Тогда и люди спасут себя сами

Как человек выйдет из эгоизма,  как он будет осуществлять себя как личности, всесторонне и гармонически развивающейся – это сложнейший вопрос, требующий объединения усилий всего общества и осознания нового направления его развития, происходящего слепо. Хотим ли мы быть человеком или остаемся наедине со своей звериной сущностью, - это сегодня больше зависит от нас и нашего сознания. В этом смысле мне доподлинно известно только одно – человечество к этому неизбежно придет, именно разложив денежную психологию. А тот факт, что люди идут или придут «к концу света» - не имеет никакого отношения к человечеству. Для людей же «конец света» наступал всегда, когда переворачивалась их жизнь и когда вместе с этим радикально изменялись и ценности, их общественные отношения. «Конец света» всегда имел религиозную окраску и был результатом мистификации. Наука уже давно доказала, что мир вечен и не уничтожим и что в своем развитии он только переходит из одного состояния в другое и обновляется на каждом новом историческом этапе. И если в этом бесконечном процессе развития и изменения что-то действительно уничтожается, ликвидируется, то только для того, чтобы их заменить другой, новой формой. И это всегда происходило болезненно. В процессе ломки умирают только старые, отжившие отношения и рождаются новые. Создав человека, природа его наделила всеми возможностями, чтобы он шел к бессмертью. Реализовать же заложенные природой возможности он может лишь по мере совершенствования своего социального и психологического развития. Насколько человек будет «бессмертным», судить можно уже по выводам науки. Во всяком случае, живя ради своего собственного блага и желая  счастья только самому себе, человек лишь готовится жить, но еще не живет как человек. В этой жизни он действительно несчастен и ненасытен только как эгоист, живущий ради самого себя и как одинокое существо, «заброшенное во вселенной».
Трудно сказать, что если наша сущность находится вне нас, то есть в обществе, то мы будем счастливыми, отрицая общество и живя ради своего собственного блага. Человек стремится к человеку, находясь в противостоянии с обществом, с другими людьми, создающими его и формирующими его «по своему образу и подобию».  И пока это общество будет выражено в богатстве и пока не будет изменено это положение человека, человек будет несчастным. Богатство создается людьми как богатство общества или богатство отдельных людей, а общество должно создавать  человеческие отношения, устранив денежные. До этого люди будут рабами этого богатства. Они будут друг для друга просто врагами, конкурентами и т. д. И в их рамках они никогда не поймут человеческого отношения к человеку, развивающегося только на безденежной основе. И до этого вместо них индивидуальностью обладают вещи. Этого странного своего положения люди еще не обнаружили, глядя друг на друга с завистью и желая быть «первым» в конкуренции.
Ф. Энгельс подчеркивал, что эксплуатация человека человеком является следствием ограниченности производительных сил общества. Маркс же подчеркивал, что капитализм создает экономический базис будущего общества, в котором эксплуатация исчезнет в силу экономических преобразований, поднимающих производительные силы общества на высокий уровень. Теперь же производительные силы общества настолько перезрели, что они уже породили неразрешимые противоречия, которые уже повергают человечество в ужас. Мы же на это смотрим по-прежнему, что общество еще должно благоденствовать и обогатить каждого, разумно организовав теперешнее рыночное общество. Именно исходя из этого принципа при социализме сознательно стремились к «изобилию и свободному потреблению». Тем самым формировали потребителей и потребительское отношение к жизни, и это заслоняло ту основную задачу, что будущее общество вырастет только вместе с развитием человека и с его полным освобождением именно от вещных отношений. 
