Любя
Лесом бродить иль полем...
Без вины.
Люди избрать вольны
И войну для себя и рать.
Сами и сеют
Потери,
В сворах своих мечтая
О перелётной стае.
Остаётся кровавый след
На растерзанных ранах лет.
Иногда для сил избежать беды
Не хватает капли живой воды...
Взять бы где?
Прижилась в беде
Сердца стыть...
Кабы простить
Людей любя,
Себя.
Клятвенны обещанья...
Словно перед прощаньем
Навсегда...
Мертвенна ли вода
Из под саванного следа...
Или живая?
Не знаю.
Только перед уходом
Тянет к чистейшим водам...
Клятва - это не оберег
От нашествия мёртвых рек.
А вода в глотке оживёт лишь там,
Где прощенье вверено не устам,
А душе...
И если пора уже
Уходить -
Сумей простить...
Начни с себя...
Любя.
31.01.2016
Анализ стихотворения
Общая характеристика
Жанр: философская лирика с элементами притчи.
Тема: противостояние войны и мира, прощения и ненависти, жизни и смерти.
Основная идея
Стихотворение раскрывает мысль о том, что путь к спасению лежит через прощение и любовь к ближнему. Автор поднимает проблему человеческой жестокости и возможности преодоления её через духовное очищение.
Композиционные особенности
Структура: стихотворение состоит из двух частей, связанных общей идеей.
Развитие мысли: от описания разрушительных последствий войны и человеческих ошибок к идее прощения и духовного очищения.
Художественные средства
Метафоры: «кровавый след», «мёртвые реки», «живая вода»
Эпитеты: «чистейшие воды», «мертвенна вода»
Олицетворения: «сердца стыть», «вода оживёт»
Символика: вода как символ жизни и очищения
Образная система
Ключевые образы:
Стаи и своры — символ раздора и разделения
Вода — символ жизни и духовного возрождения
Прощение — путь к спасению
Особенности языка
Ритмика: свободная, приближенная к разговорной речи
Интонация: от тревожной к просветлённой
Лексика: философская, с элементами архаизмов («клятвенны», «уста»)
Эмоциональный пафос
Стихотворение пронизано глубокой печалью о человеческих страданиях, но завершается надеждой на духовное возрождение через прощение.
Значение произведения
Стихотворение поднимает вечные вопросы о добре и зле, ответственности человека за свои поступки и возможности духовного преображения через любовь и прощение.
Свидетельство о публикации №116013107965