Кузьмич

Рассказ

Субботний день выдался на славу и Кузьмич решился наконец запрячь свою кобылку в одноколку и отправился в центральное село отыскать электрика. Вот уже скоро месяц как они собираются в молитвенном домишке без света. Деревушка, в которой он проживает, находится от главной дороги километрах в семи. Жители из других сёл называли эту деревушку Камчаткой, так как она была не так расположена, как остальные сёла вдоль главной  дороги, а в стороне.

        По дороге в село он вспоминал прожитые годы, как он был направлен в деревушку Андреевку учителем в начальную школу… любимую детвору, которая с визгом носилась на переменах по школьному двору. Учителем он был уважаемым, и не только среди детей.
       Что Кузьмичу было тяжело вспоминать, это когда на него донесли, что он верующий и где его не раз предупреждали: - если Вы не оставите вашего Бога, то больше не переступите школьного порога.

       Кузьмич знал, что для него дороже, он остался верным Господу и на этот раз. Его лишили работы, но не смогли лишить его веры в Бога.

       Постепенно молодёжь стала перебираться в центральные сёла или города, туда, где их ждала перспектива. И так, дорогая ему Андреевка стала почти безлюдной, а потому и некому было посмотреть, что там случилось, что Кузьмич и его старушки, да пару старичков остались без электричества. Районное начальство не раз предлагало всем выбраться из Андреевки в более современные сёла этого района, предлагало хорошие квартиры. Кто-то согласился и выехал, а кто-то наотрез отказался, говоря: Тут мы родились, тут и умирать будем. Здесь с Кузьмичом был им и Бог ближе, только об этом они не заикались, зная, чем это обернуться может.

       Так, погрузившись в свои мысли, Кузьмич и не заметил, как въехал в центральное село. Конечно, разница сразу кинулась в глаза, хотя он и бывал тут не раз, но в этот раз, сразу уже при въезде, он увидел свежие клумбы, усеянные различными цветами, а вдоль дороги различные транспаранты, славящие партию и призывающие к труду и к победе коммунизма. От всего этого у Кузьмича появилась какая-то пустота на душе и даже где-то страх внутри. Нет, всё-таки в деревушке ему милее, там Бог намного ближе. Вот идёт навстречу прохожий. Кузьмич остановил свою кобылку и окликнул прохожего:

- Добрый день, не могли бы вы подсказать, как мне легче найти вашего электрика?

- День добрый. Так вы только что проехали мимо его дома. Вон, слева, видите голубые ворота с аркой? Там он живёт.
-
 - Большое вам спасибо, - поблагодарил прохожего Кузьмич и направил свою упряжь к голубым воротам.

Подъехав к указанному дому, Кузьмич увидел во дворе молодого человека, который ухаживал за своим новым мотоциклом, и мальчишку, играющего с дворняжкой.

- Добрый день – нарушив их занятие, громко сказал Кузьмич.

- Добрый день – ответил молодой человек и пристально всмотревшись, добавил: Никак Егор Кузьмич к нам пожаловал!?

       Кузьмич не удивился, что его узнали, ведь это было с ним не раз. Но молодой человек улыбнувшись, спросил:

- Вы меня не узнали?  Меня зовут Иван Ёлкин.

-Что-то не припомню, но я знаю Николая Ёлкина, он был один из первых моих учеников, которого я учил четыре года.

- Да ведь это мой отец, а я у Вас был только в первом классе,
а потом мы переехали сюда, в Покровку, и вот уже двадцать лет живём тут.
И что привело Вас к нам, если не секрет?

- Понимаешь, Ваня. Могу я на «ты»?

- Егор Кузьмич, какой разговор, ведь я хоть и бывший, но Ваш ученик.

- Мне, Ваня, нужен электрик. Ты же знаешь, я человек верующий, а в нашем домике, где мы собираемся, не стало электричества.

- Может Вы мне не поверите, но я собирался проехать по тем местам, а заодно и мой «Урал» малость обкатать.

- Ну, тогда я пожалуй поеду, а ты потом подкатишь.

- Договорились, я тут немного управлюсь, прихвачу инструменты и часика через полтора буду у Вас, там и побеседуем дальше.

- Слава Тебе Господи! – сказал Кузьмич про себя, – что Ты и тут вышел мне навстречу.

       Он никогда не брался за дело не помолившись. Так и сегодня перед отправкой в Покровку, он сердечно обратился к Господу, попросив на то Его благословения.
Как это, хоть не всегда, но часто бывало, Бог и сегодня вышел навстречу.
Кузьмич с благодарным сердцем отправился в обратный путь.
Он понимает, что Бог не всегда отвечает на молитвы, и за это тоже благодарит Его зная, что и это должно быть ко благу.

