Чайковский. Рахманинов. Расточительность

В беседе с писателем Дмитрием Бавильским композитор Сергей Невский отмечает в музыке Чайковского "добродетель сдержанности – иначе говоря, экономное обращение с материалом"... (интервью было опубликовано в книге Дм. Бавильского "До востребования", с. 314).

Замечание Сергея наводит на массу размышлений. Дело в том, что как раз в музыке Чайковского на всех уровнях бросается в глаза известная расточительность.

Это видно уже на относительно низком уровне структуры.

Начало мелодий. Если, например, для Рахманинова характерно достаточно долгое пребывание в рамках узкого амбитуса, "топтание" на одной-двух мелодических формулах и очень постепенное завоевание мелодического пространства ("голос" крепнет постепенно и далеко не сразу "рискует" выйти на "простор"), то Чайковский довольно быстро, если не СРАЗУ охватывает объем октавы (принцип инструментальный и к тому же "европейский" – октаву не надо "завоевывать", октава уже дана и задана спецификой европейского музыкального языка, современного Чайковскому).

Сравним хотя бы начало "Тройки" Чайковского и начало "Сирени" Рахманинова – примеры типичные (конечно, у обоих есть и исключения, я сознательно ограничиваюсь наиболее характерным).

В обоих случаях в основе лежит одна и та же попевка, но как по-разному они с ней обращаются. Чайковский здесь намного "щедрее" Рахманинова. Мусоргский с его "Прогулкой" стоит где-то посередине.

Ритмика. Чайковский и здесь довольно "расточителен", причем опять же сразу. В начальных построениях на одном фактурном уровне ритмика обычно "детальна", используется "куча разных длительностей"  или же – в довольно редких случаях движения преимущественно одинаковыми длительностями (как в основной мелодии второй части четвертой симфонии) – разнобразная группировка или штрихи.
Показательный пример – начало упомянутой Сергеем "Думки". Чего там только нет!

И так далее.

Тем не менее, Сергей Невский прав. Чайковский экономен в рамках своего индивидуального стиля и стиля композиторов его круга. Он "расточает" богатства, возникшие как варьирование ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ элементов. Он "выжимает" из материала едва ли не все, что материал может дать. Он не боится повторности, но умудряется подать ее так, что создается ощущение разнообразия.
Чайковский предельно функционален. И – парадокс – это не мешает нам воспринимать его музыку как "эмоциональную".




/из дискуссии на музыкальном форуме, 02.03.2011/


Рецензии
Здравствуйте, Ильдар.
Конечно, Чайковский для Рахманинова много значил, и это было ощутимо на дирижёрской стезе последнего, он любил брать в репертуар произведения своего старшего товарища.
Безусловно, их почерки несравнимы, и у каждого немало шедевров. Я люблю Первый фортепианный концерт Чайковского, который, наверно, любят все, но ближе мне всё-таки по мироощущению Второй концерт Рахманинова.
Спасибо за статью!

Борис Удачин   13.02.2016 13:18     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Борис. Да почему ж их почерки не сравнимы? Они разные, конечно, но вполне даже сравнимы...

Арабский Алфавит   13.02.2016 21:39   Заявить о нарушении
Наверно, это индивидуальное ощущение. Из произведений Чайковского у меня любимые - "Щелкунчик" и "Патетическая симфония", а из Рахманиновских - все фортепианные концерты и Прелюдия соль-минор)

Борис Удачин   13.02.2016 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.