Фиалковый Блиц-2 Тексты для оценки

Тексты для оценки.
(ввиду небольшого количества стихов внеконкурсные не выделяются отдельно,
внеконкурсность будет учтена при подведении итогов)

------------------------------------
 1
Я каждый день по улице иду,
Мой путь далёк от дома до работы.
И разговор сама с собой веду,
Но думать о серьёзном - нет охоты.
Путь ничего не значит для меня.
Важнее то, что проплывает рядом,
Хоть расстоянье будущего дня
До вечера сокрыто снегопадом...
Всё тот же тротуар и поворот,
Потом - ступени прямо, через дворик,
А там - крыльца встречает тёмный свод,
Спешу к нему, свой шаг слегка ускорив.
По коридорам, быстро в кабинет -
Дорожка сонно мнётся каблуками.
И двери распахнув, включаю - свет!
Где полки ждут спокойными рядами.
Пускай не цех, не зал, не бельэтаж.
Тут теснота и запах фолиантов.
Крадусь по лабиринтам, словно страж,
Приветствуя свой мир, читая мантры...
Вес день шагать без воли отдохнуть
На подступах к "Микенам" и "Коринфу",
А вечером - обратно, тот же путь,
И мысли сами попадают в рифму...

----------------------------------
2

Улетала далеко
За зарницей,
Повстречала там любовь
За криницей.
Но услышала я весть,
Не потаю.
Что тропиночка моя
Та, что с краю.
Что ведет она меня
На чужбину,
Где примерила кольцо,
Там и сгину.
Старик-ворон у окна
Затаится.
Не вернется, улетев,
Дева-Птица.

----------------------------------
3
Выбор пути.

Стою на развилке трёх главных дорог...
Куда мне держать свой путь?
От долгих раздумий увязла в песок
Уже по самую грудь.

У каждой тропинки есть что-то своё.
Ох, как бы не прогадать!
Смотрю над тропою одной вороньё,
А значит беды там - рать.

Вторая тропа напустила туман,
Сквозь дымку вижу мираж.
А запах тумана, как сладкий дурман
И ждёт уже экипаж.

А третья тропа из нехоженых вёрст,
Её не проторен путь.
Друзей очень много, но также и слёз
И могут там обмануть.

Я вязну в песок от раздумий своих,
Не зная куда свернуть.
Вдруг тянет рука меня в трудный тот миг,
Её мне не разомкнуть...

----------------------------
4

Мой дружок не состарился:
Поскользнулся, ударился,
А душонка - и выскочи!
Удержать - нету силищи...

С той поры те дороженьки,
Где скользят чьи-то ноженьки,
Все песочком присыпаны,
И заглажены рытвины.

Я тружусь над ошибками,
Хоть чужими, но швыдкими:
Вдоль шоссе, по обочине
Я гуляю по вотчине...

Я топчу свой ботиночек,
Не касаясь тропиночек.
Сердцем, разумом, кожею
Я люблю бездорожие.

-------------------------------
5
 
На трехколесном велосипеде
Куда надумал, туда и еду.
Хочу  - по кругу, хочу — к забору,
Без документов, без технадзора.               
Зачем  асфальт мне, зачем тропинки?
Не в колее я, не в серединке.
А те, кто ростом уже повыше -
Те славно могут стоять на лыжах,
Им раскатают лыжню с пригорка,
И те поедут — легко и гордо.
Везде есть трассы, везде есть русла,
Катись, товарищ, живи не грустно.
Вот жду, когда же я повзрослею,
Чтоб показать всем, что я умею
Крутить баранку и жать на тормоз,
Когда  ж наступит нормальный возраст?

-----------------------------------
6
Цикл

Открыла дверь я нараспашку.
Луна и небо. Звёздный путь.
А за спиной, вздыхая тяжко,
Мне мать пытается шепнуть:
- Будь осторожна! Дни лукавы:
У юности короткий век.
Испорчен мир, и пали нравы,
И слаб по жизни человек.
Её не слушаю. Дорога
Лежит конкретно предо мной.
Со всех сторон соблазнов много.
И пропасть где-то за чертой.
Шаг влево. Вот и оступилась,
И на тропинку я сошла.
Сначала всё казалось мило,
Забыты важные дела…
Чем дальше, тропка стала уже,
Колючки, камни впереди,
И сзади кто-то равнодушно
Толкает в спину – проходи!
Я оглянулась: лица, лица -
Всем что-то надо от меня.
Вот, удалось остановиться…
И снова дверь. И дочь. Луна…

--------------------------------
7

Сорвали кисть рябины,
Рассыпали в снегу
Букет ее - цехины,
Я в сердце сберегу.
Цветут костяшки ягод
И руки холодят
И жертвенностью тягот
В душе огнем горят
И я, как на Голгофу,
За тем цветком вослед…
Рисуют катастрофу
Мне дни ушедших лет…

---------------------------------
8
Тропинка

Тропинка ведет через луг,
Тропинка петляет как жизнь.
Я слышу вдали перестук,
Тенек предлагает: ложись!