       Вернувшись обратно он, напевая любимый псалом, распряг кобылку, завёл в стойло, напоил и погладив в знак благодарности, положил в ясли охапку душистой травы.

       Иван не заставил себя долго ждать, как и обещал, приехал вовремя.

- А вот и я! – сказал он Кузьмичу весело, заглушив свой «Урал». - Хорошая техника в хозяйстве, да и в гости удобней стало ездить. А теперь я в Вашем распоряжении.

- Ну что-ж,  -  сказал Кузьмич,  -  пойдём, посмотри, что там стряслось - и повёл его к домику, который стоял тут неподалёку.

Когда они вошли в помещение, Иван увидел, что это одна большая комната под крышей, в одном углу стояла печь, а почти вся комната была заставлена скамьями и стульями,  в конце - стол да пару стульев. Как Иван определил, это было место Кузьмича и тех, кто Божие  Слово говорил.

- Вот тебе и задание, Ваня. Думаю, эта задача тебе как дважды два.

- Хорошо – сказал Ваня, и положил свой чемоданчик на скамью, достав оттуда свой инструмент – сейчас мы попытаемся решить Вашу задачу.

Кузьмич, чтобы не мешать Ивану, решил подмести в комнате мусор, которого, можно сказать и не было, а заодно поправить в ряд скамейки да стулья. Порядок он любил во всём. Тем временем, Ваня, насвистывая что-то себе под нос, занялся своим делом.
Каждый был увлечён своим занятием, пока Кузьмич не услышал Ванин весёлый возглас  - Да будет свет! – и над головой Кузьмича ярко засветилась лампочка.

- Ваня – обратился к нему Кузьмич – а ты знаешь откуда взяты те слова, которые ты сейчас произнёс?

- Так это же девиз электриков – да будет свет!

- Может быть это и ваш девиз, но так сказал Бог в первый день, когда Он сотворил небо и землю.

Ваня не спеша начал укладывать инструменты в чемоданчик и решил опередить наставника, чтобы тот не начал его склонять на свою сторону.

- Егор Кузьмич, что дала Вам ваша вера в Бога? Я конечно не хочу Вас обидеть, но мне Вас жаль, жизнь, можно сказать, прожили и ничего не нажили. Я вот, молодой, имею прекрасную квартиру, хорошую работу, мотоцикл купил, кое-что на книжке имею, глядишь, лет через семь, «жигули» куплю.

- Ваня, а ты в этом месяце зарплату уже получил?

- Егор Кузьмич, так сегодня только двадцать второе, а зарплату выдают в конце месяца, так что нужно немного повременить.

- Ну вот, на половину твоего вопроса ты сам уже и ответил.

- Как так ответил ? – не понял Кузьмича Иван.

- Это, Ваня, земные мерки, в конце месяца получать зарплату, так и я её получал каждый месяц, но в духовной жизни другие мерки...

- Хорошо, но ведь Бога никто никогда не видел. Есть ли у Вас на этот счёт какой-нибудь аргумент?

- Сколько угодно, а пока такой тебе вопрос  - Ты, электрик ?

- Да, но при чём тут Бог?

- Я могу спросить тебя, и всех электриков мира: - кто из вас видел ток?

Тут за окном, громыхая порожними вагонами, пронеслась электричка.

- Да – сказал Кузьмич глядя вслед уходящему составу – и я никогда не видел ток, а какая всё-таки в нём кроется сила!

- Здорово Вы меня с током подловили. – не ожидая такого оборота, сказал Иван.

- Вот ты, Ваня, ждёшь от меня каких-то аргументов, я думаю что мы можем уже выйти во двор, погода очень уж хорошая.

Ваня, прихватив свои инструменты, вышел первым, следом вышел Кузьмич и замкнул за собой двери. Солнце стояло уже в зените.

Хитро улыбнувшись, Кузьмич сказал:

- Ваня, попробуй, не отрывая взгляда, пару секунд смотреть на солнце.

- Егор Кузьмич, уж не хотите ли Вы, чтоб я ослеп?

- Нет Ваня, я хочу чтоб ты прозрел.

- Как это, чтоб прозрел? – спросил Иван.

- А это и есть мой аргумент, что люди не могут смотреть на творение, то как же они хотят видеть Творца? Пойдём-ка лучше ко мне в хату, чайку попьём и дальше побеседуем.

