Игорь Федоров и Filarmonica-квартет

Игорь Федоров, кларнет, бассет–кларнет (Москва)
FILARMONICA-квартет
22 января 2016 года
Камерный зал филармонии

Лауреат международных конкурсов Игорь Федоров,  кларнет, бассет–кларнет
Лауреат Всесоюзного конкурса Filarmonica–квартет:
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка
Лауреат международных конкурсов Илья Тарасенко, альт
Лауреат международных конкурсов Станислав Овчинников, виолончель


«Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта».
Карл Барт


С Filarmonica–квартетом всегда захватывающе интересно и увлекательно. Их маршрут путешествия проложен по всем музыкальным материкам и проходит через многие страны мира и столетия. Это один из самых экзотических вариантов кругосветного путешествия, пересекающий все меридианы Земли для тех, кто не желает покидать родных сибирских просторов. А абонементы Filarmonica–квартета – лучший «комплексный билет» для прохождения различных маршрутов, где все зависит только от вашего восприятия времени, проведенном в каждом из шести его пунктов, хотя вовсе и не обязательно совершать такой масштабный кругосветный тур в рамках одного абонемента, ведь у Filarmonica–квартета есть еще множество изысканных программ, более камерных циклов и роскошных литературно-музыкальных композиций, где о покорении новых музыкальных вершин и сегментов этого затейливого и порой перехватывающего дыхание маршрута у вас останутся приятные и теплые воспоминания, а также незабываемые впечатления. И только вам решать, будет ли это легендарный вояж на поезде в Чехию или же плавание по знаменитым венецианским каналам, прогулка по старинным улочкам Вены или целая фольклорная экспедиция, импрессионистическое путешествие по Франции на авто... а может быть это будет путь, проходящий через джазовые джунгли необитаемых островов. Но так или иначе, с Filarmonica–квартетом вам удастся обойти весь земной шар и получить немалое эстетическое наслаждение, после чего, вероятно, вы сможете похвалиться, что теперь-то и вы – тоже признанный кругосветный путешественник.

Все программы Filarmonica–квартета наполнены особым смыслом и имеют четко выстроенную концепцию – в этом путешествии с вами всегда будет карта небесных светил и уникальный компас, а с такими талантливыми проводниками вы никогда не собьетесь с маршрута. Вот и программа концерта, состоявшегося 22 января в Камерном зале имела явно не случайный выбор и ознаменована была как минимум двумя крупными датами надвигающихся юбилеев – это и 260 лет со дня рождения прославленного Моцарта и 125-летие великого русского композитора Сергея Прокофьева.
Здесь Новосибирская филармония вновь преподнесла великолепный подарок всем ценителям и почитателям прекрасного. Впервые на этой сцене был представлен трехчастный си-минорный струнный квартет Прокофьева – произведение довольно редко исполняемое и по сей день хранящее в себе множество загадок и сакральности. Своим мелодизмом и вдохновенной лирикой этот квартет  предвосхищает сочинения середины тридцатых годов. Первая часть, полная типично «прокофьевской» энергетики, действительно выдержана в ярко классическом духе. Вторая часть, в основном быстрая и стремительная, является в квартете выразителем виртуозного начала. Медленный финал, стоящий в ряду лучших произведений композитора, сродни самым вдохновенным и пленительным эпизодам балетов «Золушка» и «Ромео и Джульетта». Как писал сам композитор об этом сочинении в своей «Автобиографии»: «Прежде чем приступить к работе, я изучал квартеты Бетховена, делая это чаще всего в вагоне, по дороге с одного концерта на другой. Изучение дало возможность освоить и полюбить его замечательную квартетную технику. Однако, у квартета есть две особенности: финалом является медленная часть и тональностью выбран си минор, в котором квартеты обыкновенно не пишутся. Я закончил квартет медленной частью, потому что материал для нее вышел самым значительным в опусе». То, что сам автор определил финал как «центр тяжести», дает повод для такого рассмотрения драматургии квартета, в котором именно финал становится неким «кодом», проясняющим сложную концепцию целого.

В исполнении Filarmonica–квартета творение Прокофьева отличалось проникновенностью и высочайшей профессиональностью – как каждого отдельного исполнителя, так и отточенностью технического мастерства коллектива в целом, степенью слаженности их игры, что позволяет решать любые артистические задачи. Самобытность, свежесть и новизна этого квартета раскрывают разные грани творчества советского гения, а чуткий контакт между неподражаемыми музыкантами и их вдохновляющий талант этим вечером вызвал живой отклик у собравшейся публики, который оборвал пелену хрупкой тишины мгновения, последовавшего за финальным аккордом первого отделения.