Тропинка идет через лес,
За руки цепляют кусты.
Но в памяти след не исчез,
Иду, как тогда - я и ты.

Тропинка идет сквозь года;
Не стерся, не сгинул маршрут:
Тропинка приводит туда,
Где травы и ныне нас ждут.

-------------------------------
9

Сожжены мосты.

Сожжены мосты, разошлись пути,
Не сойдутся наши берега.
Дальше мне одной надобно идти,
Уплыла судьбы моей река.

Кочки, бурелом, горю ни по чём,
Даже у предела есть предел.
Раньше по тропе шли с тобой вдвоём,
А теперь одна и не у дел.

По дороге слёз, облаком надежд,
Долечу до краешка тропы.
Выберу мечту, перейду рубеж,
Как же были мы с тобой слепЫ.

Вот мой новый путь, там любви рассвет,
Вышла я из прошлой темноты.
Не смотрю на твой уходящий след,
Сожжены все к прошлому мосты.

----------------------------------
10

Козья тропа

Тропинка бежит, огибая кусты,
По полю. Дойдя до его середины,
Принюхайтесь - чуете запах козлиный,
Прислушайтесь - тихий "динь-дон" с высоты.
Пичуги в траве, этот звон услыхав,
Привычно убавили громкость у пенья,
На тон снизив тиньканье. Серою тенью
Слетела обид и тревог шелуха.
Забыла, сегодня же - Троицын день,
Те звоны идут с колокольни за лесом,
Все козы, жевать перестав, с интересом
Внимая, стараются спрятаться в тень.
Исчезла тропинка в траве невзначай,
Нигде не найдёте её продолженье,
Отсюда командуют козы движеньем.
Сегодня рогатых привлёк иван-чай,
Назавтра к ромашкам они поведут,
Потом захотят клеверов, зверобоя,
Отыщут ивняк и не будет отбоя,
И мне не известны их планы, маршрут.
Меняется власть. По команде "домой"
За мною неспешно бредут вереницей.
Быть может мне лето, хотя бы приснится -
По полю я часто скучаю зимой.

----------------------------
11

Путь человека

Мой путь пролёг издалека,
Петляя в формах ДНК,
В слиянье множества кровей,
Где первым был Господь-еврей.

Создав Адама-праотца,
Как слепок своего лица,
Его он выставил за дверь:
Шагай себе и в Бога верь...

Тот, осознав свою вину,
Обняв "безгрешную" жену,
Пошёл проторенной тропой -
Вслед за зверьём на водопой...

И так, скитаясь по Земле,
Искал тропинки он во мгле,
И так, пока он вольно жил,
Своей тропы не проложил.

Но всё же народил детей,
И те бродили без затей -
Топтали травы тут и там,
И расселялись по долам...

И я родился как-нибудь.
Передо мной - широкий путь!
Но шепчет Отче в тишине:
"По тропке лишь придёшь ко мне..."

----------------------
12

Шагнуть –
Себя пере-шагнуть.
Ступить –
Себя – пере-ступить.
Пере-бороть,
Пере-молоть.
С себя - забыть,
С других - спросить.
Быть эгоисткою во всем.
Но только есть
В поселке дом,
Где старятся отец и мать.
Недо- любить.
Недо- понять.

---------------------
Дополнительно - правила оценивания стихов.
В этом туре предусмотрены 4 оценки + спецоценка.

1). от 0 до 5. За попадание в тему
0 - ставится за стих явно не в тему, или за стих, где тема хоть и упомянута, но чисто формально, никак не включаясь в сюжет.
1 - тема упомянута вскользь
2-3 - тема, хотя и не главенствует, но является важной частью сюжета
4-5 - тема является основой стиха.

2) оценка от 0 до 5
- за оригинальность и художественное раскрытие ТЕМЫ, с учетом всех плюсов и минусов в разработке ТЕМЫ ЗАДАНИЯ.(для остальных достоинств есть пункт 3)
Примечание: стих, получивший 0 или 1 по первому пункту не может быть оценен выше чем на 2 по этой графе.

3) оценка от 1 до 5 - общее художественное впечатление от стиха в целом. Включая вещи, не относящиеся к теме.

