Из венских классиков

«ИЗ  ВЕНСКИХ  КЛАССИКОВ»
В рамках цикла «Согласие струн»
Круглая сцена Государственного концертного зала им. А.М. Каца
29 января 2016 г.


«Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна», –
Граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштейн в письме к Бетховену


Январская афиша филармонии пестра на всевозможные события – от еще недавно прогремевших новогодних представлений и «музыкальных фейерверков», празднования всемирного дня The Beatles и юбилея Вольфганга Амадея – до теплых атмосферных концертов-встреч с гастролирующими музыкантами, имена которых известны всему миру. И Filarmonica-квартет  в свой юбилейный сезон для воплощения самых смелых фантазий и творческих идей сил не жалеет. Пятому концерту Квартета в этом месяце было дано уже эталонное название – «Из венских классиков». И сразу становится ясным, что и имени у этого названия три. Три отличных друг от друга творческих пути, три неповторимые индивидуальности, три эпохальные личности – Гайдн, Моцарт, Бетховен. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века, то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в нее Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры.  Глубокая серьезность сочинений композиторов Венской классической школы органически сочетается с шуткой, трагическое начало – с комическим, а эмоциональное – с рациональным. В музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют народно-жанровые образы и юмор; главенствующая черта музыки Бетховена — героический пафос борьбы и преодоления; Моцарт же, будучи универсальным художником — тяготел к разнообразным оттенкам лирического переживания. Но при всем индивидуальном своеобразии в творчестве этих художников обнаруживаются общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер и гуманистическая направленность.

Вечер цикла концертов квартета Filarmonica «Согласие струн» открыл дуэт для скрипки и альта си-бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении Народного артиста России Валерия Карчагина и Ильи Тарасенко (тот, кто был на ноябрьском концерте «Игры пар» этого же цикла наверняка помнят соль-мажорный дуэт Моцарта в переложении для скрипки и виолончели). Невозможно передать словами, насколько тонко и проникновенно, с какой необычайно красочной многоликостью звука – тающего пиано на безграничной нежности и любви был исполнен си-бемоль-мажорный дуэт. В особенности, хочется отметить партию скрипки – искусно и филигранно выведенное полотно из звуковых хитросплетений – рельефных, отчетливо читающихся музыкальных образов, только на первый взгляд кажущихся мелодично-простыми, аристократично выверенных и по-живописному эмоционально переданных, – это именно тот Моцарт, в которого влюбляешься раз и навсегда, на всю оставшуюся жизнь. И когда замысел автора на твоих собственных глазах вот так претворяется в жизнь – внутри тебя происходит что-то невероятное и непостижимое. Эта музыка гениальна.

Исполнению великолепно подобранной программы и воплощению ее общей концепции помогала и поддерживала всю музыкальную ткань – «красная нить», связующая между собой творения венских классиков и знакомящая слушателей с историей написания и некоторыми биографическими фактами жизни их создателей – художественное слово. От Альфы до Омеги, это общение с музыкой посредством изречения, словно акцентированный ауфтакт дальновидного дирижера, позволяющий слушателю настроиться на нужный лад и по возможности сконцентрироваться на предзвучии перед выходом музыкантов. И, как говорится, «количество ауфтактов неисчерпаемо, как неисчерпаемо разнообразие ощущений музыкального образа дирижером», а в нашем случае – ведущего лектора-музыковеда Новосибирской филармонии Марины Якушевич.

Центральным звеном программы вечера в исполнении Ильи Тарасенко и Станислава Овчинникова явился дуэт для альта и виолончели ми-бемоль мажор Людвига ван Бетховена замыкающего великую Венскую тройку. Да, пришедших эстетов и меломанов сегодня ожидала настоящая, мощная бетховенская энергетика – захватывающая, стремительная и порывистая. К слову, блестящая техника исполнителей здесь нисколько не уступала патетическому началу, они были равноправны. И все – в лучших традициях Венской школы. Чувствовалось, насколько сыгранный и проницательный дуэт сложился между артистами квартета Filarmonica, где один уверенно предугадывает взмах смычка и ощущение движения мысли другого. И потому овация зала, сопровождающая этот дуэт была заслуженной и закономерной. 

На «десерт» программы Filarmonica-квартет преподнес публике трио для скрипки, альта и виолончели ми мажор бесподобного Йозефа Гайдна в исполнении Заслуженной артистки России Оксаны Анисимовой, Ильи Тарасенко и Станислава Овчинникова. Здесь, лично меня, поразило то, чего я никак не ожидала – несмотря на то, что все исполнители являются участниками одного квартета – трио будто приобрело совершенно иную манеру игры. Квартет открылся с другой стороны. Искрящаяся радость, с легкой толикой лукавства и шутки. Непринужденное и свободное исполнение трио, будто раскрашивало концертный зал всеми цветами и оттенками солнечного спектра, красивейшими звуковыми волнами и многогранными лучами акварельных брызг.

Концерт прошел на едином дыхании. А по окончанию бурных оваций и рукоплесканий, публика на мгновение выдохнула и вдруг замерла. А так хотелось еще! И, наверное, с выходом на поклон основателя и художественного руководителя Filarmonica-квартета Валерия Карчагина всем почитателям прекрасного, пришедшим этим вечером в филармонию, действительно хотелось услышать еще хоть маленький кусочек, но струнного квартета.
Впрочем, не стоит забывать, что у Filarmonica-квартета грандиозные планы на будущее и еще много сюрпризов для преданных слушателей. Ведь признанное мастерство и сыгранность этого коллектива дает им возможность не только экспериментировать с жанрами программ, стилями, большими или меньшими составами камерных ансамблей, но и двигаться вперед, постоянно совершенствуясь. И это делает «Филармонику» уникальным и неповторимым Квартетом нашего времени.




М. Мендель. Январь, 2016 г.










Использованная литература:

1. Хохлов Ю. Н. Венская классическая школа // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша


Рецензии