Разговоры о стихосложении

Что касается классического русского стихосложения, то оно возникло в середине XVIII века стараниями Тредиаковского В.К. и Ломоносова М.В. Классическое русского стихосложении это Силлабо-тоническое стихосложение  — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Как правило стихотворение написано размером. Размер состоит из метра и стоп это как скелет и кости. Стихотворные метры подразделяются на двустопные (хорей и ямб), на трехстопные (дактиль, амфибрахий, анапест)  и четырестопные (пеон первый, пеон второй, пеон третий, пеон четвертый). Как правило пеонами писать очень тяжело, даже у классиков катастрофически мало интересных работ написанных пеоном. Поэтому в данном пособие пеоны подробно рассматриваться не будут.

Пример:

Птичка (Пушкин А.С.)

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

В чуж-би-не свя-то наб-лю-да-ю (9/3) (9 - количество слогов, 3 - количество ударных) -/ -/ -/ -
Род-ной об-ыч-ий  ста-ри-ны (10/4*) (10 количество слогов, 4 количество ударных)-/ -/ -/ -/
На во-лю пти-чку вы-пу-ска-ю (9/3) -/ -/ -/ -
При све-тлом праз-дни-ке вес-ны. (10/4*)

На основании разбора первой строфы можно заключить что данное стихотворение написано четырех стопным ямбом.

* - отмечены несистемные ударения - пиррихии, которые в идеале желательно избегать. Однако в данном стихотворении пиррихии случаются не от случая к случаю а в строой последовательности что сглаживает этот недочет.

По мимо в пиррихиев, еще одним "подводным камнем" в размере может являться спондей.

Например на данном произведение,

Мне ближе зноя теплый дождь,
Когда в округе безмятежно
И на рябины спелый гроздь
Льет дождь отрывисто и нежно.

Листва желтаХруст под ногами, (Желтахруст - неблагозвучный спондей)
Еще один прожили день.
Деревья с голыми ветвями
Накрыла вновь ночная тень.

Спондей - это сверхсхемное ударение состоящее из двух долгих слогов.

В идеале стиховторение должно быть написано одним размером. Если стиховторение не написано одним размером то оно будет похоже на дом у которого слабый фундамент, от которого рано или поздно здание обрушиться.

Можно привести примеры для наглядности, когда авторы не выдерживают размер.
В основном этим грешат начинающие авторы.
Привожу ниже очень яркий пример не выдержанности размера.

Восторг - Лариса Климен

Стоп!!!Что за дивное пенье? (8/3)
Где-то в густой листве, (6/3) ( 1 пропущена безударная стопа после слова "густой")
звонкое ,чудное,что за везенье, (11/4)
днем этим ясным явилось ко мне. (10/4) (2 лишняя последняя стопа)

Листья мне шепчут усладу, (8/3)
Песни и ветер поет, (7/3)
Нет лишь с собою мне сладу, (8/3)
Выдь, из меня  мой порок! (выдь - такого слова нет) (7/3)

Выйдите вон и сомненья, (8/3) (
прочь уходи ,печаль, (6/3) (3 пропущена безударный слог после слова "уходи")
птиц не случайно пенье: (7/3)
дверь отворяется  в даль! (7/3) (4 пропущен безударный слог после ударения в слове "Случайно")

http://www.stihi.ru/2013/11/19/7520

Уже видно, что рифмующиеся строки не соответсвуют друг другу по количеству слогов, к тому же тяжело читать, спотыкаешься и не мудрено размер не выдержан, скажу больше здесь так много недочетов что несоблюдением размера все не ограничивается. Однако это уже фатальная ошибка.

Произведение написано грязным трехстопным дактилем. Как ни странно, но серьезных нарушений если ни считать пиррихиев и спондеев здесь около 4. В первой и во третьей строфе. Видимо у автора есть поэтический слух, но схему она не проверяла вот и результат.

Теперь поговорим более подробно о стихотворных метрах. Начнем с двустопных метров.

Хорей - двустопный метр с ударением на первый слог. Схема выглядит следующим образом (/-)
Хорей имеет необыкновенную музыкальность, он более выразителен чем ямб.

