Что сделал Пушкин восьмому классу???

   Презабавное это занятьице – на уроках русского языка писать сочинения по картинам. Благо, были бы они действительно содержательными, яркими, интересными для современного школьника. А то складывается стойкое убеждение, что при всех образовательных реформах, при всех штормах и бурях, картинки в учебниках остались прежними со времен моего безмятежного пионерского детства…
    Открываешь сомнительно цветной разворот, глядишь на тусклую картинку, совершенно не конкурирующую с монитором компьютера или планшетом, и думаешь: ё-моё…Когда это все было написано? И – для кого?  Детей, которые растут в современных интерьерах, мало интересует скромный быт пионерки, изображенной на картине Яблонской «Утро»…Это мы, помниться, колхозники, любовались ее просторной московской квартирой с трехметровыми потолками и арочными окнами с долей некой скрытой зависти... Хотя цветочные горшки и у нас были такие же. Типовые. Гостовские.
    Однако, тут на днях порадовал художник В.Е.Попков, чью фамилию дети упорно пытались произносить с ударением на первый слог, а иногда и путали с Попкиным. Живописец – умница и красавец, вписал в свой осенний пейзаж не кого-либо, а само Солнце Российской Поэзии. Причем, Александр Сергеевич, находясь спиной к зрителю, все же весьма узнаваем по едва очерченному профилю, курчавым волосам и бакенбардам.
    Моя задача была предложить всю эту несусветную роскошь учащимся 8-го класса для детей с ОВЗ (расшифровка: Они Все Знают) для описания по привычной схеме.
    Фигура Пушкина необычайно взбудоражила детское воображение, которое в творческом раже тут же начало рождать шедевры, причем, не только в словесном жанре, но и в жанре художественной копии.
Юным «копиистом» стал Андрюша Логинов, парнишка не без талантов, хоть и удавалось ему до сего времени тщательно их скрывать.
     Порадовавшись, глядя на список картины Попкова, приступила я к разбору словесных шедевров, от которых удивления и радости получила еще больше. Не столько как учитель моих детей – тут вообще бы в пору горько поплакать – а сколько как человек с большим чувством юмора и богатым воображением.
    Итак, чтобы не быть голословной, приведу пару-тройку цитат из опусов своих драгоценных учеников:

   «Пушкин стоял на крыльце и с тоскою смотрел на далекую реку. Наверное, там водится рыба…»
   Так и хочется продолжить: «- Подумал Пушкин…» Эх, зря он удочки не взял!

   «Пушкин только что привстал со скамейки и решил постоять на крыльце. И, правда, зачем сидеть на скамейке? Она холодная и мокрая.»
    И в самом деле, какой ему был смысл на нее садиться? Только фрак вымочил…
    Иные перепутали слова. Например, слова «колонна» и «клумба».
В результате получилось курьезно:

   «Слева от Пушкина мы видим клумбу, и справа тоже, он на нее прилег плечом и любуется осенью.»
   Бррр…! В такую погоду и собака-то на клумбу не приляжет – уж точно мокро и холодно! Бедный Пушкин!

   «Всю осень Пушкина сопровождали лужи.»
   А вот с этим – не поспоришь. Лужи – они такие! Куда ни глянь – они уже тут как тут!

   « Пушкин смотрит налево с чувством задумчивости…»

   Тоже здраво подмечено! Женатый человек, понимаете ли… Один в глухой деревне…

   « Этот дом, наверное, принадлежит Пушкину, а то бы он не ходил в туфлях…»
   Естественно! Ходил бы в резиновых сапогах!

   «Я думаю, это деревня Болдино, в которой  Пушкин написал много хороших стихов. А сейчас он стоит и любуется на Кавказские горы…»
   Особая радость! Привет географичке!!! (Стреляемся вместе?)

   «На крыльце мы видим листья с опадающих деревьев…»
   Ух ты! Даже стало страшно за русского гения! А вдруг и на него опадет какое-нибудь дерево…Непорядок!

   «Недалеко я вижу маленькую реку, плывущую через печальное поле…» …Вразмашку…

   « Наш поэт о чем-то задумался, закинув руку на руку…»
   Хорошо, не сложив ноги на груди…

Ну и последний аккорд – для самых сообразительных, кому не хотелось писать много, долго и подробно:

   «На переднем плане ничего нет…»
   Так и хочется добавить – «зато на заднем…» Страшно представить!

   Ох, простите нас умный, добрый, всеми любимый, глубокоуважаемый Александр Сергеевич! Не насмешки ради, а по незнанию великого и могучего языка нашего…

   А писать сочинения по картинам – МОЖНО и НУЖНО.
   Очень хотелось бы (лично мне) увидеть на всю ширину интерактивной доски шикарные исторические полотна Василия Сурикова, чье имя наши детки не знают, да и события, которые он живописал, тоже давненько призабылись.
   Хотелось бы описывать портреты замечательных деятелей Российских кисти Ореста Кипренского, где все, исключительно все исполнено достоинством и смыслом – и поза, и костюм, и – главное – выражение лица героя. А то ведь так и будем всю жизнь описывать «бедную Валю» в поношенном свитере, которую жестокая действительность усадила за руль троллейбуса.
    А как можно было бы растревожить детскую фантазию, описывая замечательные полотна Виктора Васнецова, певца русской сказки и русской былины! Кстати, тоже постепенно стираются эти сюжеты из детской (читай – народной!) памяти…
    А уж о картинах Генриха Семирадского и говорить нечего. О них не каждый взрослый в нашей стране слышал… А сколько в них чистоты и возвышенности! Как очищают они человеческие сердца!

Порою стыд берет за себя, как за педагога: и чему мы детей учим?
Когда-нибудь отойдем мы от формы в пользу содержания?
Когда-нибудь заменим громкую «говорильню»
кропотливым и качественным трудом?

Ох, боюсь "...в эту пору прекрасную
Жить не придется ни мне, ни тебе…"

А кто виноват?
ПУШКИН???


Рецензии
Ой, убиться не встать! Я вот была в школе на практике, писали дети сочинения по картине "Вратарь". С учительницей тетради прверяли, в жизни не забуду одного мальчика с его фразой "в заде вратаря был мяч".

Мария Сигаль   05.02.2016 13:13     Заявить о нарушении
Вот-вот! Так оно и бывает)))

Ольга Самсонова-Гуненко   12.03.2017 06:32   Заявить о нарушении