08 07 000 Похороны
"- Почем стоит похоронить?
- По пятёрке на лицо.
- А без покойника?" М. Жванецкий
Ну, правильно. Вот американские индейцы дураки-то были. Повадились своих великих воинов отправлять в страну "Вечной охоты" в полной амуниции, с оружием и прочей утварью. А индийские индейцы так и вовсе своих померших махараджей сжигали вместе с их слугами и женами. Дабы на том свете им было сподручнее ублажаться, когда приспичит, и было кому прибраться после этого. Вот дураки-то!
А мы-то сами больно умные. Речи говорим, отпеваем. Когда-то даже плакальщиц специальных приглашали, чтобы все слышали, как родственники по покойному убиваются.
А ещё - костюмчик поприличнее, "Душистый гроб из свежего кедра", место на Новодевичьем кладбище, как будто покойнику не всё равно где, и в какой компании тусоваться.
Анекдот кстати.
"Приходит теща к зятю: "Делай что хочешь, зять, но хочу быть похороненной в Кремлёвской стене!
Зять почесал репу, нажал все кнопки, подключил всех, и через неделю подходит к тёще: Делай, что хочешь, тёща, но похороны завтра!"
А ещё и памятник нужно покрасивше, да чтобы с портретом! А лучше сукульптуру, да автора поизвестнее, чтобы все видели: помер не абы кто. Уважаемый человек помер. Да отпевание, да 9 дней отметить, да 40 дней... Ну, всё! Можно успокоиться. Традиции соблюдены. Похоронили. Осталось только каждый год собираться всем вместе, поминать вместе покойного.
Ну, и зачем все эти телодвижения? Стоит ли дарить любовь мертвым, когда её так не хватает живым? Разве покойному не всё равно, где как и в чем его похоронят? Душа-то вроде отлетела, а телу безразлично, будут ли его помнить. Или не безразлично? Давайте разбираться.
Само слово хоронить имеет корень "Хор", то есть, погребать покойных согласно традиций Хора (Христа). С хором, хоралом, хоругвями и хорошо.
А вот это уже интересно. В Евангелиях не упоминается, что Христа сильно интересовали похороны. До того сильно, что Он стал устанавливать какие-то особые правила на эту тему. Из всего, что там было, осталось только "оставьте мертвым хоронить своих мертвецов". А если обратиться к истории, то всегда слом традиций начинался с изменения обряда похорон. Так что традиции похорон особенно менялись в переломные моменты истории. И как раз по смене этих традиций можно вычислить значимость тех или иных исторических дат. То хоронили ногами на Запад, то - на Восток. То ставили каменные плиты с "Солнцем, распятым на Тау кресте", то - деревянные кресты, с распятой змеёй, а потом и вовсе православные кресты с распятым человеком, и вновь - католические, и пирамидки со звездой...
В сущности есть три традиционных пути утилизировать труп. Даже четыре. (Каннибализм я не считаю. Как и прочие экзотические способы, типа выбрасывания собакам, как в Тибете или грифам, как зороастрийцы :) Огонь, земля и вода. Четвертый путь - изготовление мумии. Первые три пути - избавление от тела тем или иным способом. Мероприятие вполне себе рациональное и санитарно-гигиеническое. Не утилизированные трупы начинают разлагаться, дурно пахнуть, неэстетично выглядеть и способствовать разного рода инфекциям.
Пока всё логично. Нелогично другое. Вот собираются родственники, друзья и знакомые, и начинают дружно вспоминать, каким хорошим человеком был покойный. А он не был хорошим! Он был нормальным. Серединка на половинку. Но вспоминать почему-то полагается только хорошо. "О мертвых или хорошо, или никак" А почему, собственно? Добро бы, если бы это правило было нужно для того, чтобы родственников потешить, горе им скрасить. Так ведь в поговорке о родственниках ровным счётом ничего не говорится. Такое впечатление, что поминающие покойника толи Бога затеяли обмануть своими похвалами, толи перед покойным выслуживаются, чтобы он замолвил за них словечко на небесах, или где он там ещё. Льстят покойному, чтобы он не выскакивал перед ними внезапно из-за угла в виде кошмарного приведения.
