Детство под угрозой Вредные мультфильмы

Видео фильм Зомбирование детей через мультики http://zaweru.ru/enemy/1803-.html

(брошюра "Детство под угрозой. Вредные мультфильмы )
bytdobru.info detstvo-pod-ugrozoj-50
Вся брошюра заслуживает внимания родителей.
Содержание приведённых  глав дано в сокращении.


Глава 3. Классификация признаков вредного мультфильма.
На основе этой классификации родители самостоятельно могут определить, вреден мультфильм для ребёнка или нет. Наличие одного или нескольких признаков вредного мультфильма служит основанием для того, чтобы не показывать этот продукт своим детям:

1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.

2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.

3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.

4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.

5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.

6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы. Для детского восприятия, для более легкой ориентации в том, кто «плохой», а кто «хороший», необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому напротив.

7. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.

8. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.

9. В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.

 

Глава 4. Роль мультфильмов в развитии ребёнка
 

По данным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов в неделю. Это значительно превосходит время их игры, общения со сверстниками и взрослыми.
Не так давно главными занятиями дошкольников были игры, рисование, лепка, слушание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально разрешенные дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Огромный рост популярности видео-просмотров на домашних DVD-проигрывателях, а также в режиме онлайн объясняется простотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов заполнены многочисленными сборниками мультфильмов всех видов и жанров. В Интернет-сети выложено десятки тысяч мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мультфильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.

О вреде экранного времяпрепровождения сказано и написано немало, наряду с этим кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дошкольники.

В 1991 г. в интернет-сообществе были опубликованы слова Папы Римского Иоанна Павла II (произнесенные еще в 50-е годы), который настоятельно рекомендовал смотреть советские мультфильмы, поскольку «они несут добро и воспитывают в ребенке сочувствие, заботу о других».

Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточно развита речь, появляется воображение, он может общаться. С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие.

Кроме того, мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания. Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние экрана на массового зрителя, утверждал, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа.

Хотелось бы подчеркнуть значимость соответствия произведения возрастным особенностям дошкольников, поскольку для многих родителей она не является очевидной. Распространено мнение, что дети сами выберут, что им нужно, сами могут отказаться от того, что им неинтересно и непонятно. Но это далеко не так, в особенности, когда речь идет о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизм мелькающих зрительных впечатлений — он может долго смотреть на экран, даже не различая предъявляемых событий и персонажей. В результате у малышей быстро вырабатывается зависимость от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами, постоянно требуют включить телевизор (многие сами легко это делают), смотрят фильмы про монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

Результаты наблюдений, опросы родителей показали, что после просмотров полнометражных сложных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться симптомами как усталости (снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др.), так и перевозбуждения (сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднение концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна). Возможна и агрессивная реакция.

Педагог-психолог Заложнова Т.А. в своём исследовании попыталась выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мультфильмов им предложили «поиграть в мультфильм или героя». В ответ на это предложение дошкольники часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни понравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики — движения, перемещения, типичные возгласы. Например, игра в песика Вольта содержала  много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышками, перемещения кукол в пространстве, их переодевания. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм? кто главный герой? какой он?

Нередко дети затрудняются определить пол героя или его принадлежность — к людям? животным? сказочным персонажам?
Сюжеты большинства современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку — героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или Кинг-Конгом, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям и быстро теряет к ней интерес. В лучшем случае умеющий хорошо играть ребенок играет с экзотичной игрушкой в обычную «человеческую жизнь» — кормит, гуляет, лечит.

 

Глава 5. Основные механизмы отрицательного влияния мультфильмов
 

Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка мозг достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:

не работают основные виды восприятия;
зрительное восприятие пассивно;
информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров)

При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления «заботы» нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.

Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям.

При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
подражание – следование примеру, образцу.
У дошкольника больше всего развито подражание. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное.

 
Какая же опасность кроется за этим?

 В сознании большинства людей мультфильм – это что-то милое и безопасное, то, что предназначено для детей. Но всё больше родителей испытывают сомнения и гнетущую тревогу по поводу безопасности и полезности новых мультфильмов. Ведь сказка – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы женщины и мужчины, матери и отца, друга и врага, добра и зла – всего того, на что он будет ориентироваться в своей жизни.


 

Глава 6. Как уберечь детей от вредного влияния мультфильмов: рекомендации родителям
 

Обсуждайте с ребёнком увиденное в мультфильме, комментируйте нравственную сторону поступков героев, объясняйте в доступной для ребёнка форме, что хорошо, а что плохо, и почему, давайте пояснение основной морали мультипликационного произведения.
Педагог Савельева С.С. указывает на то, что сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).


Стоит ли запрещать полностью ребёнку просмотр тех или иных мультфильмов?

 Мнение психолога М.С.Новицкой:

Это весьма непростой для многих родителей вопрос. Казалось бы, полный запрет – это решение, лежащее на поверхности, наиболее доступное и простое средство решения защиты детей от вредной мультипликации.

Однако при более глубоком рассмотрении этот вопрос выглядит не так уж просто.

Дело в том, что полностью оградить ребёнка от вредного влияния мира за пределами семьи мы сможем только до определённого возраста. Если быть предельно точными, то уже со времени поступления чада в детский сад, мы, родители, утрачиваем статус единственных и безоговорочных трансляторов моральных норм и норм поведения для своего ребенка; в его мир и в процесс развития его личности начинают вторгаться влияние педагогической системы и влияние сверстников, и последнее с каждым годом взросления существенно увеличивается.

Если мы не позаботимся о выработке у ребёнка осознанного восприятия и трактовки каких-то явлений и событий окружающего мира, мы рискуем получить эффект желанности «запретного плода», как только ему доведётся его «вкусить» после выхода за пределы бдительной родительской опеки.

Другими словами, лучшей альтернативой полному запрету будет стратегия планомерного научения ребёнка анализу того, что он видит и слышит с точки зрения понятий «хорошо» и «плохо». Тогда даже в отсутствии родителей, без возможности услышать их оценку явления или события, ребёнок будет исходить из собственной установки осознанного восприятия информации в той степени, в которой это будет позволять ему возраст и уровень развития. Как минимум, он будет уже способен не просто бездумно усваивать чьи-то чужие предписания как готовые модели (в том числе и из мультфильмов), но будет готов размышлять над этим и соотносить с имеющимся у него опытом, переданным родителями, и делать хотя бы простые, но главное, самостоятельные выводы. Этот элементарный навык сослужит ему особенно хорошую службу в дальнейшем, когда по мере взросления безоговорочный авторитет родителей будет постепенно сменяться склонностью выносить собственные оценки и суждения о мире и жизни.

В идеале, даже при просмотре того же «Антошки», совершенно хорошего и доброго, поучительного мультфильма, родитель может прокомментировать его ребёнку, заметив, что здесь герой остался без обеда потому, что ленился и развлекался, когда остальные трудились, не помогал товарищам. А после этого спросить – хорошо ли поступил Антошка? А как ты думаешь, понравилось ли ему остаться голодным, когда все кушали вкусную свежую картошку? А как надо было правильно поступить Антошке?


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.