Бурлаки

Тянули баржу бурлаки по Волге,
Собратья по неволе, ближе нет.
Кровавые версты трудны и долги,
Соленый пот в глаза и босый след.

И не было там, хитрых или подлых.
Бечёвка до крови терзала грудь.
К исходу дня попадали на отдых,
Вздыхали лежа: - Будем, как-нибудь...

Настал рассвет, сопящий Прохор вздрогнул,
В кафтан дырявый пробралась оса.
От резкой боли, невезучий, охнул:
- О боже мой, Святые Небеса!

Не на того напали, всякое видали...
Сказал в усы, и под веревку влез,
Кафтан задернул, чтоб не наблюдали
Пятно зарделое - излишний интерес.

А Солнце, словно жеребец, взбесилось,
Огнем горит, пылает на пожар.
Тут понял Прохор, что попал в немилость,
Почувствовав удушливый угар.

Саднило грудь от тысячи иголок,
Веревка жгла, ломились ноги сесть.
Путь бурлаков мучителен и долог,
И в этом все: работа, жизнь и честь.

Иван, что сзади шел, вдруг удивился -
Веревка провисала впереди!
От подлости такой преобразился,
Вскипела злоба у него в груди:

- Эй там, вы, впереди, по-обнаглели!
А ну ка, Прохору, поддайте шустро в бок.
Да так, чтобы, урода, не жалели!
Не то я сам добавлю ему впрок.

Что говорить, не любят в связке подлых,
Досталось Прохору полпуда тумаков:
Лицо разбили, попадали поддых.
Не жди прощенья гордых мужиков.

Веревка натянулась, что есть силы,
Порой казалось - потянул один.
Но тумаки на время воскресили
Из дурноты непознанных глубин.

Иван, с того, не в шутку разошелся,
Ногой достал, и Прохор вновь пошел.
Мир для него на звезды раскололся,
Себя он волей крепкой превзошел,

Но не надолго...Сзади дали снова.
Он потянул, и... замертво упал.
- Вставай давай, ты, дохлая корова!
Иван, сквозь зубы сплюнув, прокричал.

Но тот лежал. Его перешагнули.
Иван нагнулся и веревку взял:
- Один смогу, что двое потянули!
Он, ухмыльнувшись, хлестко отвечал.

Клевали вороны лежащий труп на бреге,
Привычные до бурлаков смертей.
Иван тянул за двух, как в полубреде,
Забыв, что Друг крестил его детей


Рецензии
Страх Божий делает из падшего адама Человека!

Халилова Надежда   19.10.2016 09:25     Заявить о нарушении
Спасибо Надежда.
Только я не совсем согласен. Страх - это защитная функция, это осознанное или интуитивное "не желание" потенциальных потерь, тех или иных. Но человека делает совсем не страх, а скорее соединение разума, доброты и чувственности, где желателен некий паритет, к сожалению редко достижимый на практике.
Но это стихотворение немного о другом.
О том, что под тяжестью лямки, под требованием справедливости, мы порой затаптываем еще недавно важных нам людей.

Хорошего дня.
С большим теплом,
Андрей

Андрей Кушнирук   19.10.2016 11:41   Заявить о нарушении
Андрей так написано " Начало мудрости - стах Божий! " Это боязнь греха, а не чего-то иного!

Халилова Надежда   19.10.2016 11:47   Заявить о нарушении
Опечатка. не стах, а страх Божий. Боязнь согрешить перед Богом и ближним

Халилова Надежда   19.10.2016 11:48   Заявить о нарушении
Возможно, что и так.
Хотя скорее, у каждого по-своему, начало мудрости.
Не все верят в Бога, а те кто верят, то делают это по-разному. Для одних Бог(и) судья и наказывающая сила, для других отец хранитель, а третьим часть его самого. Я последнюю неделю-две много читаю про историю религий. Истоки, пути становлений, про феномен слияния русских языческих религий и православия, староверов и различные отроги, одно время принятые, но после объявленные ересью. Все очень не просто было за последние двадцать-тридцать веков.
Знаете, мне порой кажется, не так и важно, какое понятие стояло у истоков мудрости, важно чтобы она была...мудрость то.

