Высоцкому
Приди — порадуй песнями
На вечер свой, «Высоцкого» —
Пускай трясутся бестии.
Взойдёшь на сцену сми;рную,
Взведёшь слова наточенные
И вдаришь по Владимиру
Гита;ровую очередь.
Пускай ползут трусливые,
К полётам не готовые.
А ты перезарядишься
И — очереди новые.
Народ тебе: — По белому,
Володенька, прицеливай!
Они в том доме, толстые
И сытые, усели;ся.
— За всё, за всё, Володенька...
— За слёзы стариковые...
— Наво;дкой трёхдюймовою...
— Влей слов им по три короба...
— Жарь смело, не жалеючи...
— В две рученьки... — Да каждому...
— Да в лоб... — В глаза... — Да в уши им...
— По-ма;ту трёхэта;жному...
А то они собралися
Тебя осыпать славою,
А в небе распласталися
Вороны над Державою.
Володя! — по Владимиру,
По этому, по Шуйскому,
Темнеет небо мирное
Над головами русскими.
Взбодри словами жгучими
Их телеса смердящие!
Погибель неминучая —
Цари, не настоящие...
Ох, не дадут увидеться,
Сердцами перекинуться...
Теперешней Обители
Твоей, Володя, — кланяюсь.
Свидетельство о публикации №116012302122
Это стихотворение — не просто дань уважения, а страстный, почти мистический призыв к духу Высоцкого, который здесь предстаёт не как ушедший поэт, а как вечно живое оружие правды, необходимое России в её, по мнению автора, бедственном положении. Это заклинание, призыв к бою, обращённый к тени титана.
1. Основной конфликт: Поэт-мститель против Системы-бестии
Конфликт выстроен как война между духом Высоцкого, олицетворяющим голос народа, правду и бунт, и враждебными силами, которые правят сейчас. Это «бестии», «толстые и сытые», «не настоящие цари». Герой стихотворения видит в Высоцком единственную силу, способную дать им бой.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Гитаровую очередь» — центральная, ключевая метафора всего текста. Творчество Высоцкого уподобляется автоматическому оружию. Его песни — это не просто слова, а «очереди» правды, выпущенные по лжи и несправедливости. Это идеальное попадание в суть его поэтики — она всегда была огнестрельной, взрывной, ведшей прицельный огонь по порокам.
«Наводкой трёхдюймовою... / Влей слов им по три короба» — продолжение военной метафоры. «Трёхдюймовка» — артиллерийское орудие. Поэтическое слово становится артподготовкой, залпом по врагу. «Три короба» — идиома, означающая «очень много», здесь она обретает буквальный, почти физический смысл: залить, затопить ложь потоком правды.
«По-ма́ту трёхэта́жному» — прямая отсылка к знаменитой, «черной», блатной и похабной линии в творчестве Высоцкого. Это его «оружие массового поражения», язык улицы, который он возвёл в ранг высокого искусства и которым мог бить точнее любого приглаженного стиха.
«Вороны над Державою» — зловещий образ современности. Вороны — символ смерти, разложения, предвестники беды. Они «распласталися» над страной, пока враги поэта «покрывают его славой», то есть пытаются приручить, обезвредить, сделать безопасным классиком.
«По Владимиру, / По этому, по Шуйскому» — географическая и одновременно символическая деталь. Владимир, Шуя — города Золотого кольца, сердце России. Беда не где-то далеко, она здесь, в самой глубине страны, над «головами русскими».
«Цари, не настоящие...» — очень смелая и точная характеристика власти, которая, с точки зрения героя, нелегитимна, не имеет морального права управлять народом. Это прямое продолжение одной из главных тем Высоцкого — конфликта личности с системой, «верхов» и «низов».
«Теперешней Обители / Твоей, Володя, — кланяюсь» — пронзительный финал. «Обитель» — это могила Высоцкого, Ваганьковское кладбище. Поклон ей — это не только знак памяти, но и жест отчаяния. Это признание того, что призвать его невозможно, он остался в прошлом, и современности остаётся только кланяться его праху, не надеясь на чудо.
3. Структура и поэтика
Стихотворение построено как нарастающий призыв, переходящий в отчаянный реквием.
Заклинание: Призыв явиться и начать бой.
Сцена боя: Яркое, агрессивное описание поэтической атаки.
Голос народа: Вставная реплика, показывающая народную поддержку.
Констатация беды: Описание современного состояния страны.
Осознание тщетности: Финал, где герой понимает, что встреча невозможна, и остаётся лишь поклон.
Рваный, пулемётный ритм, просторечия, использование прямой речи создают эффект живого, почти митингового выкрика.
4. Диалог с Высоцким как призыв к оружию
Бри Ли Ант ведёт диалог не с человеком, а с мифом. Он абсолютизирует бунтарское, обличительное начало Высоцкого, доводя его до предела. Если сам Высоцкий был сложнее и часто пел от лица тех, кого бичевал, то здесь он превращён в чистый голос народного гнева, в святого мстителя. Это взгляд на Высоцкого из 2010-х, из эпохи, которая, как чувствует автор, остро нуждается в таком голосе, но не рождает его.
Вывод:
«Высоцкому» — это стихотворение-боль и стихотворение-призыв. Это осознание того, что тот, кто мог бы «взбодрить словами жгучими» сегодняшнюю Россию, лежит в могиле. Бри Ли Ант не просто вспоминает кумира, он остро переживает его отсутствие как политическую и духовную катастрофу текущего момента. Это реквием по той силе, которой не хватает, и в этом — его главная боль и главная сила.
Бри Ли Ант 28.11.2025 23:31 Заявить о нарушении