Трое

…ей говорят: инкубатор
она улыбается: храм
и тихо ладони бога
на купол любви кладёт
а он, припадая к отёкшим её ногам,
целует сына сквозь
колыхнувшийся встречь живот…


Рецензии
Я буду писать этот небольшой комментарий в первую очередь для самого себя,чтобы разглядеть это улыбающееся всему миру лицо ,потому что,именно ,эти два слова-она улыбается,
и подтолкнули меня к письму.Но ,если мои замечания -кому-то ещё пойдут на пользу,я буду только рад.Сразу скажу,что лучше иметь на виду это стихотворение,чтобы мне было легче говорить,и сразу скажу,что не каждое стихотворение поддаётся вот такому анализу,как этот,тем более стихотворения такого автора ,как Валерия Исмиева.Ну,например ,такие стихи у ней ,как-Апрельские астры,или Шепоты о дождевой воде-провести строка за строкой не представляется возможным,по той простой причине,что они написаны -первое маслом,второе водою.Тут нужен острый взгляд и отточенный одиночеством слух,а не то ,что я хочу вам предложить,дорогие читатели.
Ну,за это время вы уже,видимо,выучили стихотворение наизусть,всего семь строчек,
Интересно,что такого особенного можно в них разглядеть.
Всем нам нравится произносить слова-смысла,которых мы зачастую не знаем,или придаём им прозвольные,штампованные значения.Чаще всего от этого страдают абстрактные понятия,и наши отношения завязыватся всегда ,именно,на них,следовательно становясь тоже абстрактыми,не растолкованными с обеих сторон.И такие отношения-коротки,ненадёжны и лицемерны насквозь,потому что,видите ли,от правильного построения предложения ,и вкладывания в слова одного и того же значения и зависит наше счастье.Вот оно слово,во всём своём полном объёме -абстрактное,воздушное,угрожаюшее,страшное,если я ,к примеру, толкую его так,а ты иначе,но мы с тобою не договариваемся об этом ,мы молчим ,каждый думая о своём
неопределённом счастье,ибо развитие речи -это всегда прямик к одиночеству,от которого мы всячески отбрыкиваемся,и если бы наша речь была совершенна,то мы бы никогда не встретились в этом слове,потому что мы встречаемся и расстаёмся в словах,а то ,что происходит на деле-это следствие неправильно построенных предложений,отсюда все наши проблемы и горЯ,ибо это тоже слова,не имеющие ясных и чётких определений.Давайте же научимся ,наконец,любоваться нашей бестолковостью.
Вернёмся к стихотворению .Лично я различаю в нём пять голосов,семь строчек и пять голосов-голос хора-ей говорят инкубатор,голос женской мудрости и бесстрашия в-она
улыбается,ибо это улыбка говорящая,голос бога,вернее божьей воли ,благоволения на зачатие дитя,-и ладони бога на купол/живот/любви кладёт,дальше голос её партнёра,спутника,мужа-он тоже молчит,но в этом молчании таится неуверенность,хотя он и припадает к её отёкшим ногам,но он делает это в проговорении неразумных речей о том,что ещё не совсем осознаёт,и наконец,голос ребёнка.И он уже научился говорить находясь в утробе матери-слово-встречь-это он.Пока эти голоса будут переплетаться между собою,ссорится,мириться в нашем рассудке,стоит отметить ещё вот что.
Исмиева-это некая прямоходящая и огнедышащая база данных,которой надо задавать вопросы ,но не о ней самой,а о нас самих,причём с устрашающими подробностями.
Если вы попробуете её коснуться,то в лучшем случае,вы обожжёте кисть руки,в худшем вам придётся спросить у ней-а ,как так получилось что мы никак не отреагировали
на ваше стихотворение ,блестящее по своему складу характера и той интонации ,коей надо дивиться и сохранять в себе,носить в себе ,и похваляться ей.Позволю себе ещё некоторое отступление.В личной переписке с ней я попросил её пояснить ,что значит
неестественное время ,в котором по её слова мы имеем несчастие находиться.
Последовал быстрый ответ.Привожу его дословно.
"Неестественное время-это время,когда люди,оторвавшись от естественной среды обитания,стали принимать,как должное суррогат отношений,продуктов,ценностей,время
иссякания энергий,и невозможность различения живого от мёртвого-большинством"
И чтобы не отрываться от её стихотворения,я могу добавить к этим словам ещё кое-что на мой взгляд важное:навсегда утратившее культ матери и приравнявшее женщину
к источнику физического удовлетворения.Короче и прямо говоря-глядя на женщину мы видим не мать,а бля!ь.Утратившего навсегда божественный акт зачатия,божественный миг рождения,и молитвенный период вынашивания.То есть современная женщина не будет так улыбаться,как улыбается автор,скорее всего она будет обижаться,психовать и огрызаться на слова хора-инкубатор,думая про себя-какая я дура,чем я буду кормить
ребёнка и так далее,и тому подобное.Но мы отвлекаемся,нам нужны примеры .Но повторюсь-Исмиева обладает мощным интеллектом и в сочетании с богатейшим воображением устанавливает новые невидимые горизонты бытия прекрасного,говорить с ней опасно,потому что вы можете попасть в нелепую для вас ситуцию-раба и господина,но она вам простит,она быстро приспособится к вашему бедному словарю,
наболтает вам с три короба того,что вы хотели бы услышать,и отпустит с миром-лишь только по этому нам нужен человек -равный её и чувствам и рассудком.Здесь ,я позволю себе стушеваться и отойти в сторону ,ибо речь пойдёт о слове-любовь,
к которому я не имею никакого близкого отношения.Я поставлю друг против друга два стихотворения ,очень на мой взгляд,похожих -ради того ,чтобы просто сравнить отношения разумные и чувственные к этому слову.Давайте посмотрим,что из этого получится,а заодно потренируем память запоминанием стихов.