Андрей Кушнирук   19.10.2016 12:25   Заявить о нарушении
Прочтите, что говорит Христос устами апостолов-пророков о мудрости. "Но мудрость, сходящая свыше, во-первых........." Он говорит есть мудрость земная и называет её - бесовская, а есть Мудрость, сходящая с небес. " Премудрость построила Дом на сами столбах..... Я не дописываю, прочтите сами. Всё доступно через интернет

Халилова Надежда   19.10.2016 15:30   Заявить о нарушении
Опечатка. Читать. ....на СЕМИ столбах

Халилова Надежда   19.10.2016 15:36   Заявить о нарушении
Я вполне понимаю то, о чем вы пишете Надежда.
Но это лишь одно утверждение, принятое как аксиома на веру православными, к коим я тоже себя вполне соотношу. Однако, насчет мудрости, полученной на земле через опыт, не спущенной сверху, не могу принять ее изначальную греховность. Мало того, что неопределенно, так еще и спорно.
Утверждения, например Лао-Цзы, боюсь ошибиться, но примерное им 25 веков более однозначны:
" - Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
- Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя."
Хотя и там есть то, что не однозначно и по-умолчанию не воспринимается:
" - Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек, — и Человек занимает среди сфер первое место..."
Но есть еще и Будда. Там вопрос мудрости раскрыт наиболее широко и ярко:
зеркалоподобная мудрость: знание о том, как воспринимать все, подобным зеркалу, лишенному двойственности. Это просветленная способность ума видеть видеть свои проявления с полной ясностью, как чистое зеркало отражает вещи;
мудрость равностности: знание о том, как относится ко всему с равным вниманием;
различающая мудрость: знание о том, как исследовать, анализировать, различать, и при этом так, чтобы не терялась целостность;
всесовершающая мудрость: знание о том, как выполнять необходимое;
интуитивная, или всепронизывающая мудрость: знание о том, как в состоянии совершенной чистоты воспринимать все, постижение истинной природы реальности и ее законов .
Мудрым, по учению Будды, быть целая наука. Этому вполне возможно научиться, Так что, насчет мудрости сверху или полученной на земле - не так все однозначно... "Подвергай все сомнению" наставлял Декарт (помните такого из школьной алгебры?) в 17 веке? Кстати, очень умный математик и философ.
Представьте 1600 года и вдруг кто-то заявляет следующее: В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
Осталось только добавить, что материя сознательна, а сознание материально, и вот вам передовые мысли мироустройства нашего 21 века.

Андрей Кушнирук   19.10.2016 16:22   Заявить о нарушении
Андрей. Я противница экуменизма. Путь для меня определён, Господь попустил меня увидеть Христа.Т.н. клиническая смерть, была выходом в иной мир. Не надо мне предлагать никаких яств, потому, что ела Хлеб с Небес и сыта.

Халилова Надежда   19.10.2016 16:28   Заявить о нарушении
Я вам ничего не предлагаю. Ни даров ни яда.
Мы просто с вами высказываем собственные точки зрения.
Однажды, очень давно, я понял, что люди верят в Иисуса, Пророка Магомета, Будду, перевоплощения Лао-Цзы, искренне верят, но в глубине души каждый считает, что истинный Бог один. Так что, думаю принятие принципов экуменизма неизбежность. Не зря папа римский впервые в истории человечества встречался с другими конфессиями. Но вы вольны думать по-другому, и это нормально...
И вот совсем недавно, всего несколько лет назад, понял, что не важно как креститься, стоять ли на коленях или в поклоне - это лишь атрибуты интерфейса. Важен контакт человека с Богом, важно то, что человек верит, со всеми вытекающими из этого обстоятельства следствиями.
Так что, я больше не вступаю в крутые телеологические споры в поисках истинного Бога.
Будьте счастливы, Надежда. )

Андрей Кушнирук   19.10.2016 16:43   Заявить о нарушении
теологические*
забавно получилось )

Андрей Кушнирук   19.10.2016 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.