- Да как-то неудобно, я ведь не на чай приехал...

- Ничего – перебил его Кузьмич – ты у нас гость желанный, приехал нам на радость, проводку починил, да и Петровна рада будет...

- Да что там проводка, пустяки, да и только – сказал Иван.

- Тебе-то пустяки, а мы уж скоро месяц как без света сидим. За работу конечно сердечная благодарность, а что за это причитается, не утаи.

- Да мне ничего не нужно, для меня уже большое удовольствие побывать здесь, да ещё доброе дело сделать. Может это мне там зачтётся – и он указал пальцем в небо.

- Кроме добрых дел, Ваня, нужна ещё вера, и тогда тебе это обязательно зачтётся. Ну, давай, проходи – сказал Кузьмич пропуская Ивана вперёд, когда они подошли к его дому.
В доме их встретила приветливая старица.

- Принимай гостей, Лиза – сказал довольный Кузьмич своей жене.

- Добрый день, Елизавета Петровна, похоже Вы меня не узнали, – сказал Ваня, видя озадаченный взгляд хозяйки.
Я сын Николая Ёлкина.

- Ах, сын Николая, ну конечно не узнала, ведь сколько лет минуло. Вы проходите пока к столу, а я сейчас вам блинчиков настряпаю.

Они присели к столу, и Кузьмич, как-бы спохватившись, обратился к Ване.
- Кстати, чем занимается в данный момент твой папа?

- Ну, Вы же знаете, он руководил тракторной бригадой, - сказал Иван – потом он успешно закончил заочно сельскохозяйственный институт и сейчас работает в районной сельхозтехнике инженером.

- Весьма отрадно, весьма отрадно, – одобрил Кузьмич успехи Николая.

Пока мужчины вели беседу, Петровна напекла одну партию блинов и успела заварить душистый чай, и поспешила со своим угощением к столу, не забыла прихватить и сливки к чаю.

- Ну вот, подкрепитесь малость, а я пойду, плита ждёт. Приятного вам аппетита.

- Спасибо, Елизавета Петровна. Может составите нам компанию?

- Потом, Ваня, потом. Вот только допеку и сразу к вам.

Кузьмич, тем временем, разлил по бокалам чай и достал с полки банку с мёдом.

- А ты вот с мёдом ешь Ваня, мёд то у нас свой. Слава Богу,
что и это лето оказалось тёплым. Есть где потрудиться нашим труженицам пчёлкам. И, открыв банку, Кузьмич перелил мёд в два блюдца, одно подвинул Ване, другое взял себе.

- Большое спасибо. - Так Вы и пчёл ещё имеете?

- Да, Ваня, имеем. Скот содержать трудно в наши годы, сам понимаешь, сено, навоз и так далее, а с пчёлами физически легче. Да и зимой, и они отдыхают, и мы с супругой отдыхаем.

Так, за чаепитием, делились они своими мыслями.
Елизавета Петровна допекла блинчики и присела рядом с Кузьмичом.

- Принимайте в компанию -  проговорила Петровна.

- Добро пожаловать – в один голос ответили мужчины.

Пока Петровна наливала себе чай, Кузьмич задал, на первый взгляд казалось бы, странный вопрос.

- Ваня, как ты думаешь, как долго существует наша земля, луна, солнце?

- Я этого не знаю, но судя по тому, как выражается наука, миллионы, миллиарды лет.

- Миллионы, миллиарды, это хорошо.
И тут Кузьмич задаёт другой, более странный вопрос.

- А ты футбол любишь?

- А кто-ж его не любит?  Я могу Вам всех...

- Не надо, Ваня, не надо. Я к чему это говорю? Вот если взять
десять мячей и дать двум командам, чтобы они их пинали от одних ворот до других, и чтобы каждая команда оставалась на своей стороне.
Как ты думаешь, за отпущенные им девяносто минут, произойдёт столкновение одного мяча с другим?

- Я думаю, что и не один раз.

- Так вот, пусть эти десять мячей будут планетами нашей вселенной, которые носятся с огромной скоростью вокруг солнца, да ещё миллионы лет никем не управляемые. Что бы от них осталось, если бы не Творец?

- Да, есть над чем задуматься.

- А ты, Егор, ему твой сон расскажи – добавила Елизавета Петровна.

- Расскажем и сон, только хотелось бы эту тему малость продолжить.
Если скажем, земля, изменит свой курс полёта и уклонится на пару градусов в сторону, что-нибудь произойдёт?