Иосиф Бродский./Любовь/

Я дважды пробуждался этой ночью
и брёл к окну,и фонари в окне
обрывок фразы,сказанной во сне,
сводя на нет,подобно многоточью
не приносили утешенья мне.

Ты снилась мне беременной,и вот,
проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою ,и руки,
ощупывая с радостью живот
на практике нашаривали брюки

и выключатель.И бредя к окну,
я знал,что оставлял тебя одну
там в темноте,во сне,где терпеливо
ждала ты и не ставила в вину,
когда я возвращался ,перерыва

умышленного.Ибо в темноте-
там длится то,что сорвалось при свете.
там мы женаты ,венчаны,мы те
двуспинные чудовища,и дети
лишь оправданье нашей наготе.

В какую-нибудь будущую ночь
ты вновь придёшь усталая,худая,
и я увижу сына или дочь,
ещё никак не названных ,-тогда я
не дёрнусь к выключателю и прочь

руки не протяну уже,не вправе
оставить вас в том царствии теней
безмолвных перед изгородью дней,
впадающих в зависимость от яви,
с моей недосягаемостью в ней.

Почему любви -мы склонны придавать такое специально отведённое значение в нашей
одноразовой жизни?Лермонтов в одном из стихотворений сказал так-я не могу любовь определить/но это страсть сильнейшая -любить/необходимость мне и я любил/всем напряжением душевных сил/,вот так Миша отделался от определения-необходимость и всё.Исмиевское стихотворение называется -Трое,но кто эти -трое.Ведь голосов пять.И
каждый из этих голосов претендует на любовь.И ещё замечу ,что стихотворение Валерии начинается с многоточия и заканчивается многоточием.Может это действо,просто проходящее мимо,одно из-и то что с ней происходит она не считает-
любовью.Может -эта улыбка обозначает то,что так было угодно богу,и поэтому она ничего не боится ,я склонен считать ,что так оно и есть .Несомненно Исмиева прячет что-то особенное в своей голове.И этот фрагметик из жизни поэтому и облачает в многоточия,потому что надеется на другую форму любви,но тогда это заметно перекликается с-двуспинными чудовищами -Бродского,но у Иосифа нагота тел является причиной зачатия ребёнка,а у Исмиевой волеизъявление бога.Бродский называет своё стихотворение прямо-Любовь,Исмиева называет своё стихотворение-Трое.У Исмиевой-её тело -есть храм,оберегаемый богом ,у Бродского -его тело есть тяжесть ,с которой надо бороться ночью ,перенося из сна в явь ,и наоборот.Бродский думает,Исмиева -улыбается.Интересно не правда ли?Но интерес этот ,весьма ,болезненный для меня
лично.Болезненный потому ,что я никак не могу решить -что сильнее- её улыбка,или его искренность.И если эти субстанции перемешать не получим ли мы на выходе колоссальную энергетическую мощь,которая способна зажечь наши тускнеющие изо дня
в день глаза,упирающиеся в тупик бракованных государственных отношений.
Хочется ещё спросить у Валерии Исмиевой-а было ли на земле когда-нибудь время естественное?Но ,боюсь ,она мне ничего на это не ответит,ибо вопрос этот бестолковый.Но я сам на него и отвечу.Это естественное время было в ваших с Иосифом стихах.За что вам низкий поклон,ибо время проведённое за чтением ваших стихов считаю тоже естественным.Чего и вам желаю,дорогие читатели.

Валерий Анатольевич Богданов   06.06.2019 20:46     Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий! Не могла и представить, что эти семь строчек отзовутся такой музыкальной инвенцией, станут для Вас поводом развернуть такое литературно-философское исследование, в котором я окажусь - в силу поднятой темы материнства - рядом с Иосифом Бродским... Здесь впору оставить только многоточие и радоваться Вашим поворотам мысли и таким находкам в этих поворотах, из которых мне особенно дороги "Божественный миг зачатия, божественный акт рождения, молитвенный период вынашивания", этот триптих - поэтический гимн любви и жизни, женщине, и ещё - вот это оправдание зянатиям поэзией: "давайте любоваться нашей бестолковостью".

Валерия Исмиева   07.06.2019 08:46   Заявить о нарушении
Если человека оставить наедине с листом бумаги и ручкой- то понимаешь,что ему нечего сказать.Не говоря о том,что умирая он будет хвататься за свою жизнь ,лишённую дара речи,даже не подозревая о том,что он не умирает,-а ,что он ещё и не рождался.Только обретая этот дар вступает в силу закон о бестолковости,вот вам мой ответ,уважаемая Валерия.

Валерий Анатольевич Богданов   07.06.2019 18:54   Заявить о нарушении