Во втором отделении нас ждала встреча с еще одним замечательным исполнителем, выход которого на сцену уже подарил массу положительных эмоций, – исполнитель с доброй искренней улыбкой, – исполнитель, излучающий радость и свет – Игорь Федоров. Один из немногих в мире концертирующих солистов–кларнетистов, яркий исполнитель нового поколения, артист с уникальным репертуаром, включающим произведения разных эпох, стилей и направлений – от классики до джаза. Музыкант, побывавший с гастролями в 25 странах мира, участник многих крупных международных акций, выступавший перед королевой Великобритании Елизаветой II и Папой Римским Иоанном Павлом II. Тот, чье имя занесено в Золотую книгу молодых талантов России «ХХ век — ХХI век», победитель международных конкурсов, удостоенный специального приза «Лучший ансамблист» на международном конкурсе Ю. Башмета. Федоров первым из кларнетистов стал солистом Московской государственной академической филармонии. Критики разных стран неизменно отмечают его блестящую виртуозность, владение широкой звуковой палитрой, творческую императивность, стилистическое разнообразие программ, оригинальность интерпретаций.

Музыканты наивысшего уровня, находящиеся в творческом союзе – здесь и сейчас на одной сцене – продемонстрировали завидное мастерство и восхитительную слаженную работу. И нужно ли задумываться, сколько времени было потрачено на совместные репетиции и техническую детализацию материала, если главное уже случилось – артисты подарили ощущение не только праздника и легкой, почти сказочной атмосферы, но и неизмеримую и множеством слов радость музыкальной гармонии, сопоставимой, пожалуй, с душевной реинкарнацией или же с неким «небесным перерождением». Моцартовские мелодии рассыпались как несчетные переливающиеся бриллианты – бесконечно нежные и полетные, наделенные разнообразнейшим посылом – от едва подвластного человеческому восприятию мягкого и тонкого пианиссимо до великолепного форте, где звучание каждого инструмента, богатого на всевозможные оттенки, наполняло зал особым свечением и трепетным благоговением. Волшебный и волнующий квинтет Моцарта для кларнета и струнных си-бемоль мажор сменил абсолютно божественный и прекрасный ля-мажорный квинтет, написанный в 1789 году и посвященный соратнику Моцарта по масонской ложе и выдающемуся кларнетисту своему времени Антону Штадлеру, сумевшему ввести мало популярный в то время кларнет в ряд виртуозных сольных инструментов. Звучание кларнета часто сопровождало масонские обряды, поэтому в представлении Моцарта этот инструмент имел помимо прочего мистическое значение. Квинтет ля мажор по словам исследователя творчества Моцарта Альфреда Эйнштейна – «самый утонченный образец камерной музыки, хотя кларнет и выступает здесь, как первый среди равных, и так использован композитором, словно он, Моцарт, впервые открыл прелесть этого инструмента – его мягкое, сладостное дыхание, его прозрачную глубину, его гибкость». Матовый тембр кларнета ясно выделяется на фоне струнного квартета, голоса которого то выступают в роли аккомпанемента, то образуют самостоятельные контрапунктические линии. Тональность ля мажор была наиболее удобной для тогдашнего кларнета строя А, а также имела у Моцарта особый любовный оттенок.
Исполненный Игорем Федоровым и Filarmonica–квартетом ля-мажорный квинтет – удивительный лаконизм волшебства звуков и образов, их простоты и ясности, когда ловишь себя на мысли – «Ну не мог смертный человек написать такого!..», но эта мысль тут же сменяется другой – цитатой из трагедии Пушкина, – ответом, словно сотканным из услышанных звуков: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...»
Откровение для самых искушенных меломанов на грани фантастического, почти невозможного, завораживающее и перехватывающее от восторга дыхание – такое огромное удовольствие получили этим вечером слушатели.
И великолепное завершение программы – шикарный бис, после которого публика обрушила шквал аплодисментов с криками «браво!» на сцену.

Мы будем ждать новых встреч с замечательными музыкантами – солистом Игорем Федоровым и квартетом Filarmonica, храня в себе очень светлые и солнечные впечатления от январского вечера, очаровывающей музыки и радости, которую подарили нам артисты.



М. Мендель. Январь, 2016 г.






Использованная литература:

1. Прокофьев С. С. «Автобиография» / Редакция, подготовка текста М. Козловой
2. Бояринцева А. А. «Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. Проблема стиля»
3. Эйнштейн А. «Моцарт. Личность. Творчество»


Рецензии