Симультанный аналитический концептуализм. Манифест
Концептуализм как течение в современном искусстве явился реакцией на всемогущество пропаганды, которое в двадцатом столетии обозначило себя повсеместно, но достигло трагического апогея в гитлеровской Германии и СССР. Схематизм пропагандистских клише, когда слова не имеют смысла, но эмоциональная энергия, с которой они транслируются, подавляет сознание и парализует волю индивидуума, породил в художнике потребность активного противостояния. Первые концептуалисты, в частности, Джозеф Кошут, интерпретируя тезис «искусство как идея», создавали композиции, включающие в себя куски готового текста либо – фрагменты газетных полос.
Текст, лишенный вербальной составляющей, утрачивал кажущееся всесилие и его бессмысленность – а именно эту ипостась стремились констатировать художники – становилась очевидной. При этом главная задача этого направления была совершенно противоположной: следовало вернуть слову смысл и дать человеку осознанную опору против вербального насилия, прямого или косвенного – насилия, которое моделирует информационная вселенная. Изобразительный ряд, в котором печатный или рукописный текст превалировал над живописным или фотографическим образом, поначалу ошеломлял. Живая вода содержания вливалась в новую форму – не привычную для зрительского восприятия настолько, что текст казался мертвым.
Но постепенно к зрителю пришло понимание, что любое творение искусства требует самого внимательного прочтения в прямом и переносном смысле, в какую бы эпоху оно ни было создано. Таким образом, концептуализм, который многим вначале показался смертью искусства, открыл новые возможности зрительного восприятия. Образное восприятие соединилось с логическим и вывело зрителя на еще неизвестный ему уровень одухотворения.
ИДЕЯ КАК ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ПЕРМАНЕНТНОГО АНАЛИЗА
Направление, которое авторы обозначили как симультанный аналитический концептуализм (СимАнК), возникло как следствие вполне уникального творческого альянса художника и поэта. Его возникновению предшествовало автономное творческое существование обоих, в процессе которого художник и скульптор Виктор Захаров, в частности, комбинировал изобразительный символ и фрагмент собственного стихотворного текста в форме отлитого в металле высокого рельефа. А поэт Наталья Троянцева создавала многоаспектные аналитические композиции, отважно экспериментируя с разными формами версификации и добиваясь соответствия между глубиной осмысления и гармоническим совершенством, присущим предмету изящной словесности.
Взаимный творческий и человеческий интерес, доступный пониманию обоих соавторов экзистенциальный предел восприятия Сущего на грани жизни и смерти, в онтологически чуткой многомерности существования человека как внутри, так и вне социального контекста, инициировал симультанный по форме и сути план творческого взаимодействия. Аналитическое исследование того, что рождается автономно в процессе вдохновения, а затем приобретает еще неведомый масштаб, будучи дополненным мировоззренческим прозрением или интуитивным озарением творческого партнера, вызывает к жизни концепцию, чья безусловность удостоверена живописным решением художника и подтверждена оригинальным философским тезисом поэта.
МЕТАФОРЫ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Самое сложное – докопаться до сути собственного «я», любой дерзнувший – засвидетельствует. Но, оказывается, есть другой уровень сложности, новая ипостась проникновения в имманентное – через пристальный взгляд любящего и любимого тобою творца. И в результате возникает диалог интуиций – когда совокупная сложность, духовная высота и экзистенциальная глубина одного находит моментальный отклик в масштабной сущности другого. Один – поэт, другой – художник. Один творит таинство вербальное; другой – соотнося себя с ним в полной мере, создает своё таинство, симбиоз изображения и воображения.
Взаимопроникновение сущностей всё возрастает, приобретает характер экспансии. Всей совокупностью опыта сотворения откликаясь на новое интуитивное прозрение, художник графически воссоздает стихотворный контекст, а поэт – дает новый ракурс масштабному видению изобразительного ряда. Никогда не иссякающий источник вдохновенного со-проживания внутри и снаружи мгновения, внутри и вне вечности. Художник и поэт ищут конгениальных единомышленников и радуются обретению – безгранично.
Свидетельство о публикации №116021010777
я всегда думал, что философский концептуализм несколько смотрит на литературоведческий как на размытый и косвенный.
в чём суть проблемы русской поэзии? можно ли сейчас найти с концептуализмом возможности и трудности?
Орден Поэтов 17.10.2017 14:00 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 18.10.2017 00:14 Заявить о нарушении
Понимаю, что у Вас идёт речь о имманентных процессах одного аспекта поэзии.
Конечно, очень интересно. Признаться, я как-то не могу согласиться с концепциыми эпштейна - правда, опять же, поверхностно мной выхваченных - и моменты обной Вашей работы вроде бы меня как-то ориентируют.
Постараюсь Вас читать, очень удобно, что Вы пишите стихи и анализы, это облегчает для меня понимание.
Орден Поэтов 19.10.2017 06:19 Заявить о нарушении