4) оценка от 1 до 5  - за техническое исполнение стиха (размер, рифмовка, строфика, звучание, грамотность). Здесь оценивается мастерство автора во владении словом.

5) Для данного тура вводится СПЕЦОЦЕНКА
от 1 до 5 - оцениваем отсутствие прилагательных и то, стремится ли автор добиться впечатления, натолкнуть читателя на что-то или впрямую декларирует.
За каждое прилагательное снижаем как минимум на единицу, также снижаем оценку за прямую декларативность (по усмотрению оценивающего).


Просьба, для исключения ошибок при обработке СТРОГО соблюдать форму оценочных листов, обязательно разделяя оценки запятыми:

стих 1, 3, 4, 5, 4, 4 
стих 2, 1, 2, 4, 5, 3 
стих 3, 2, 5, 3, 3, 1
....
итд.
Не включая никаких посторонних слов, знаков и комментариев.Комментарии (можно вместе с оценками, но оценки высылать отдельно по указанной форме) - размещаем отдельно.

Оценки выслать ведущему до 24-00 субботы


Рецензии
Стих 2 > 2, 2, 4, 3, 5
Стих 3 > 4, 4, 3, 3, 2
Стих 5 > 5, 5, 5, 5, 4
Стих 6 > 5, 4, 4, 4, 3
Стих 7 > 2, 3, 5, 4, 5
Стих 8 > 4, 3, 3, 4, 5
Стих 9 > 5, 4, 4, 4, 5
Стих 10 > 4, 5, 5, 5, 5
Стих 12 > 2, 2, 4, 4, 5

**

Сначала скажу, что не знаю, как оценивать художественные достоинства совсем без прилагательных. Уж хотя бы парочку можно допустить? Скрипя сердцем, пришлось занижать оценки…

Стих N 2. Стих в лубочном, песенном стиле. Тропиночка упомянута вскользь, описание жизненного пути - иносказательное. Тема не раскрыта, сюжет уплыл в другие смыслы… Но стих сам по себе получился неплохой. Жаль только, что с рифмами – проблема.

Стих N 3. Тема не очень раскрыта, поскольку речь о предположительных вариантах жизненного пути. Но оригинальность есть. А вот с художественными особенностями напряг – не удалось обойтись без прилагаков. Да и озадачил образ ЛГ, которая ОТ ДОЛГИХ РАЗДУМИЙ УВЯЗЛА В ПЕСОК. Это за гранью человеческих возможностей :)

Стих N 5. Тема раскрыта широко и оригинально. Ярко, образно. Язык выразительный, с мягким юмором. Долго сомневалась: снижать или не снижать оценку за «нормальный возраст». Решила всё же снизить – формально, конечно.

СтихN 6. Тема полностью раскрыта, не очень оригинальное решение, но достаточно интересное. Преемственность поколений, и те же проблемы по кругу… Если бы не особое требование снижать оценку за прилагаки…

Стих N 7. Тема не раскрыта, лишь слабый намёк. Сам по себе стих красивый, хоть и есть вопросы: «Цветут костяшки ягод» - ягоды вроде зреют, а не цветут. Отсюда: за каким цветком ЛГ устремилась?

Стих N 8. Тема раскрыта, но не очень оригинально, несколько простовато. Немного напрягла фраза: «Тенек предлагает: ложись!» -- поскольку восклицательный знак, то не «предлагает», а призывает.

Стих N 9. Тема полностью раскрыта, хотя и не очень оригинальна. Художественный уровень достаточно высок, даже без прилагательных удалось нарисовать выразительную картинку. Не очень понравилась фраза: «Как же были мы с тобой слепЫ.» - она ничего не объясняет. И ещё: «А теперь одна и не у дел.» - вроде тут запятая нужна, да и смысл (одна, и не у дел) – как будто, если ты одна, то и дел никаких нет?

Стих N 10. Тема раскрыта неявно, но именно в том и состоит оригинальность. Очень выразительно и живописно. Хотя, не уверена, что козы по команде «домой» послушно пойдут за хозяйкой…

Стих N 12. Темы я не увидела, но нулик ставить не стала – вдруг чего не заметила… Художественность несколько скуповата, но есть нерв. Оригинальная техника, хотя много глагольных рифм.