А может, дело тут в другом? Всё-таки не так уж часто водятся приведения в наших средних широтах, с их полным отсутствием фамильных замков и семейных склепов. А вот если наши похвалы и молитвы дают душе дополнительные силы, помогают ей взлететь на небо - этот обычай становится не только вполне рациональным, но и весьма полезным.
И есть ещё один хитрый момент, отразившийся в поговорке:"Человек жив, пока о нем помнят". Тут уже не до хорошего, лишь бы помнили. Или важно именно хорошее? Или любые наши воспоминания позволяют душе сохранять свою структуру, её цельность, и не распасться на фракции (Е+Е-) ?
Допустим, что так оно и есть. Человек жив, пока о нём помнят. А чтобы помнили получше, для этого и придумали и 9 дней, и сорок дней, и ежегодные чествования и редкие юбилеи. Считается, что первые сорок дней после смерти душа никуда не девается, она находится среди нас, но в "тонком мире". Мир этот настолько тонкий, что практически не видимый. (Есть, правда, люди, которые и с тонким миром "на ты". Это нормально. Если у среднего человека есть какое-то качество, найдутся и те у кого его в избытке. Свойства дисперсии случайной величины).
Ну, хорошо. А вот у нас уже и сорок первый день. По идее, душе уже пора куда-нибудь отправиться. Либо в ад, либо в рай, либо на реинкарнацию. (В средней школе это называется, остаться на второй год).
Пора-то пора. А вот мы о человеке всё помним и помним. Держим его душу рядом с собой. И хорошее помним и плохое, цвет глаз, и запах волос. Тело его помним, смех его помним. Подлость и великодушие, щедрость и обиды его помним. Всё помним. Держим его. Удерживаем. От попадания в рай? Ну, человек-то был на самом деле хороший, так что, наверное. Ну, и хорошо мы этим делаем или плохо? Вот уж не знаю. Рай ведь тоже разный бывает. Круги там всякие разные, небеса, с первого по седьмое или больше - а кто считал? Может, как раз на первых кругах ада и рая и сохраняется у души индивидуальность? А чем дальше, тем там её всё меньше и меньше. А вот к последнему небу или кругу от былой души остаётся только чистая Е- или Е+, которая и соединяется с Е+ Бога или Е- дьявола, соответственно.
Может такое быть? Вполне себе. А почему нет?
Тогда становится понятно, почему у животных душа не "бессмертная". Некому о них помнить, удерживать их в зоне памяти, в зоне индивидуальности. "Помер Максим, и хрен с ним!" Последний герой.
Нет, ну домашние животные и здесь стоят особняком, ведь о них помнят люди. Хозяева, в основном. Пока о них помнят, и они живы. Но вот умирают хозяева, и что? И всё. Бывший сгусток Е-Е+ как-то утилизируется. И всё. Душа умерла. Но... Есть ведь и такие собачки, о которых будут помнить многие поколения. Например, Хатико, прославившийся среди людей своей верностью. О нем будут помнить и помнить! Но только вот о нем или о фильме с его участием? И сколько в этом фильме осталось от реального Хатико?
Ну, ладно. Пока что, замнём, для ясности. А вот бомж Вася. Забудут о нём явно раньше, чем о Хатико. Собутыльники забудут о нём через неделю, после закономерной смерти от злоупотребления суррогатами алкоголя.
И где теперь его "бессмертная душа"? Распалась на Е-Е+ и утилизирована по назначению. Конечно, я не исключаю, что шматок Е+ получился у Васи куда как больше, чем у какой-нибудь кошечки или собачки, но суть от этого не меняется.
Сгорела Васина душа напрочь, как её и не было. Не такой уж бессмертной она оказалось. Да и сам Вася, по сути, от животного недалеко ушел.
Ну, хорошо. У животных, стало быть, душа не бессмертная. В том числе и у "животных с человеческими лицами".
