Симультанный аналитический концептуализм. Манифест

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СТИЛЯ

Концептуализм как течение в современном искусстве явился реакцией на всемогущество пропаганды, которое в двадцатом столетии обозначило себя повсеместно, но достигло трагического апогея в гитлеровской Германии и СССР. Схематизм пропагандистских клише, когда слова не имеют смысла, но эмоциональная энергия, с которой они транслируются, подавляет сознание и парализует волю индивидуума, породил в художнике потребность активного противостояния. Первые концептуалисты, в частности, Джозеф Кошут, интерпретируя тезис «искусство как идея», создавали композиции, включающие в себя куски готового текста либо – фрагменты газетных полос.
Текст, лишенный вербальной составляющей, утрачивал кажущееся всесилие и его бессмысленность – а именно эту ипостась стремились констатировать художники – становилась очевидной. При этом главная задача этого направления была совершенно противоположной: следовало вернуть слову смысл и дать человеку осознанную опору против вербального насилия, прямого или косвенного – насилия, которое моделирует информационная вселенная. Изобразительный ряд, в котором печатный или рукописный текст превалировал над живописным или фотографическим образом, поначалу ошеломлял. Живая вода содержания вливалась в новую форму – не привычную для зрительского восприятия настолько, что текст казался мертвым.
Но постепенно к зрителю пришло понимание, что любое творение искусства требует самого внимательного прочтения в прямом и переносном смысле, в какую бы эпоху оно ни было создано. Таким образом, концептуализм, который многим вначале показался смертью искусства, открыл новые возможности зрительного восприятия. Образное восприятие соединилось с логическим и вывело зрителя на еще неизвестный ему уровень одухотворения.

ИДЕЯ КАК ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ПЕРМАНЕНТНОГО АНАЛИЗА

Направление, которое авторы обозначили как симультанный аналитический концептуализм (СимАнК), возникло как следствие вполне уникального творческого альянса художника и поэта. Его возникновению предшествовало автономное творческое существование обоих, в процессе которого художник и скульптор Виктор Захаров, в частности, комбинировал изобразительный символ и фрагмент собственного стихотворного текста в форме отлитого в металле высокого рельефа. А поэт Наталья Троянцева создавала многоаспектные аналитические композиции, отважно экспериментируя с разными формами версификации и добиваясь соответствия между глубиной осмысления и гармоническим совершенством, присущим предмету изящной словесности.
Взаимный творческий и человеческий интерес, доступный пониманию обоих соавторов экзистенциальный предел восприятия Сущего на грани жизни и смерти, в онтологически чуткой многомерности существования человека как внутри, так и вне социального контекста, инициировал симультанный по форме и сути план творческого взаимодействия. Аналитическое исследование того, что рождается автономно в процессе вдохновения, а затем приобретает еще неведомый масштаб, будучи дополненным мировоззренческим прозрением или интуитивным озарением творческого партнера, вызывает к жизни концепцию, чья безусловность удостоверена живописным решением художника и подтверждена оригинальным философским тезисом поэта.

МЕТАФОРЫ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Самое сложное – докопаться до сути собственного «я», любой дерзнувший – засвидетельствует. Но, оказывается, есть другой уровень сложности, новая ипостась проникновения в имманентное – через пристальный взгляд любящего и любимого тобою творца. И в результате возникает диалог интуиций – когда совокупная сложность, духовная высота и экзистенциальная глубина одного находит моментальный отклик в масштабной сущности другого. Один – поэт, другой – художник. Один творит таинство вербальное; другой – соотнося себя с ним в полной мере, создает своё таинство, симбиоз изображения и воображения.
Взаимопроникновение сущностей всё возрастает, приобретает характер экспансии. Всей совокупностью опыта сотворения откликаясь на новое интуитивное прозрение, художник графически воссоздает стихотворный контекст, а поэт – дает новый ракурс масштабному видению изобразительного ряда. Никогда не иссякающий источник вдохновенного со-проживания внутри и снаружи мгновения, внутри и вне вечности. Художник и поэт ищут конгениальных единомышленников и радуются обретению – безгранично.


Рецензии
хотелось бы понять, в русской поэзии концептуализм имеет перспективы...
я всегда думал, что философский концептуализм несколько смотрит на литературоведческий как на размытый и косвенный.
в чём суть проблемы русской поэзии? можно ли сейчас найти с концептуализмом возможности и трудности?

Орден Поэтов   17.10.2017 14:00     Заявить о нарушении
Я рассматриваю аналитический концептуализм как некую мировоззренческую данность, как результат "движения вслед", по следам уже сложившихся современных тенденций, которые приходится переосмысливать, принимая априори. Очень хотелось бы высказать нечто, до тебя еще не высказанное, но приходится мириться с ментальным отставанием на целое столетие - как минимум. Вместе с тем, сам факт симультанности, взаимообусловленного содружества в мировосприятии, которое мы с Виктором Захаровым демонстрируем, заключает в себе прекрасную уникальность, на которую легко опереться и которую почетно демонстрировать - )))))))что я и делаю здесь и сейчас ))))

Наталья Троянцева   18.10.2017 00:14   Заявить о нарушении
Да, понятно, я пытаюсь понять в общих чертах весь спектр современной виртуальной поэзии, возможно, предполагая позитивность её массовости, так что меня интересует то, как течения андеграунда способны преодолеть довлеющий "соцреализм", являющийся препятствием восстановления подлинной поэзии.
Понимаю, что у Вас идёт речь о имманентных процессах одного аспекта поэзии.
Конечно, очень интересно. Признаться, я как-то не могу согласиться с концепциыми эпштейна - правда, опять же, поверхностно мной выхваченных - и моменты обной Вашей работы вроде бы меня как-то ориентируют.
Постараюсь Вас читать, очень удобно, что Вы пишите стихи и анализы, это облегчает для меня понимание.

Орден Поэтов   19.10.2017 06:19   Заявить о нарушении
Спасибо. Я рада.))

Наталья Троянцева   20.10.2017 00:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.