Например, стихотворение Афанасия Фета,

Серенада

Тихо вечер прогорает,      /- /- x- /-
   Горы золотя;           /- x- /- 
Знойный воздух холодает  /- x/- x- /-
   Спи мое дитя.        /- /- /

Соловьи давно запели,
   Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели -
   Спи мое дитя...


а теперь пример начинающего автора

Осенняя тоска - Нина Цыганкова

Отчего мне грустно очень?
Отчего душа во мгле?
Это осень, просто осень
Разгулялась по Земле.

Скучно, вяло стала жить я,
Все сижу одна  в тиши.
Чувства жухлые, как листья,
Шелестят на дне души...

http://www.stihi.ru/2009/10/13/6914

Как ни странно серьезных замечаний по ритму нет, за исключением немного расхристанности по системе пиррихиев и одно ударение приходиться на служебную часть речи (прелог "по"). Зато с другим достаточно проблем слова затычки (слова не несущие в себе художественную ценность в данное время и в данном контексте, а служащие для закрытия дыр в размере).

Ямб - двустопный метр с ударением на второй слог. Схема выглядит следующим образом (-/)

Ветка Палестины -М.Ю. Лермонтов

Скажи мне, ветка Палестины:   -/ -/ -п -/ -
Где ты росла, где ты цвела,    -/ -/ -/ -/
Каких холмов, какой долины      -/ -/ -/ -/ -
Ты украшением была?..            -п -/ -п -/

...Молитву ль тихую читали,
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали
Солима бедные сыны?..

А теперь произведение начинающего автора написанного в ямбе.

Воздушный замок - Август Саша

О, мой воздушный замок   -/ -/ -/ -
Обитель всех ветров,      -/ -/ -/
В тебе нет пошлых рамок    -/ -/ -/ -
И мнений злых оков.         -/ -/ -/

Первое четверостишие по ритму без замечаний.

Ты - крепость моих вольностей,  -/ -ву /--
Маяк тайных желаний,             -/ /- -/ -
Ты бережёшь от глупостей          -п -/ - /- -
И от пустых страданий.             -/ -/ -/ -

А вот во втором четверостишие нарушение ритма, даже больше чехарда.
ударение на мОих - вынужденное, что ни есть хорошо.
К тому же слово вольностей и  глупостей не рифмуются в классическом понимании рифмы,здесь так называемая рифма незнайки. Нарушение альтернанса (чередования рифмы).

Ты крепче обещаний всех,                -/ -п -/ -/
Тебя нельзя нарушить,                -/ -/ -/ -
Ведь ты не человек,                -/ -п -/
Не любишь судьбы рушить...                -/ -/ /-

http://www.stihi.ru/2013/04/16/11452

Как пошло со второго четверостишия автора в сторону вести так и продолжилось. Схема рифмовки сменилась, а автор даже и не замечает. Поэтому необходимо по первости всегда рисовать ритмическую схему. Конечно можно и ломать ритмическую схему, но для этого нужно иметь опыт и понимание того что это художественно необходимо, к тому же это должно ритмически врисовываться в текст.

На этом разговор о двустопных метров заканчивается. переходим к трехчложным метрам.

Дактиль - трехсложный метр имеющий ритмическую схему -//

*  *   *  (И.Бунин)

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом...

Произведение начинающего автора в дактиле

Прощайте - Мои утраченные иллюзии

Прощайте домики, прощайте шарики!   /-- /-- /-- /--
Куда-то все бегут, забыв о памяти.   /-- /-c /-- /--
Прощайте сказочки, что с хэппи-эндами! /-- /-- /c- /--
Пришла пора дышать реальными надеждами.  /-- /-c (-/---)

Сбой ритма (в скобках на схеме)

И нет пути назад – ни шагу, нет;          / -- /-c /-c /--
Раскрыть пошире дверь и запустить рассвет…
Нужно уметь ценить, что дарит жизнь,
Но как ни поверни, кругом цинизм.

http://www.stihi.ru/2015/03/09/1727

амфибрахий - трехсложный размер, с ударением на втрой слог. ритмических рисунок -/-

В качестве пример приведем стихотворение Блока А.А.