Но вот младенцы. Увы, младенцы тоже умирают. Не накопив никакого жизненного опыта. Да и помнят о них одни лишь родители. И что? "Младенцы - это чистые души, которые сразу попадают в рай, к Богу" Ну, правильно. Другими словами о том же. "Чистая душа" - чистый сгусток Е+. Вот и соединяется с Богом. Без посредников. Не обретя индивидуальности.
А вот когда мы помним об умершем человеке, и, тем самым, удерживаем его душу в зоне индивидуальности... Кто-то вспоминает с любовь, кто-то с ненавистью, не без этого. А кто-то просто так, от нечего делать. Но помнит больше, чем первых оба. И вот , кто вспоминает с любовью, отдает Е+ этой душе. Сознательно, ярко. А тот, кто ненавидит - отдаёт Е+ поневоле, поскольку его ненависть разблокирует душу, и из неё можно забирать Е+ без всякого согласия. Как, впрочем, и из любого заинтересовавшегося человека. Незаметно для него. Кто-то вспоминает ярче, сильнее, кто-то слабее, отдельные слова или поступки. А кто-то, кроме имени или фуражки и вовсе ничего не помнит. Получается, каждый отдаёт разное количество Е+. И воспоминания одного могут затмить воспоминания многих сотен людей. По интенсивности - да. Но не по рельефности. Создание цельного образа происходит с самых разных точек зрения. Тысяча человек - тысяча точек - это уже голограмма, а не фотка, пусть и самая лучшая.
Пусть у нас есть душа - сложноорганизованный сгусток Е-Е+, поддерживаемый нашими воспоминаниями и сохраняющий свою сложную структуру за счет нашей Е+.
А теперь несколько актуальных вопросов.
Ну, например, каким будет возраст этой души? Чистое любопытство: на какой земной аналог возраста эта душа себя ощущает? На тот, что был в момент смерти, или на возраст своего наивысшего духовного развития Или на тот, на который сама захочет? А может ли душа хотеть? Иными словами, сохраняет ли душа свободу воли? Можно ли считать душу личностью, хоть и бесплотной?
Отвлечемся. С приветом от Википедии:
Кенотаф (др.-греч. ;;;;;;;;;;, от ;;;;; — пустой и ;;;;; — могила) — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.
Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.). Кроме того, в европейской традиции кенотафом часто называется памятное сооружение, расположенное не над могилой с останками покойного, а на месте его гибели (даже если могила существует).
Почитание умерших является важной и неотъемлемой частью всех культур. Впервые кенотафы появились в эпоху энеолита (Варненский могильник). В качестве замены тела в могилу помещали маску.
В Древнем Египте кенотаф использовали в ритуалах поминовения покойных, а реальные захоронения находились в отдаленном, чаще в недоступном, тайном месте.
В Древней Греции обычай сооружения кенотафа был связан с убеждениями, что умершие, которые не имеют могил и над которыми не были проведены специальные погребальные и поминальные ритуалы, не находят посмертного успокоения, страдают от этого и могут даже мстить живым.
Не знаю, как вас, а меня всё это "кино" сильно насторожило. Ведь, в основе этого слова лежит известное событие. Когда Христа (Сына = кина) не оказалось в гробу, то и место его захоронения назвали соответственно.
Ну, ладно. Вернёмся к душе. С одной стороны, в аду, у души нет никакой свободы воли. Как скажет главный черт, так и будет. Душа не может выбирать, что ей завтра делать - на сковородке жариться или орлов печенью откармливать. Орать от боли ты, теоретически, можешь, а вот обматерить главного черта не получится - сценарием не предусмотрено. Как и многое остальное: сбежать, устроить бунт, революцию, отобрать у черта вилы, и его же самого на сковородку пристроить... Ну, и какая же это "свобода воли"? А с другой стороны, в раю - полная свобода воли: хочешь - райские яблоки собирай, хочешь - псалмы пой. Никто тебе плохого слова не скажет. Можешь даже в ад прогуляться. Всего-то для этого надо - Бога обматерить :) Но как только попадёшь в ад, твоя свобода воли тут же кончается.
