Серафим Саровский Говорите со мной, как с живым!

 

Серафим Саровский: «Говорите со мной, как с живым!»

Что завещал преподобный старец и как он провел последние дни своей земной жизни
15 января (2 января по старому стилю) Православная церковь отмечает день преставления преподобного Серафима Саровского и второе обретение его мощей. Как провел свои последние дни самый известный русский старец, обращавшийся ко всем людям «радость моя!», рассказывает «Русская планета».

Последние дни

Священномученик Серафим (Чичагов), погибший при советской власти, посвятил годы исследованию жизни Серафима Саровского и многое сделал для подготовки его канонизации. Он писал: преподобный Серафим, слава о котором уже при жизни разнеслась по всем концам России, знал о своей кончине заранее. В 1832 году (это был последний полный год его жизни) старец указал братии место, где его нужно похоронить — близ алтаря Успенского собора. Собор, бывший украшением Саровской обители, позже уничтожит советская власть, на его месте разобьют сквер. Сейчас ведутся работы по восстановлению здания.

Чичагов пишет: «1-го января 1833 года, в день воскресный отец Серафим пришел в последний раз в… церковь во имя свв. Зосимы и Савватия, ко всем иконам поставил сам свечи и приложился, чего прежде не замечали за ним; потом причастился, по обычаю, Св. Христовых Таин. По окончании же литургии он простился со всеми здесь молившимися братиями, всех благословил, поцеловал и, утешая, говорил: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся". В сие время все заметили в нем крайнее изнеможение сил телесных; но духом старец был бодр, спокоен и весел».

В первый день 1833 года монахи видели, как старец в течение дня трижды выходил на место, указанное им для своего погребения. Он оставался там довольно долго и смотрел на землю. Вечером в монастыре услышали, как он поет в своей келье пасхальные песни (Воскресение Христово было, без сомнения, одной из любимых тем для размышлений у преподобного, и всех приходивших к нему он встречал в любое время года фразой «Христос Воскресе!»).

На следующий день утром братия почувствовала запах дыма, исходивший от кельи старца. Монахи взломали дверь, потушили тлеющие вещи и книги и только потом в дыму сумели разглядеть преподобного. «Он стоял на коленях, в молитве, со сложенными крестообразно руками. Он был мертв», — пишет Серафим (Чичагов).

Подвижник

«Какой духовной силой обладал батюшка Серафим, если смог в России XIX века, живя в глухих мордовских лесах, затмить по популярности Пушкина, блиставшего в тогдашней столице?» — недоумевал, давая интервью «Русской планете», Игорь Мещан, один из создателей полнометражного мультфильма по мотивам жития преподобного старца.

Курский юноша по имени Прохор Мошнин, которому судьба уготовила стать всенародно любимым «батюшкой», оказался в Саровской обители в 1778 году. Саров как место будущего подвижничества указала Прохору старица Досифея из Киево-Печерской лавры: к ней юноша пришел просить благословения на уход в монахи. В 1786 году, проведя восемь лет в послушании у саровского старца Досифея, он принял монашество, получив при постриге имя Серафим. Так начался его путь к славе, которой сам он вовсе не желал.

Серафим (Чичагов) пишет: около 1794 года преподобный ушел в лес, расположенный в пяти километрах от монастыря, и стал жить там в уединении. Впрочем, уже тогда, прослышав о новом подвижнике, к нему потянулись паломники. Добрыми были не все встречи: вместе с теми, кто хотел совета, в один из дней пришли и разбойники, прослышав, что к Серафиму часто захаживают богатые особы и, вероятно, оставляют ему дары. Они ничего не нашли в его келье, и сам он выжил после нападения лишь чудом. Топором ему проломили голову, на всю жизнь он остался сильно сгорбленным.

Приблизительно в 1807 году Серафим возвратился в обитель и ушел в затвор до 1825 года. Он продолжал принимать посетителей, но из затвора, как свидетельствовали насельники монастыря, не выходил до тех пор, пока в одном из видений сама Богоматерь не разрешила ему сделать это.

Абсолютно все, кто приходил к старцу, отмечали его прозорливость, желание помочь людям и бесконечную доброту. Житие преподобного говорит: молитвы старца Серафима были так сильны пред Богом, что отмечены примеры восстановления болящих от одра смерти. Так, в мае 1829 года жена одного из окрестных жителей тяжело занемогла, и тот попросил помощи у старца. Тот сообщил, что не может помочь, — жене суждено умереть, и тогда просивший кинулся старцу в ноги, прося хотя бы помолиться о возвращении супруге здоровья. «Отец Серафим тотчас погрузился в умную молитву минут на десять, — пишет автор жития. — А потом открыл очи свои и с радостию сказал: "Ну, радость моя, Господь дарует супружнице твоей живот. Гряди с миром в дом твой"». Когда проситель вернулся домой, он узнал, что жена его почувствовала облегчение именно в те минуты, когда преподобный пребывал в молитвенном подвиге.

Чудеса исцеления продолжались и после смерти преподобного. Когда в 1903 году состоялась его канонизация, монастырь заполнили тысячи верующих. Все они желали приложиться к раке с его мощами, веруя в их силу: нижегородские и тамбовские газеты в то лето пестрели свидетельствами о чудесах и исцелениях, происшедших в Саровской обители.

Второе обретение

Второе возвращение преподобного Серафима состоялось в 1991 году: были обретены его мощи, считавшиеся утраченными в годы советской власти.

Серафим Саровский: «Говорите со мной, как с живым!»

Данные архивов свидетельствуют: мощи преподобного были вскрыты большевиками в декабре 1920-го. В конце 1920-х годов их выставляли в музее Союза безбожников СССР — музей занял здания московского Страстного монастыря. После этого следы мощей потерялись.

В 1990 году при проверке запасников Ленинградского музея истории и религии сотрудники обнаружили неизвестные останки, не числившиеся в описи. Их идентификация и сопоставление с советскими актами о вскрытии мощей позволили ученым заявить: перед ними — мощи преподобного Серафима Саровского.

Спустя полгода раку с мощами торжественно перенесли в женскую обитель в Дивееве, которую основал и поддерживал старец. Там мощи находятся и ныне, и всегда есть те, кто приходит им поклониться. «Как с живым, со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!» — так заповедовал батюшка Серафим, который и при жизни, и после смерти не отказывал просящим в помощи.


Рецензии