А это значит, что потребности развития личности уже вступили в противоречие с принципами развития старого, экономического общества, общества, основанного сегодня на денежных отношениях. А поскольку стремления людей бессознательны, то они попросту подавляются сознательными интересами  рыночного общества и подгоняются под привычные нормы и правила. Ведь противостояние личности и общества, граждан и их государства – это не абстрактные логические принципы, выдуманные философами, а реальные жизненные взаимоотношения между людьми, их практические связи друг с другом. И мы в действительности от Маркса пошли не вперед, а, напротив, пошли назад, и опустились на уровень домарксистских мыслителей и тем, сами того не сознавая, оказались во власти полного идеализма и субъективизма. Замете, мы идем не вперед, а назад. А наука, как общественное сознание, попросту оказалась во мраке невежества. И в результате тот факт, что это соответствует только становлению человека и стихийному развитию личности, которая в процессе своего отделения от общества отрицает общество и идет новым путем к новому развитию - к самоутверждению и саморазвитию,   этот факт от нас остался скрытым. Ведь мнение, что классики марксизма ошиблись в своих выводах и тем ввели в заблуждение человечество и что не будь их бредовых идей, человечество благополучно могло бы избавиться от векового заблуждения, ведь это мнение принадлежит не научному мышлению, которое оперирует фактами, конкретными научными понятиями, а просто обыденному сознанию, здравому смыслу, для которого не существуют никаких исторических и общественных категорий, кроме потребительских стандартов. Ибо нищета, которую переживает человечество, отнюдь не является следствием ограниченности и неразвитости производительных сил общества: техники, науки, культуры и т. д. Напротив, повторяю, нас раздирают человеческие проблемы, гораздо больше имеющие не экономический, а нравственный, моральный характер. Нас раздирают, следовательно, психологические проблемы, которые и сводят на нет, аннулируют все наши достижения. Отсюда и тот факт, что многие оправдывают собственное невежество тем, что свои грехи приписывают классикам марксизма, которые век тому назад ничего не могли нам сказать о нашей эпохе, в то время как мы сами, люди высоко цивилизованного общества, ничего толком не знаем о своей жизни. Действительно, что, в сущности,  мы можем сказать о нашей реальной жизни, если не знаем, в каком пространстве мы находимся, не знаем, в каких отношениях теперь люди находятся друг с другом. И если мы индивидуальные связи людей не можем отличить от их общественных отношений и личностное путаем с социальным и если хаос жизни и собственной мысли мы считаем “наследием прошлого” и все сваливаем на социализм? Что все это может означать?
Тот факт, что реальное познание происходит через познание человеком самого себя и познание общества в себе, предполагает полное развитие самосознания личности, отличного от общественного сознания, основанного на создании богатства. Ведь человек не сливается с обществом, как предполагалось в социалистической теории, а, напротив, отделяется от него и идет к осознанию себя как самостоятельной личности, способной к творческому развитию и гармоническому взаимодействию с обществом. А это новое отношение человека как раз нам не ясно, не говоря о механизмах развития личности, на которых будет основано развитие нового общества.
Отсюда и судите, как рисуют нам нашу реальную жизнь через призму старых стереотипов и канонов, а то и религиозных догм. Нашему перевернутому сознанию, уже полностью овладевшему способами идеального конструирования реальности и ее преобразования в мыслях, ничего не стоит процессы разъединения людей и их отчуждения друг от друга, происходящие в обществе объективно и не зависимо от сознания и воли людей, выдавать за их объединение и интеграцию, даже солидарность, а объективные стремления людей к их собственному благу представить как их бескорыстные общественные устремления и даже самопожертвования. И потом этому верить. При социализме, где человек как раз отчуждался от общества, эти отсутствующие стремления людей создавались в творческом конструировании будущего. Тем самым вместо объективного научного понимания реальности искажали ее, сознательно изображая ее в лучшем свете и недостающее восполняя вымыслом, фантазией.