Впрочем, особой ясности в плане свободы воли души, среди теологов не наблюдается. А наблюдается наоборот - полная растерянность и абсолютный туман.
Лично я предпочитаю полный комплект: если есть "жизнь после жизни", то только вместе со свободой воли. А иначе - это не жизнь, а что-то другое.
А где есть свобода воли, должна быть и память, и предвидение, и всё такое прочее, что отличает человека от животного, хотя оба считаются живыми. Также и общение между душами. Где общение, там и обмен информацией. А где информация, там и её оценка. В том числе и оценка эмоциональная ( ну, или какие-то эквиваленты эмоций)...
Ну, и к чему мы пришли? Да всё к тому же. К человеку. К личности. Только бесплотной. И живущей какой-то другой, не нынешней жизнью. Сохраняющей свою индивидуальность за счет подпитки Е+ от живых людей. Пока этой подпитки хватает, то и личность будет яркой и плотной.
После прекращения подпитки, личность тускнеет, претерпевает ряд изменений, и, в конечном счете, деградирует до чистой Е+ и растворяется в Боге. Бессмертие? Ну, только при потере индивидуальности. Но и свобода воли при этом теряется. И душа перестаёт быть личностью, и становится частью чего-то большего.
Аналогия, примерно, такая: Конечно, человек смертен, зато атомы в нем бессмертные. Да, человек умирает. Но атомы его не разрушаются, а становятся частью атомов Земли в целом. Всё это, конечно, не интересно. Потому что бессмертие в виде горстки атомов не сильно вдохновляет.
Хотелось бы чего-то большего. Хоть и как смысл жизни, вполне сгодится. Вот такой смысл жизни номер ноль-ноль-один.
В абстрактном виде это выглядит так: вернуть Богу Е+ больше, чем у Него занял. То есть земная жизнь даётся человеку, чтобы он накопил в душе как можно больше Е+. То есть, любви. В Евангелиях этот смысл зашифрован в притче о талантах.
Википедия:
При;тча о тала;нтах — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея и рассказывающая о втором пришествии.
« И;бо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.(Мф. 25:14-30) »
По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчёта о том, как они распорядились с вверенными им деньгами. Рабов, употребивших деньги в дело, он похвалил, сказав «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Последним подошёл раб, закопавший деньги в землю и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё» (Мф. 25:24-25). В ответ господин обратился к нему и присутствующим со следующей речью:
«... лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
(Мф. 25:26-30)
На философско-бытовом уровне мы уже встречали этот смысл под видом "стяжание добродетели". Да и заповеди на то же направлены. Правда, заповеди Моисея больше предостерегают от нерационального расхода Е+. Но вот заповеди Христа и разнообразные христианские (и не очень) добродетели как раз направлены на "стяжание духа святаго" и прочего Е+.
Ну, вот. Казалось бы, смысл жизни наконец-то найден: накопить как можно больше Е+ и принести её Богу. На блюдечке. С голубой каёмочкой. И... Вот именно. И что дальше?
Опять получается вопросов больше, чем ответов. Во первых, есть ли какие-то ограничения в способах стяжания "духа святаго"? Понятно, что абстрактный Д+ забирает Е+ у Бога, Сколько получает, столько и возвращает. В- "зарывает талант в землю" То есть, возвращает меньше, чем получил... Если только не украдёт у кого-то ещё. Нет, ну понятно, десять заповедей, не позавидуй... А он и не завистью. Он - обидой. Про обиду в заповедях ничего не сказано? Нету там "не обижайся на ближнего своего"? Вот именно.
А то и вовсе возьмёт эту Е+ у ближнего легально, безо всякого криминала. Песенку споёт с эстрады, вот и накидают ему этой Е+ благодарные поклонники по самую душу. Отнесёт он эту Е+ Богу и будет в полном шоколаде. "Жизнь удалась" Вот как всё не просто, оказывается. Можно и Богу угодить и вампиром остаться. Чистая арифметика получается. Взять меньше - отдать больше, и Бога не волнует какими путями ты её раздобыл.
