Я хотела б...
Но могу только Вас желать.
Так бывало уже не раз -
Тела жажда, сиянье глаз,
Вспышка, чувственности экстаз...
А потом от всего отказ...
И попробуй с тоской поладь.
Я хотела б не лгать себе...
Но у правды невзрачный вид:
Словно выгонщик на пастьбе
Я обманы гоню к судьбе...
Не по глупости иль злобЕ,
Просто честность в моей мольбе,
Заражённая страстью, спит.
Вашей я не хочу души....
Только тело не прячет зов.
Даже вздох из ночной тиши
Вопрошает о страсти жизнь.
Знаю, это всего гроши...
И по сути не хороши...
От соблазна б найти засов.
17.02.2016
Краткий анализ стихотворения
Тема
Внутренний конфликт между возвышенным чувством любви и плотским желанием. Лирическая героиня осознаёт разлад между тем, что хотела бы испытывать («любить»), и тем, что испытывает на самом деле («желать»).
Основная мысль
Истинная любовь (духовная близость) недоступна героине: её влечение остаётся телесным, а честность «заражённая страстью, спит». При этом она не обманывает намеренно — она честно признаётся в неспособности любить и в противоречивости своих чувств.
Тип речи и стиль
Тип речи: рассуждение с элементами описания (внутреннего состояния).
Стиль: лирический (исповедальная интонация, субъективность, эмоциональность).
Жанр: лирическое стихотворение (внутренний монолог).
Композиция
Стихотворение состоит из трёх строф, каждая — замкнутый смысловой фрагмент:
1;я строфа: признание разрыва между «любить» и «желать», цикличность переживания («так бывало уже не раз»).
2;я строфа: попытка честности перед собой и обнаружение, что искренность подавлена страстью.
3;я строфа: финальное признание телесной природы влечения и осознание его «несовершенства» («это всего гроши… не хороши»).
Завершающая строка каждой строфы подводит итог или усиливает конфликт.
Средства связи предложений
Лексические повторы: «я любить… но могу…», «я хотела б… но…», «вашей я не хочу… только…».
Анафора: «Я…» в начале строк подчёркивает личностный характер монолога.
Противопоставления («любить»;–;«желать», «правда»;–;«обманы», «душа»;–;«тело»).
Местоимения и синонимы для связности внутри строф.
Средства выразительности
Антитеза: «любить» vs «желать»; «душа» vs «тело».
Метафоры: «тела жажда», «сиянье глаз», «честность… спит», «обманы гоню к судьбе».
Эпитет: «невзрачный вид» (о правде).
Сравнение: «словно выгонщик на пастьбе» (образ принудительного движения обманных чувств).
Гипербола/экспрессия: «вспышка, чувственности экстаз».
Риторические конструкции: исповедальные признания, внутренние вопросы и оговорки («и попробуй с тоской поладь», «от соблазна б найти засов»).
Звукопись: повторы шипящих и свистящих («жажда», «сиянье», «экстаз», «засов») создают ощущение сдержанного напряжения.
Итог
Стихотворение раскрывает драму несовпадения духовного и телесного в любовном чувстве. Через исповедальный монолог, резкие противопоставления и метафоричность автор передаёт внутреннюю раздвоенность героини, её стремление к честности и одновременно невозможность преодолеть власть страсти.
Свидетельство о публикации №116021701480