*   *   *

Мне снились веселые думы...
Мне снились веселые думы,
Мне снилось, что я не один...
Под утро проснулся от шума
И треска несущихся льдин.
Я думал о сбывшемся чуде...
А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры:
Смолили тяжелые челны...
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла...
Пьяна от веселого шума,
Душа небывалым полна..
Со мною - весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна...





Анапест - трехсложный метр имеющий ритмический рисунок --/

Фет

*   *   *

Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету, -
Хоть на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу,
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.



После боя
Андрей Моисеев
Умирала армия, умирала.
Тихо танк подстреленный догорал.
Вывозили экстренно генерала,
Что своих солдатиков растерял.

Вывозили экстренно генерала,
Вдалеке маячили огоньки,
И душа под кителем обмирала
От волны отчаянья и тоски.

В голове гудело у генерала
Грозно и торжественно, как хорал:
- Отчего же армия проиграла?
Как же допустили вы, генерал?

Что-то надо срочно придумать, срочно!
Мысли разбегаются, вот беда!
«Все приказы отданы были точно,
Только исполнение – как всегда:

Штаб тянул резину, врала разведка,
Связь из строя вывел какой-то враг.
Правда, артиллерия била метко –
По своим позициям, мать их так!»

Разыграть придется такую драму,
Про измену можно еще сказать.
Мертвым безразлично – не имут сраму,
А сейчас задача – живых спасать.

Главное, чтоб Ставка не разузнала, –
Мысли так и мечутся, как в бреду! –
Может, обойдется без трибунала,
Может, и добавят еще звезду...

В черном небе звездочка замирала,
И мороз до косточек пробирал…
Умирала армия,
умирала.
Скоро примет новую генерал.

http://www.stihi.ru/2015/10/06/439

Безумие
Дмитрий Гвоздецкий
Говорят, я душевно больной,
Но не вижу тут ничего душевного.
Тяжело таким на коре земной, –
Не берусь судить обо всей вселенной.

Воротись ко мне, мой зашедший ум,
Хватит прятаться где-то там, за разумом!
Белых стен да игл стальной триумф.
Маляры и аптекари празднуют.

Я как будто не полный комплект,
Без ума, как чайник, не пивший чаю я,
Как табу не знающий табурет,
Как праща, что послана на прощание!

Для чего безумцу так много слов,
Копошащихся в мозгу тараканами?!
За Остапом следом меня несло,
Со своими встретился Васюками...

Миру только шахмат недостаёт,
В остальном давно уж похоже всё,
Их безумье теперь, как моё,
Но никто ещё не заметил тождество...

http://www.stihi.ru/2016/02/01/3942

Нулевые встречи не везучи
Даша Светлая
Нет любви, но всё же заходи,
Боли в сердце бесконечны,
Волшебна ночь, но кажешься один,
Особенно в минуты,  когда вместе.

Прощаюсь, не познав с тобой любовь
Жаль, нулевые встречи невезучи,
Пройдут года, появится другой,
Он, точно знаю,  будет лучше.

Забуду ночи под Луной
Я сильная.., я постараюсь,
Пока что буду жить сама с собой,
Душу миром дивным наполняя.

Люби  Марину, Дашу, Нину, на
Крыльях белых, в белую постель, но
Ложь не радугой окутает перину,
Ожогом жгучим, как морозная метель,

Каждая,  в конечном счете,
Распознает, голые вины грешки,
Станут в идеальном  подзалете,
Злостные оргазма корешки.

Удел познаний очень горький,
Проливший свет через меня,
Обман льстеца так мерзко-скользкий
Ты вывернут в изнанку, ты змея.

Мужчин так мало однолюбов,
На пальцах можно сосчитать, но
Но верит женщина, что станешь другом,
Чтобы единственно её ласкать.

http://www.stihi.ru/2015/10/19/9967


Рецензии
Респект автору! Очень полезная информация, а главное преподнесенная с душой и пользой для начинающих поэтов, с теплом...Н.

Наталья Север   03.02.2016 13:07     Заявить о нарушении