белая. Но до чего же было красиво, когда на её ветвях ложились лёгкие белые пушистые хлопья снега. «Пипу, ты всегда такая разная и красивая, я люблю тебя», – сказал Коз, не сводя с неё глаз. «Ты, Коз, всегда одинаковый, но такой могучий и надёжный, что я давно люблю тебя», – нежно ответила Пипу.
Теперь они не представляли дня друг без друга и постоянно разговаривали. Вместе смотрели на зимнее небо. Пипу считала звёзды, которые падали. Особенно любили северное сияние. Тогда опять наступала сказка. В лунную ночь они рассуждали о ней. Луна тоже была очень разной. Даже солнце не всегда было одинаковым, не говоря уже об облаках. Итак, им всегда было о чём поговорить. Иногда к ним подходили звери: медведь, зайцы, особенно белки. Всё это забавляло их.
Коз теперь с Пипу говорил ласковым голосом, и она отвечала ему с любовью. Иногда они замолкали ненадолго и тогда Коз думал: «Какое счастье, что около меня выросла Пипу, как мне с ней хорошо». Пипу вспомнила, как боялась Коза, и как теперь она счастлива.
Однажды зимой долго шёл снег, очень долго. Коз и Пипу покрылись толстым слоем на вид пушистого снега. Мощные ветви Коза с трудом выдерживали тяжесть его, а Пипу сильно согнулась, и Коз боялся, что она может сломаться. Уже слишком много становилось снега. Они стояли молча, потому что было очень трудно держать этот снег (и так было не раз).
Вдруг прилетел ветер и стал сбрасывать хлопья снега. Они с шумом падали на землю, освобождая Коза и Пипу от снежного плена. Им стало приятно и легко. Они веселились и шалили, как дети. Никогда ещё не было так весело. Когда ветер прижимал их друг к другу, были просто в восторге, ведь они так любили друг друга. Потом ветер стихал, и милые вспоминали те счастливые минуты.
Времена года сменяли друг друга. То холодная зима, то сухое лето, то дождливая осень, то поздняя или ранняя весна. Они спорили об этом, не соглашались друг с другом, даже Пипу возражала Козу. Поэтому им никогда не было скучно или однообразно. Они всегда находили для себя что-нибудь весёлое и приятное. Коз ни разу не обидел Пипу, даже когда она не соглашалась с ним, потому что Пипу делала это так мило, так ласково. Коз млел от счастья, потому что любил её. Они жили очень дружно. «Какая чудесная Пипу!» – восклицал про себя Коз, – «Как хорошо, что около меня появилась Пипу, сколько принесла она мне радости и счастья».
Так прошло много, много лет. Однажды Пипу уже старческим голосом спросила Коза: «Коз, дорогой и любимый друг мой, если прилетит сильный ветер и будет нас раскачивать, то твои корни выдержат это?» «Конечно, выдержат, моя дорогая Пипу, у меня ещё крепкие корни, они давно сплелись вместе с твоими и я смогу устоять и даже защитить тебя. А когда придёт наш час, мы вместе упадём на землю.
10 мая 2012 г.
Галина Алексеевна Шергина.

по-русски пипу - осина
по-коми ель - коз
В коми языке родовой категории нет.


Рецензии