Плисецкая не тема, для фаната воздыханья

( черновик...литературно не редактированный)


Эти строки, посвященные Майе Плисецкой, были написаны как реакция на рецензию на первое парижское Посвящение ММ...но со временем стали самостоятельными...

сюжет - реальный...я вошла в её ложу в театре Шамп Элизе В Париже 06 01 10...в перерыве концерта, посвященного её 85-летию, преодолев кордоны из поклонников, и что немаловажно, её мужа Родиона Щедрина... Он сказал мне что-то в духе: Майя Михайловна сейчас не сможет с Вами поговорить и внимательно отнестись к Вашему предложению... не совсем удобное место и время для разговоров... собственно, он был прав...

Я привезла в Париж для Майи Михайловны в подарок нашу совместную со Славой Зайцевым и А. Вознесенским книгу - сборник стихов " Светлый Храм Души" с подписью СЗ... но она её не взяла, мотивируя тем, что ей некуда её положить, что у неё нет даже сумочки.... Тогда я попросила её подписать мою книгу с поэмой "Лебединое озеро"... Она развернула книжку и строго спросила:

- Это моя книга?
- Нет...моя... - после некоторого замешательства удивленно ответила я.
- А почему не моя? - вновь стала пытать меня Майя Михайловна.
- А где мне её взять? - в нерешительности вновь спросила я.
- Как?! - разгневалась Майя Михайловна, - Вы не купили мою книгу?
- А где мне её купить? - вновь вопросом на вопрос ответила я, поскольку даже не знала о какой книге идет речь. Если о первой " Я- Майя Плисецкая!", то она осталась в Москве и вообще была приобретена на аспирантскую стипендию в книжном магазине у М. Парк Культуры в 1997 году... Мне и в голову не пришло взять её с собой в Париж... Если Плисецкая имела в виду свою новую книгу " Читая жизнь свою", так она была только-только презентована в Москве и её у меня просто не было...и быть не могло...

Видя моё искреннее замешательство,Майя Михайловна наконец-то смягчилась... Наверное, её "смилостивил" мой смущенный и недоумевающий взгляд и она произнесла более мягко:

- Да у меня и ручки с собой нет...
- Оооо... у меня есть, - обрадовалась я и протянула ей свою обычную шариковую ручку...

Великая Плисецкая поставила свою чувственную авто-загогулину под моей фотографией...

Я была словно во сне...

- Благодарю Вас, - прошептала я и впала в какой-то благоговейный экстаз.. Этого было вполне достаточно, чтобы кто-то успел занять моё место рядом с ней...
Меня толкнули, кто-то протиснулся на святое место подле неё...и я оказалась около Пьера Кардена...

Он взглянул на меня... моё лицо ему явно о "чем-то " говорило...
Я воспользовалась его относительной незанятостью и напомнила ему нашу встречу в Москве, в театре Маяковского, когда от имени Гильдии Фэшн-Журналистики МЕДИАСОЮЗА России ( Исп. директором которой я являлась и являюсь формально до сих пор) картину Славы Зайцева... у меня были приготовлены для него: книга " Светлый Храм Души", также подписанная Славой Зайцевым, видео-диски с записью " Сорокоуста по Вознесенскому", который прошел у нас с К. Кедровым в память о великом поэте в сороковой день после его кончины...

Пьер Карден оживился... на обложке видео - А.А. Вознесенский в синем пиджаке от Кардена...
- Оооо, протянул мсье Карден, - Андрэ... - и ткнул пальцем в изображение Андрея Вознесенского на обложке диска.

Вот на Кардене я "отыгралась"...я подарила ему стопку своих книг, фото на котором мы вместе с ним в т-ре Маяковского в Москве с картиной Славы Зайцева, фото, где мы с СЗ и наше большое фото с Карденом и зайцевской мулатки, видео-диски с нашими поэтическими вечерами...

Карден приветливо взял всё, что я ему привезла, положил на бархатные перила ложи, в которой они сидели с Плисецкой, он что-то спросил меня про Славу Зайцева... и тут прозвенел звонок...

Я была вынуждена покинуть ложу, в которой сидели виновники торжества...я была вне себя от напряжения и какой-то внутренней усталости, хотя была удовлетворена своей миссией только частично... выходя из ложи я чуть не "наехала" на младшего Урганта и Владимира Познера... Иван почему-то шарахался от соотечественников и, как мне показалось, даже слегка смущался... а вот Владимир Познер был - сама любезность и доброта...