Или вот другой пример. В+. Понятно, что В+ находится в наиболее выгодном положении среди прочих ЭТ.
Уже потому, что синтезируют Е+ сами. А с другой стороны, отобрать эту Е+ может каждый вампир. Так он останется с нею, а ты - без. Так и будут тобою питаться на халву. Не один, так другой.
Поэтому и становятся отшельниками.
Ну, понятно, так проще. Запереться в пещере, и оттуда, свысока взирать на людские страсти и грехи. И копить в себе Е+, пока не засветишься как рождественская гирлянда. Ну и что? Кому он нужен, твой свет, когда вокруг никого? Богу? А то у Бога своего света мало! А смерть всё не приходит... И правильно. Кто из святых умер своей смертью? Да, никто. Всех убивали. При такой высокой концентрации Е+ и умереть-то самому не получится. Пока со стороны Е- не добавят.
А ведь говорилось: "Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи" (Серафим Саровский) Ну, и где они, эти другие? И как можно возлюбить ближнего своего при полном отсутствии оного?
Приходится возвращаться к людям, и удивлять всех святостью и чудесами.
И опять Е+ уходит к людям, вместо того, чтобы вернуться к Богу. И опять от ближнего приходится держаться подальше. А то опять ближний оставит тебя без Е+. Ну и какой ты после этого будешь угодник? Никуда не годник ты будешь, а не угодник.
И дальше что? Ну, допустим, с точки зрения Бога смысл твоей жизни в том, чтобы вернуть ему Е+ с процентами. А тебе-то нафига это надо? Что проку, если ты Богу угодишь, а душу потеряешь? Станешь частью Е+ Бога, искоркой костра, и при этом не сохранится твоей индивидуальности, твоего Я. Это ещё хуже, чем бессмертие в виде горстки атомов. Получается, что Богу от тебя ничего не нужно, кроме этой самой Е+? Греную из "Парфюмера" нужен был только запах, а Богу нужна только Е+? Ну, и чем тогда Бог лучше этого самого Гренуя?
Нет, что-то здесь не правильно.
Слов нет, Е+ полезна, приятна, и должна возвращаться к Богу. Вот только смысла жизни в этом не просматривается.
Лучше уж постараться сохранять свою индивидуальность подольше. Но как?
Один способ мы уже рассматривали - остаться в памяти людей. Нет, ну, это легко. Родственники, знакомые все тебя будут помнить... Недолго. Пока не умрут. А кто-то позабудет и раньше. Отведёт сорок дней, и с плеч долой. Именно для таких забывчивых в христианстве законодательно закреплена обязанность поминать умерших. Для этого есть кладбища, куда можно прийти, повспоминать.
Обязательно ежегодные "родительские субботы". То есть хочешь не хочешь, а иди и вспоминай, а то на тебя соседи станут коситься неодобрительно. Так ведь "День Мертвых" отмечается не только в Православии. Это и Праздник Голодных Духов в Китае, Праздник Фонарей в Японии, да и Хеллоуин когда-то был днём поминовения, а не днём всякой нечисти.
В церквях подаются записочки "За упокой", молятся за умерших
А на кладбище на могиле будет "памятник" - напоминалка. Или мемориал, если по-иностранному. Вот и вспоминают о тебе люди. Делятся с тобой Е+, чтобы ты и дальше мог сохранять структуру и индивидуальность. Дети, внуки. Понятно, что обзавестись потомством велит нам инстинкт размножения. Животный, в общем-то инстинкт, природный. Однако, в составе этого сложного инстинкта, память о предках - неотъемлемая часть. Не напрасно поговорка "Иваны не помнящие родства" - звучит осуждающе.
Укреплению родственной памяти служат семейные мифы и легенды. Как прадед с рогатиной на медведя ходил, или наоборот, выстроил дом без единого гвоздя. Обычно в семейных легендах, из одной в другую кочует некий сюжет, поступок, которым потомки могли бы гордиться. Потому что для сохранения структуры души желательно, чтобы память об умершем была больше позитивной.