Анна-Верба   24.01.2016 09:18     Заявить о нарушении
Ну ругайте меня, ругайте! Только понять не могу, почему вдруг криница стала ямой, наполненной водой?!
то же, что родник или колодец ◆ Изумленный неожиданностью, взгляд невольно искал колеса с семьей аиста на крыше и высокого «журавля» криницы. В. Г. Короленко, «Марусина заимка», 1899 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
ПОТАИТЬ
что от кого, у(за)таить, скрыть. От людей потаишь, от Бога не потаишь.
Лубочный стих? фольклорная небрежность? Каждая девушка в своей жизни выбирает своего суженого и часто не рядом, она вылетает из родительского гнезда как птица за своим счастьем, за любовью( за зарницей(Зарни́ца — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе). А разве любовь не вспыхивает так внезапно, как зарница?Но всегда ли она бывает счастливой? Но старик-ворон, родитель порою так и не дожидается своего птенца домой... Кто до старости живет вместе с родителями и не торит свою дорогу? Пожалуй, никто...

Стих № 12 А что обязательно упоминать тропинку? Ведь это жизненный путь, кредо героини...Что увидели нерв - спасибо! Татьяна посчитала ее эгоисткой, а зря.. Ведь она противопоставляет эгоистичность натуры другому чувству... Быть..., но... И еще... Всегда ли мы успеваем до-любить, до- понять своих близких?... Путь героини - это не ошибиться в том, что делаешь... Себя не пере -ступить,а, следовательно, не измениться к худшему...

И последний - о рябине и о Голгофе.... "С претензией на оригинальность..." Ничего я такого оригинальничать не хотела. Цехины - не цвет, а вид, размер. С небольшую денежку значит... Тема не раскрыта? А это тоже мой путь по жизни!Жертвенность, хотя она порою и напрасна."Рисуют катастрофу
Мне дни ушедших лет… " НО Я ГОТОВА ИДТИ ДАЛЬШЕ, пусть это и будет для меня мучительно..., но осознанно...Это для меня гроздь рябины - цветок, поэтому и костяшки ягод ЦВЕТУТ! А мороженые ягоды любые как косточки, так почему только калина?
Постскиптум. Никогда не писала ничего в защиту своих стихотворений, кроме фактов, а тут выплеснулось. Уж простите меня, девочки! Просто как в чем-то черном меня обвинили...
С наилучшими, А Татьяну с Днем Татьян!

Татьяна Шорохова 3   24.01.2016 21:22   Заявить о нарушении
Таня, ну что Вы так болезненно... Вы мне отвечаете или Тане Игнатовой? Или обеим сразу? За Таню не скажу, только за себя.
Мне показалось, что тема не раскрыта в обоих стихах. Может быть, она слишком глубоко запрятана... Вот тема СУДЬБЫ - да, раскрыта. Но, скорее, в её КАЧЕСТВЕ, чем в движении по пути. Движение подразумевает смену обстоятельств: например, от юности до старости, или от глупости до мудрости и т.д. Я же не браковала сам стих. Просто пришлось снизить оценку за тему. К сожалению! Это требование ведущего. Если Вы заметили, в моих блицах такой оценки нет. Для себя я считаю, что попадание в тему - не самое важное. Пусть заданная тема станет побудительным мотивом для создания стиха вообще. Соответствие теме можно обсудить при приёме стиха. Но у Потеряшечки - иной взгляд...
Танечка, не переживайте так! Некоторые стихи себя не могут раскрыть на конкурсе, я давно это заметила. У меня так часто бывало: на конкурсе - хуже других, а когда опубликуешь отдельно у себя - оно начитает светиться по-своему. Мои стихи тоже критикуются порой обидно. Мы все тут в одинаковых условиях.
Если хотите обсудить стихи более подробно, можно в личке.

С наступающими именинами! :)

Анна-Верба   24.01.2016 23:35   Заявить о нарушении
Аннушка! Да просто выплеснулось! А раз Вы публиковали и обзор Тани Игнатовой, получился именно так... Обеим и одной одновременно...Да я же все понимаю, но... Это пройдет, Аннушка! Пройдет...
С наилучшими!
А судьба- это та же дорога, по которой ты идешь...Только вот куда?...

Татьяна Шорохова 3   25.01.2016 00:11   Заявить о нарушении
Анне
А почему "занижать оценки"?
Срипя сердцем ставить, что заработано!
:-)
Все ведь поставлены в одинаковые условия.
И если кто-то выламывается из них - он получает преимущество.
И вполне справедливо за это снизить баллы.

Потеряшечка   25.01.2016 23:01   Заявить о нарушении
Да всё правильно, конечно...
Просто из песни слов не выкинешь - складывается порой вопреки установкам...
У меня тоже есть прилагаки. Не стала их удалять и переделывать, потому что жалко :)

Клуб Золотое Сечение   27.01.2016 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.