Вторую часть концерта, посвященного Майе Михайловне, я не спускала глаз с великой и мысленно представляла, как она танцует руками мою поэзию - "Мелодию души Одетты" из моего " Лебединого"...

Конечно, краешком глаза я подсматривала за тем, что происходит на сцене...
а на ней... Оооо... на ней была блистательная Илзе Лиепа в паре с Николаем Цискаридзе...это было событие и зрелище незабываемое...

Два красивых и породистых артиста...танцовщики выдающиеся во всех отношениях...и просто красивая пара...

Правда, Николай мне показался тяжеловатым...его прыжки были не так высоки и легки, как я привыкла видеть их в его исполнении...

Правда, надо отдать должное самодисциплине Цискаридзе... 31 декабря в Большом он танцевал Щелкунчика тааааак... он так высоко зависал в воздухе во время своих знаменитых прыжков, что я была поражена его силе воли... похудеть почти в два раза к своему Дню рождения и к традиционному новогоднему спектаклю...

Зато Илзе Лиепа была великолепна... просто неподражаемо великолепна и выразительна...

Её "Трансформер" - андрогин М-Ж...совершенен... просто совершенен и достоин отдельного восхищения... хотя я не сторонница бурных фанатских восхищений...

Потом, после концерта состоялся фуршет... всё было весьма скромно... великие сидели за отдельным большим столом... Слева направо: Галина де Буар ( ПР-менеджер Кардена по РФ), Пьер Карден собственной персоной, Майя Михайловна, Родион Щедрин...

Майя Михайловна была под "надежной охраной"...

Я с сожалением рассказала Соне Лозе ( фонд Русские сезоны в Париже, который устраивал парижский концерт в честь Плисецкой), что М.М. не взяла нашу книгу с автографом СЗ, она утешила меня тем, что надо выбрать время и подойти поговорить к ней во время фуршета... Я робела, чувствовала себя неловко, но Соня настаивала, что этот мой "подход" вполне естественен... Она и подтолкнула меня в "объятия" Плисецкой...

Мне ничего не оставалось, как вновь завести "Песню о главном"... я путанно рассказала ей о своей Мечте... а Мечта была - ни много, ни мало, чтобы Великая М.М. станцевала партию Одетты и Одиллии руками под звуки музыки и моих поэтических строк!! Вот так...

М.М., похоже, ничего не поняла... она сказала примерно следующее:

- Но я уже много лет не выхожу на сцену в качестве балерины, - при этом она внимательно, сосредоточенно и глубоко смотрела внутрь меня...

И вот ведь странно... в тот момент мне было очень комфортно в её ауре...мне хотелось говорить и говорить с ней... слушать и слушать её...
Я смотрела в её глаза...сколько же там всего...сколько трагедий, сложностей, боли, преодоления... некий надлом, склеенный твердостью характера и силой духа...мгновенный калейдоскоп её жизни...нет, пожалуй, кинолента  событий её жизни промелькнула предо мной за несколько минут общения... Она что-то рассказывала...но я была одержима намерением выполнить свою миссию...

Я вновь попыталась предложить ей книгу " Светлый Храм Души"...
Она вновь ответила отказом по причине того, что она не собирается домой в Мюнхен, что ей будет тяжело возить нашу книгу с собой...

- Ну, хорошо...а можно я почитаю Вам стихи? - отчаялась я.

- Чьи стихи? - спросила меня Плисецкая.

- ... Славы Зайцева... - с запинкой ответила я.

- Они мне посвящены? - вновь Плисецкая буровила меня своим твердым взглядом.

- Нет...- вновь смутилась я.

- Тогда зачем мне они? я читаю Пушкина. - отчеканила М.М.

- А можно я Вам посвящу стихи, - я не сдавалась в плен твердости решений Майи Михайловны.

- Можно, - наконец-то М.М. перестала отвечать мне вопросом на вопрос. - Мне это будет приятно...

- Хорошо...спасибо, - я удовлетворенно кивнула головой и тут почувствовала, что кто-то теребит меня за локоть...

Я оглянулась, это был Пьер Карден.

- Майя Михайловна устала, - шептал он мне по-английски, - она хотела бы отдохнуть... - его глаза были усталыми и тусклыми... это была проекция... но я прочитала в них ещё и элемент ревностного хранителя покоя его любимой Музы...

Майя Михайловна что-то говорила о Пушкине, о поэзии... мне надо было слушать кого-то одного...или Кардена, или Плисецкую... и тут к ней вновь кто-то подскочил...уже кто-то другой... лишь отойдя от стола, я узнала в подошедшей бывшую московскую модель Любу Ступакову (любимая модель Луи Ферро...в замужестве Вилденштейн)...