Евреи для укрепления семейной памяти даже заводили альбомы, центральное место в которых занимало генеалогическое дерево. Оно и понятно. Народ кочевой, семейного склепа нет, на кладбище на другой конец света не наездишься. Вот и появились альбомы-памятники - напоминалки о предках.
Уважение к предкам характерно для многих народов. Культ предков, называется. Ты, мол, о них не забывай, и они о тебе позаботятся. Удачную охоту обеспечат или перед Богом замолвят словечко. В общем, баш на баш. С предками лучше не ссориться. Если они довольны - могут осыпать милостями - от благополучных родов до хорошей погоды. Если они недовольны, могут навлечь несчастья, болезни, даже смерть.
А предкам только того и надо, чтобы о них помнили. Но и потоки не в обиде, сами когда-нибудь предками станут, так что, все при деле, пострадавших нет.
Причем, не так уж важно, хорошим или плохим человеком был предок. Потому, что это не имеет значения в загробной жизни. Таким образом, кое-где "бессмертие считалось не столько индивидуальным достоянием, сколько возможностью, осуществляемой через общины"
Но есть одна неприятная подробность.
Ну, пусть, одно-два-три поколения. Три-четыре-пять. А дальше что? С каждым новым поколением образы пращуров становятся всё больше размытые, погружаются в забвение, тьму, небытие. "Через шестнадцать превращений духи растворяются в космической энергии" "Растворяются", значит, теряют структуру, умирают.
Тогда-то и начали предприниматься попытки увековечить свой образ силой искусства. Стали появляться "каменные бабы", монументы, скульптуры и прочие кумиры. Из дерева, из кости, из камня, из металла. Фигурка заключала в себе душу того предка с которого была скопирована. Даже, когда и не очень похоже. Зато узнаваемо. "Это же Клетчатый!" Фигурки, картинки содержали в себе, если не душу, то образ, который позволял сконцентрироваться на воспоминаниях. Постепенно тотемы и кумиры стали обрастать легендами и мифами уже сами по себе, независимо от своих праобразов.
Где-то ещё помнили о том, что это скульптура предка, а где-то давно позабыли. Произошло постепенное обожествление тотемов. Кумирам стали поклоняться уже не как предкам, а как богам. Покончил со всем этим безобразием Моисей, с помощью вандализма и уничтожения культурных ценностей. А заодно и перебив 10 тысяч несогласных. Мораль: никакой Е+ на сторону. Вся добытая Е+ должна доставаться единому Богу, а кто с этим не согласен - разделит участь тех десяти тысяч евреев, для которых традиции предков оказались драгоценнее новомодных религиозных веяний. Ну, зато, остальные оказались умнее. А поскольку объяснение было доходчивым, то и воспитательные меры принесли достойные плоды. В общем, сволочь-народ. Всегда найдет себе выход. Нельзя кумиров - будут портреты. Кто первый начал - сейчас уже и не узнаешь. То есть, изобретателя колеса было вычислить легче, чем изобретателя живописи. Потому что начиналась живопись не с персональных портретов. А с портретов Бога. А точнее - Сына Божьего. Первый портрет, который стал иконой - Спас Нерукотворный. Был срисован неизвестным гением с Туринской плащаницы. В истории самый известный художник - это святой Лука, который "нарисовал прижизненный портрет Богородицы". Но тут есть нюансы. Какую из "богородиц" рисовал "Святой Лука"? Полагаю, что вторую, а не первую. В общем, вся живопись началась с художников. От слова "худо" = "иуда". (См Ш7)
Вся остальная "живопись" - вторична. Пейзажи все эти, портреты и бытовые сценки. Их стали рисовать значительно позже. Исторически, первые портреты были портретами Бога и его семьи. Ну, и его соратников (апостолов) соответственно.
Свидетельство о публикации №116012210227
Вызывает антерес,
Если что-то душа ест (Е+),
Куда сваливать отходы (Е-)?
Как проходит весь процесс?
С уважением,
Виталий Галашев 24.01.2016 19:46 Заявить о нарушении
С уважением.
Игорь Карпов 64 24.01.2016 22:32 Заявить о нарушении