Баллада о трёх художниках и хромом короле

Дик Славин и Ярослав Дорис    80-е

СТАРАЯ БАЛЛАДА О ТРЁХ ХУДОЖНИКАХ
И ХРОМОМ КОРОЛЕ

Публикуется для Вессы Блюменбаум
под впечатлением от "Ледяного барона"


Так долго правил  старый Сир
Что стал похож на прах -
Кривой горбун, седой вампир
И на хромых ногах.

Как Славу – спутницу побед,
Восславив Сам Себя,
Решил оставить нам портрет
Великого Вождя.

И трёх художников позвав
В дворцовый светлый зал,
И на холсты им указав,
Портрет свой заказал:

«Ну что?! Вам будет по плечу
Портрет парадный мой?
Потрафите – озолочу
И отпущу домой.

Но если не по нраву мне… …
Ей-богу, не шучу,
Заплатите за всё втройне,
Дам волю палачу!»

Он жезлом грозно заиграл,
Он глазом засверкал,
И напоследок не сдержал
Зловещий свой оскал.

Ответил старший: «О, Король
Мы с чистого холста
Читаем каждый свою роль
От первого лица».

Вот первый к Королю идёт
Художник молодой,
Он краски лучшие берёт
Уверенной рукой.

И миг настал ! Последний лёг
Легко и нежно вдоль
Весьма изысканный мазок
И подошёл Король.

Прекрасный юноша смотрел
С портрета на него,
В его очах огонь горел,
Любовь в очах его.

Он стройным был как кипарис
И славным Королём,
Вокруг придворные сошлись
В ничтожестве своём.

Камзол атласный не скрывал
Могучий торс бойца,
Прелестен был овал лица
И кудри удальца.

И блеск удил, и масть коня,
Толедской стали блеск,
О, это был на злобу дня
Язвительный гротеск!

Король вскипел: «Как смеешь ты
Смеяться, низки род,
Высокой силой красоты
Над тем, что мы урод?

Эй, слуги! Изорвать портрет,
Насмешника схватить!
Без жалости, в расцвете лет
Мечами изрубить!...

Наука будет и другим!» –
Вскричал. Поправил бант…
Так юноша погиб,
И с ним погиб его талант.

И вот уже другой идёт
Художник молодой,
Он кисти лучшие берёт
Уверенной рукой.

Вот пишет он. Последний лёг
Темно и грозно вдоль
Холста зловещего мазок
И подошёл Король.

На Короля косил горбач,
Внушая смертный страх,
И ликом и душой – палач,
И на кривых ногах.

Беззубый рот и жёлтый клык
И ворон на руке,
И злобен этот был старик
В монашьем клобуке.

Король взревел: «Колесовать,
Но прежде -  запороть!..
Как смел ты немощь написать,
Её дурную плоть?!

Наука будет и другим!»
Вскричал, поправил бант…
Так и второй погиб,
И с ним погиб его талант.

Выходит третий. Дерзкий взгляд
Метнул в притихший зал:
«Не страшен мне кромешный ад, -
Он Королю сказал, -

Превыше страха и наград
Искусства высота,
Бывает  гармоничен Гад,
Постыдна красота….»

Он кисть уверенно держал,
Но мыслил о своём,
Сперва  коня он написал
И Короля на нём.

Король сидел в анфас
И горб увидеть зал не мог
Забрало прикрывало глаз,
Поножи - контур ног.

Каким однако вышел плод
Лукавства и труда:
То рыцарь был, а не урод!
Король воскликнул: «Д-а-а-а..

Да! Узнаю я САМОГО!..
- Поправил пышный бант, -
Вельможи, наградить его!
Он доказал талант.»

«О, нет! Нельзя меня хвалить!
Наград не нужно мне!
Дозволь, Сир, братьев схоронить
В родимой стороне.»

«Ну что же, Сир сказал в ответ,-
Где двум, там трём лежать!»
И приказал огромный крест
Гранильщикам тесать.

И склеп он выстроил для них
Над быстрою рекой,
И выбит был посмертный стих
Неведомой рукой.

И если кто-то забредёт
В заветные места,
Его тропинка приведёт
К подножию креста.

И надпись горестная та
Напомнит эту боль:
«Лежит под камнем красота,
Но жив урод-Король.»

Что есть искусство и талант
Увы, не нам  судить.
Ведь не написан фолиант,
Как музам угодить.


© Copyright: Дик Славин Эрлен Вакк, 2013
Свидетельство о публикации №113092804869
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Дик Славин Эрлен Вакк


Рецензии
Добрый день,
Мммм... какая строчка
«Мы с чистого холста
Читаем каждый свою роль
От первого лица».

Как хорошо, хрустально вышло, очень чисто и чётко:)

Виктория Эйлер   17.12.2020 12:31     Заявить о нарушении
Благодарю. Сразу видно, что Вы смотрите в корень замысла.
Урод-король - это наша реальная жизнь. И очень важно, чтобы
каждый человек, не только художник, давал оценку жизни
общества без ссылки на некие авторитеты, или установившиеся
клише. Быть личностью, а не безликостью в серой массе,
в которой вязнут самые высокие замыслы и смыслы.
Вот главный подтекст баллады. Всех благ и творческих успехо.

Дик Славин Эрлен Вакк   18.12.2020 01:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.