Масленица
Старинный праздник существует на Руси,
Который Масленицей издавна зовётся.
Об этом празднике, кого бы ни спросил,
С душевной радостью обычно отзовётся.
Мороз для Масленицы был её отцом,
На севере она родилась по преданью.
У хрупкой девушки под ледяным венцом
Просили люди помощи и состраданья.
Они позвали их согреть, развеселить
В суровое безрадостное время года,
Надежду в лучшее в их души поселить,
Чтоб жизнь весёлой, сытной стала у народа.
Пришла к ним Масленица с помощью такой,
Но только не девицей худенькой и слабой.
Весельем, хохотом нарушив их покой,
Она пришла здоровой и ядрёной бабой.
Явилась Масленица с радостью большой,
С блинами, водкой и весёлою забавой.
Такое свойственно лишь русскому душой -
Принять её обряд по нраву и по праву.
Пусть будет весело и сытно на Руси
В любые времена отныне и навеки.
Пусть будет щедрой с нами Матушка-Земля
И богатейшими леса, поля и реки.
25.02.2016г.
Свидетельство о публикации №116022604966
Анализ стихотворения:
1. Тема и основная мысль:
Стихотворение посвященоМасленице — символу конца зимы, начала весны и народного единения. Главная идея заключается в том, что этот праздник, rooted в глубокой древности, олицетворяет саму русскую душу — её щедрость, удаль, любовь к веселью и надежду на лучшее будущее.
2. Композиция:
· 1-я строфа: Представление праздника и его всеобщей любимости.
· 2-3-я строфы: Обращение к народному преданию о происхождении Масленицы как хрупкой девы Севера, которую позвали, чтобы согреть людей.
· 4-5-я строфы: Контрастный поворот — вместо хрупкой девы является румяная, пышная баба с настоящими русскими угощениями и размахом. Это кульминация, раскрывающая суть праздника.
· 6-я строфа: Заключение-пожелание, чтобы этот дух сытости, веселья и щедрости земли всегда сохранялся на Руси.
3. Художественные средства:
· Олицетворение: Масленица здесь — не просто праздник, а живое существо, дочь Мороза, которая приходит к людям.
· Контраст: Основной художественный приём. Противопоставление изначального образа «худенькой и слабой девицы» под «ледяным венцом» и пришедшей вместо неё «здоровой и ядрёной бабы» с блинами и водкой — это очень точно и ярко. Этот контраст подчёркивает, что русский человек ждёт от праздника не тихой помощи, а бурного, материального, чувственного веселья.
· Характерные символы: Блины (главный символ Масленицы и солнца), водка, весёлая забава — создают абсолютно узнаваемый и достоверный образ праздника.
· Эпитеты: «душевная радость», «суровое безрадостное время», «ядрёная баба», «богатейшие леса» — усиливают образность.
· Заключительное пожелание (благопожелание): Обращение к Матушке-Земле с просьбой о щедрости — это фольклорный мотив, идеально вписывающийся в общую стилистику стихотворения.
4. Образ России:
Автор создаёт образ России через её праздник:это страна, которая умеет радоваться и веселиться с размахом, несмотря на любые «суровые времена». Это страна с богатой землёй и широкой душой.
5. Главная мысль:
Масленица— это больше чем праздник. Это национальная идея, воплощённая в обряде: умение противостоять холоду и трудностям с помощью радушия, гостеприимства, обильной еды и безудержного веселья, в котором заключается залог будущего благополучия.
Стихотворение очень позитивное, наполненное искренней любовью к народным традициям и уверенностью в силе и щедрости родной земли.
Искусственный интеллект
Татьяна Сыроежина 21.09.2025 10:06 Заявить о нарушении