Поэтому социалистическое развитие было самым «лживым», «двуличным» периодом в историческом развитии человеческого общества. И это так происходило потому, что здесь совершался распад, и старое, капиталистическое общество шло к своему концу в социалистическом развитии и находилось в реальном нисходящем движении. А этот процесс должен был показываться с обратной стороны как становление коммунизма и утверждение гуманизма. Хотя никакого гуманизма как отношения человека к человеку здесь еще не было на фоне господствующих экономических и политических отношений, которые в ходе развития социализма так же должны были разложиться. И особенность данного периода как раз в том и состоит, что экономические отношения, являвшиеся господствующими, здесь разложились и тем освободили людей, в результате чего они и были предоставлены себе. А это и было воспринято «как люди, оставленные на произвол судьбы». А политические же отношения, по сути, превращались в денежные. И теперь люди кричат и вопят по этому поводу, будто государство их должно содержать, а не они государства. Ведь государство – это государство граждан, и граждане сами знают, что сделать с государством. Кто виноват в том, что отчужденные и разобщенные люди не знают даже самого себя. И нам сейчас кажется, что мы в этом отношении превзошли даже социализм, так как ведь настоящий распад мы переживаем в рыночный период, и это идеологически до сих пор изображают наоборот.    
В действительности же все обстоит как раз наоборот. И то, что с точки зрения общества представляется в розовом свете, в реальной жизни конкретных людей оборачивается дискомфортом, поскольку здесь все подчинено индивидуальным стремлениям людей и их произволу и невежеству, а не некоему абстрактному разуму. И все это имеет значение потому, что общество сидит на этом, а деньги в любом случае обостряют этот дискомфорт в силу своей функции, то есть их самоликвидации. На этом фоне и способ эксплуатации труда представляется в другом виде, чем изображает его наше воображение.  И направление жизни, и течение жизни являются совсем другими, чем их представляют через старые стереотипы. Просто исторически основа эксплуатации человека человеком исчезла по мере полного перехода человечества на эксплуатацию техники, и это впервые открыло необозримые горизонты не для «обогащения каждого», а для «полного и свободного развития каждого человека». И на этот уровень развития человечество должно перейти. И ради этого оно должно овладеть развитием человека. И, как мы уже убедились, это уже может сделать каждый отдельный человек. Впервые в истории в этом отношении для человека открываются необозримые просторы жизни. Ведь овладеть производством, технологией, автоматикой и т. д., это одно, а овладеть развитием человеческой личности – это совсем другое. Над этим вопросом человек еще непосредственно не работал. Но он должен работать. Иначе он уже не продвинется вперед. И на месте не будет стоять. И разобщенные, одинокие люди постепенно окажутся в аду, становясь жертвой миллионеров и миллиардеров. И последние никогда не задумаются, пока не разорятся и благодаря этому не обретут способность мыслить с человеческой точку зрения. И они здесь не причем, а деньги. И люди это должны понять.
Человек – неизмеримо высшее создание природы и истории. И в отличие от продуктов своей деятельности, превращающихся в товар и деньги, он не имеет цены. И люди это должны осознать, отделив себя от них. Только тогда они станут личностями, и между ними будут складываться личностные отношения. Борьба за выживание, самым невероятным образом овладевшая людьми, сегодня странным образом возрождает прямо звериную сущность человека в борьбе за отдельное существование. И мы принимаем это не как искусственного барьера на пути прогресса, а как золотую монету. Тогда надо было бы задать вопрос, хотя бы самому себе, до чего мы дожили? И если тысячелетиями человечество развивалось только в направлении прогресса и достигало колоссальных успехов, то почему оно должно вдруг повернуть назад, к своей дикости? Все это есть всего лишь плод нашего воображения и признаки незрелости нашего сознания, еще не освободившегося от элементов капитализма и в то же время еще не постигшего свою подлинную человеческую сущность. И особенность «эры денег» состоит в том, что она от человека, каждого отдельного человека, объективно требует повернуться, наконец, к человеку и к самому себе, лишь на мгновение оторвавшись от внешнего, вещного мира. Тогда люди и спасут себя сами, не уповая на волю бога и не ожидая ничего из вне, так как все богатство мира скрыто в них, и история создавала именно этого богатства как богатства человека. И бог уже давно, с тех самих пор, как он изгнал их из рая, людей предоставил себе, обещая щедро вознаграждать только тех, кто ему поклоняется. И у нас в жизни все так и происходит. В этом отношений мы и привели пример со здоровьем человека и богатством его духовного мира.


Рецензии