Домой, домой, домой...

                Петру – строителю часовни

Домой, домой, домой… и сердце загудело,
как колокол в ночи, проснувшись невзначай…
распахнуто полей расхристанное тело,
как будто жизнь моя лишилася начал…
Я слышу соловья полночное камланье,
я чувствую: земля, качнувшись, замерла, -
я не ищу знаменья, но посланье,
как ни крути, дошло и до меня…
Так в чём же смысл его и где твоя отрада?..
да вот звезда-полынь застыла над рекой,
и понял я тогда, что счастья и не надо,
а только - звёздный свет, свобода и покой…
И были все слова как будто чуть другие,
и тишина вошла, как странник, в старый дом,
и у часовенки, как нищенка, Россия
присела со своим дорожным узелком…


Рецензии
Игорь,здравия Вам. Спасибо за трогательный образ России, тихие строки, глубину и светлую грусть.

Елена Ларюшина   08.11.2017 08:24     Заявить о нарушении
Дорогая Елена, рад, что Вы ещё не устали от моих почеркушек. Пётр, которому посвящёно это стихотворение, - мой друг, некогда псковской, теперь московский (как и положено, со временем женился), и нашей дружбе уже лет сорок, а познакомил нас прямо в михайловском парке Семён Степанович Гейченко, легендарный директор Пушкинского заповедника в Михайловском. Пётр - потрясающий художник и рукодел (за что ни возьмётся, всё выходит ладно и талантливо). Безвестный, подобно большинству русских талантов (перечитайте на эту тему "Иону, или Художника за работой" [Jonas, ou Le peintre au travail] Альбера Камю). Как-то ему приснилась его покойная мама и попросила построить часовню, что он и сделал в деревне Косохново, в получасе ходьбы через Михайловский лес от пушкинской усадьбы. На Успенье Пресвятой Богородицы стал собирать ещё оставшихся в деревне коренных жителей (все участвуют в изобилии стола, поют, пляшут, читают стихи - наизусть; как тут не вспомнить академика, который запнулся на онегинской строфе - дело было в сороковые, после Великой Отечественной, на дне рожденья Александра Сергеевича, - а колхозник, прошедший войну рядовым, ему подсказал; я ещё застал этих людей, не выбивавших себе никаких ветеранских льгот, учился у них держать топор в руках, складывать сруб, бортничать у лесных пчёл). Первоначальный образ стиха родился, когда меня разбудил большой колокол храма Преображения Господня в подмосковном селе Остров, где я многие годы праздную Пасху. Тогда я спал на высоченной колокольне прямо на верхотуре, под площадкой с колоколами. Это всё равно, что спать под Царь-колоколом на Ивановской площади Кремля. Можете себе представить, как у меня загудело сердце от первого же удара. Я встал, оделся и сам пошёл звонить, поскольку на Пасху это может любой. А вокруг заливные луга Москвы-реки. Вы, при желании, найдёте множество фотографий этой церкви и местности в интернете. Потом спустился на двор, сел на травку (Пасха была поздняя, майская) и без помарок написал стихотворение. Часовенка, о которой упомянуто в конце, стоит у калитки в церковный двор. Там прекрасная деревянная скульптура святителя Николы, который в одной руке держит меч, а на ладони другой шатровый островской храм. Часовню складывали дивные мастера, которые ездят по всей России и ставят деревянные церкви; было это летом 99-го года. Впервые до Преображения дошёл пешком из Москвы в июне 78-го года. Ещё этому месту посвящено стихотворение "Эхо" (это не к тому, чтобы Вы читали). Извините за "неожиданный приезд и п р о д о л- ж и т е л ь н ы й присест".

Игорь Стешенко   08.11.2017 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.