Клирос 2016

Хочу поделиться своим опытом пения на клиросе, не пишу  имен и названий храмов думаю, понятно  почему.
Опыт  не большой, но достаточно емкий получился.
В первом моем  хоре,  преподавателем  была  замечательная женщина,  с огромным опытом за плечами, необычайно интеллигентная и очень  тактичная.
Она послушала меня и сказала, что я могу петь сопрано, хотя  я думала, что могу петь только альтовые партии.
Но она настояла и посадила меня к сопранушкам.
Я считаю, что  сопрано - это соловьи! А альты – это лошадки! 
Когда я  пела сопрано, у меня было такое ощущения что я птичка, которая летает в небе. А когда стала петь альтом уже в другом  хоре, то было ощущение, что я лошадка, которая везет очень тяжелый груз, и  очень устает, когда привозит его на место.
Мне тогда  было не с чем сравнивать, и только попав в другой хор, я поняла разницу и  огромное значение профессионализма регента и  личных  вкусов  настоятелей и батюшек в клиросном пении.
В первом  хоре мне было уютно и хорошо. Пели мы одни и те же  напевы, доводили их не только до профессионального  совершенства, но и до молитвенного  единения пения всего хора.
И от регента исходила такая любовь и забота о каждом, что петь плохо, просто не получалось. Когда она поднимала руки было такое ощущение что она обнимает весь наш хор.
Я часто вспоминаю ее, и жалею, что она там больше не работает, вместе с ней многие ушли.  Потому что без нее, хор осиротел, и стал другим.
Попав в другой хор, я стала размышлять, кто же отвечает за то, как поет хор? В первую очередь певчие, их голосовые и профессиональные данные. Но, в одном  деревенском храме я услышала на клиросе двух старушек.  Как они пели,  не передать, нет,  там не было суперских голосов,  образования, но они пели бесподобно, они  молились.
Я стояла как завороженная, там была благодать, там были слышно и понятно каждое слово, там был  ДУХ.
Похожее  пение тихое, молитвенное я слышала  в женском Творожковском  монастыре, каждую службу  они пели одну и ту же херувимскую. Постоянство вот  путь.  Пусть одно и тоже,  но как!!!!
Как  радовалось мое сердце на службах в этом монастыре, когда на следующий день я снова слышала именно  этот, мой самый любимый напев.
Как спокойно и тихо лилась херувимская, они почти шепотом пели ее, без надрыва, без напряжения, без волнения и  беспокойства.
Некоторые регенты  иногда  начинают  гнаться не за качеством исполнения, а за количеством  выученных и спетых партий. 
Считается, что таким образом увеличивается опыт и профессионализм  хора.
А что происходило со мной!
Только  выучишь один напев  херувимской. Поешь ее уже сердцем, вникаешь в слова, расслабляешся  и  внутреннее напряжение от боязни спеть не ту ноту уходит.
Душа далеко уходит от нот, и начинается молитва тихая мирная, такое же пение  выходит наружу и заполняет храм.
Испытываешь  тихую,  мирную радость, именно  такое  состояние приходит к тебе и  передается  людям, которые пришли на службу.
Но, увы -   начинается  скакание на репитициях, от одного распева к другому. Не успели довести до качественного звучания один распев, как уже беремся за другой да еще какой сложный! Только душа  сольется  с одним напевом, бац!!!! -  поем другой.
Когда я спросила молодую  регентшу, а зачем мы учим столько напевов  херувимской, не достаточно  разве двух, ну трех  над которыми работать «вглубь» так сказать.
- Ой, ну это же так скучно петь все время одно и то же, сказала мне она, и батюшка  наш любит разнообразие.
Сколько препятствий для  постоянства, особенно если хор любительский.
 Моя пожилая знакомая пошла  на службу, в тот храм, где я пела когда то.
Пришла звонит мне с грустью, говорит:
- Даже   не узнала херувимскую, что за напев такой,  толпа народа в хоре и все орут как кошки мартовские.
Я поняла, что правильно поступила, что ушла. На одну мартовскую кошку в хоре стало меньше.
Очень многое зависит от личности регента.
Какой он? Что движет им? Какая его цель?
Получить в результате хор,  наполненный благодатью  Божией, или же  наполниться опытом и разнообразием  исполненных партий.
Вот,  смотрите какие  мы, все можем спеть. А как спеть? Это уже вопрос второстепенный.
Вот такие  мои мысли на этот счет.


Рецензии