- Думаю в этом ничего страшного нет.

- Ошибаешься, Ваня. Это очень страшно. Это катастрофа. Смотри сам, летом бывает очень жарко, когда солнце в зените, ну не так, как нынешнее лето, а тут оно ещё выше.

- Так будет же прохладнее, если солнце ещё дальше от земли...

- Нет, Ваня, это когда ты от костра дальше, тогда прохладнее.
Ты же знаешь, при восходе и заходе солнце размером больше, чем скажем в полдень, а значит, утром и вечером, прохладнее чем в полдень.

- И в чём заключается эта опасность?

- А в том, что ледники растают, покроют большую часть земли водой, жара будет удушливой и кто спасётся от наводнения, тот просто задохнётсяся от жары. Если же земля приблизится к солнцу на какое-то расстояние, то на земле будет вечная мерзлота, а значит она станет безжизненной.
Так-что, всем этим внимательно управляет Невидимый Творец. Вот тебе мои аргументы, и далеко не последние.

- Егор Кузьмич, Вы мне показали мир совершенно с другой стороны.

- Да Ваня, я показал тебе истинный мир, а потому не спешил рассказать тебе мой сон, а рассказать я его просто о-бя-зан. И так, слушай: много лет тому назад мне снилось, что я вижу высокую лестницу, которая упиралась в облака. На облаке сидит Ангел. Когда я посмотрел на него, он сказал мне:
Взойди ко мне на облако. Я очень испугался, но он мне говорит: Не бойся!
Я стал подниматься, а страх меня колотит, и когда я оказался уже там, я ступил на облако и обернулся, чтобы посмотреть с высоты вниз. Тут я испугался ещё больше, высота огромная, лестница куда-то исчезла, а Ангел говорит: Теперь прыгай на землю.
Я говорю: Как на землю? Там ведь костей моих не соберут. А он мне так спокойно, как будто мне со стула спрыгнуть нужно, опять: - Не бойся!
Хоть страх и сидел во всём теле, но пришлось прыгать. Не знаю, сколько я летел, но приземлился в огромные руки, да так мягко, как на перину и услышал голос: На земле будешь иметь падения, но Моя рука будет над тобою. 

- Понимай, Ваня, как хочешь, но такой сон придумать нельзя.
Это очень помогало мне в трудные минуты, когда вызывали на допросы, когда лишили меня работы, я всегда помнил этот сон, уповая на Бога.
Потому Ваня, у меня нет, ни сберкнижки, ни машины на этой грешной земле, но все мои сокровища на небесах, я всё вкладываю только туда.

Между тем, Иван стал поглядывать на часы, а потом говорит:

- Ну что ж, очень приятно было с вами побеседовать, но меня наверное уже дома заждались. Большое спасибо Вам, Елизавета Петровна, за чудесные блинчики и чай с мёдом, и Вам , Егор Кузьмич, за тёплый приём и беседу.

- Это тебе, Ваня, спасибо. Сейчас-то мы ещё как–то обходимся без света, но к осени будет сложнее, дни будут короче. Вот, Ваня, прими от нас гостинец, - и Петровна подала Ване двухлитровую банку с мёдом.

- Да что это вы меня в краску вгоняете...

-  Ну нет, Ваня – трудящийся достоин пропитания – запротестовал Кузьмич.
Бери и всё на этом, а на дорожку я дам тебе ещё одно важное
задание, весьма лёгкое. Для начала маленькая история. Сегодня, можно сказать, каждый сам себе царь, другими словами, делает что хочет и выбирает что хочет. Или не так?

- Да вроде бы так – подтвердил Иван.

- Так вот: - приносят судьи царю приговор на преступника, которого должны судить и, чтобы не навлечь на себя вину, они дописали туда ещё и такие слова: «казнить нельзя помиловать». И сказали царю, чтобы он подписал приговор и поставил запятую среди этих слов.
И эта маленькая запятая решала судьбу преступника, жить ему или нет.

Также наш Господь говорит: Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё.
Ну и поскольку ты сам себе царь, то и тебе короткое предложение, поставь и ты запятую среди этих слов: «проклятия не хочу благословения».

Дорогие друзья! Поставили ли вы запятую в нужном месте? Изгнали ли вы царя из вашего сердца? Отдайте ваши сердца Царю царей, и он поставит за вас запятую в нужном месте.


Рецензии
Я видел ток, да и все его видели, или кто-то не видел молнию))))

Руся Русич Лукоморский   02.02.2016 17:04     Заявить о нарушении