Но Соня Лозе вела меня уже к Илзе Лиепа... она же нас и сфотографировала...на память я подарила Илзе мою поэму " Лебединое озеро" с подписью Майи Михайловны Плисецкой...

Всё, что происходило на приеме позже, я помню плохо... гости разъезжались из ресторана далеко за полночь... Когда уехала Майя Михайловна со спутниками, стало как-то пусто...мы по инерции съели обалденно вкусный десерт...

Потом стояли на ав. Монтень возле ресторана...такси подъезжали по вызову... кто-то помог мне сесть в свободную машину... мы ехали по ав. Фош...я звонила мужу, расстроенная, что моя Мечта относительно Плисецкой провалилась... но муж утешил меня смс-кой... сакрального содержания, которая казалась пророческой... сегодня я не стану воспроизводить её текст... т.к. то, что он написал, ещё возможно, сбудется...

Тепер я понимаю, что всё в жизни происходит своевременно и в срок.. ни раньше, ни позже...

Жаль, конечно, Что М.М. так и не узнает, что обещание, данное мною ей в Париже 06 12 10, я выполнила...

строки пришли в "Оранжери" двумя днями позже:

они здесь: http://stihi.ru/2010/12/13/6651

Она… Плисецкая…Огонь и пламень..
Взмах дивных рук - свободных два крыла
Подняли ввысь. Она не монолит, не камень,
А птица, что стремится к свету в небеса…
Огонь в глазах и алый пламень в сердце,
И целеустремленность, и биение стихий…
Клокочет страсть в ее неугомонном жесте
Величие души Всевышний подарил.
Она – Кармен, но через миг – Одетта,
Мгновенье - и Одиллия решительно на нас
Сверкнет очами... и коварство  скрыто
В ее намерении – лукавство… а из глаз
Метнутся искры… перед нами Баядерка
Вдруг появилась...и стремительно  возник
Чудесный образ дамы  – это сверху
Каренина тревожно уж на Вронского глядит…
И абрис строгий скул… поджаты губы
Сосредоточен острый карий глаз
На главном....Красота в холодном взоре...
Блистательна Плисецкая… Богиня танца…Враз
Сверкнула молния... и вспышка света...
Огонь и озарение, и вихрь страсти сник…
Сен Санса «Лебедь» и на сцене Майя…
И магия движений – волшебства тайник…
 
 "Оранжери", Париж,  08 12 10
Елена Вагнер (Федосеева)

пс. но я так и не успела сказать ей об этом... что  я выполнила своё обещание...не успела...жизнь имеет начало и конец, который приходит внезапно...хотя и ожидаем...

и примерно полтора года спустя сформулировались эти как отклик на рецензию...

Плисецкой...



Плисецкая – не тема, для фаната воздыханья
Она – характер, её суть отчетливо видна
В движениях, в орлином взгляде, в танце
И связана я обещанием, что ей самой дала…
Не ожидала я зигзага и сюжета поворота
Не думала лететь зимой в Париж…
Но то судьба, принял решенье «кто-то»..
Я "приземлилась" в ложу к ней, как стриж…
Вдохнула ауры её стремительной волненье,
Вобрала флёр израненной трудом души,
Глаза в глаза – контакт, огонь и вдохновенье
Нас увлекло обеих в мир искусства и тиши
Соединенья душ и волновое пламенное сальто
Проделал мой неутомимый, страстный дух…
Её природа – огненная… распознала сразу
И опалилась… и огонь к огню… мой друг…

Да, образы её впитала от рожденья
Её Одиллия, Сен Санса «Лебедь» и Кармен…
«Достигнут апогей»… но больно, сложно
Её движение, полет среди простых людей…
Да, ореол Богини, Артемиды в танце
Да, мировой балет и классика во всем…
Да, восхищение толпы… но увидала сердцем
В душе ее пораненной интригами надлом…

PS. Я мечтала, чтобы ММ. «станцевала» поэзию моего «Лебединого» руками… но она уже устала от жизни, как мне увиделось…

Да, природа несовершенна и даже самые лучшие тела, натренированные почти до совершенства, приходят в упадок…но дай Бог всем так выглядеть в 40, как она в свои 85!

Елена Вагнер Федосеева   14.06.2011 21:25

пс. на фото- Соня Лозе ( фонд Русские сезоны в Париже, М.М. Плисецкая, Андрис Лиепа, Париж, декабрь 2010...на фоне афиши того самого юбилейного концерта в Парие... 85-летие М.М.

ппс. фото из ФБ...


Рецензии