О современной поэзии

Когда говорят: «поэзия», я прежде всего слышу: «лирика». Ритмические кульбиты, усложненная метафорика, перебивки дыхания, филологические находки, эстрадные приемы - меня не прельщают.
Если оставить в стороне лирику философскую, вся оставшаяся - делится для меня на лирику «условную» и лирику «прямую».
«Условная лирика»: простое чувство драпируется в культурологический контекст. Творческий импульс облекается в полузнакомые условности - читатель на них бодро и быстро реагирует. Как на обмен приветствиями: «Привет, как дела?» - «Отлично!»
Поэтов, сочиняющих «условную» лирику – подавляющее большинство. Поэт слышит гул вдохновения и честно воспроизводит отраженный звук. У него не хватает духовного инструментария, чтобы уловить главную тему, и камертона - для воспроизведения звука чистого и подлинного. Его внутренний орган (с ударением на любом слоге) неточно настроен. Но гул он все-таки слышит, что уже выделяет его из общей массы.
Долгосрочный автор «условной лирики» - бесстрашен. Он не боится провала перед публикой, потому что вместо «Привет, как дела?» - он говорит: «Салютую, как протекают дни вашей молодости?» - «Отлично!» - отвечает публика. Такой автор интуитивно прибегает к банальности, чтобы избежать упрека... в банальности. Клише в романтической упаковке – никогда не покажется публике штампом.
Нет смысла упрекать поэта в преднамеренной расчетливости – это неправда. Правда в том, что таково свойство его дара. Он просто не очень талантлив. Так отличник перед толпой пацанов во дворе ловко спрячется за корпус мамы-поэзии, не интересуясь ее духом, не понимая его.
Цветистая банальность «условной» лирики - явление столь же распостраненное, как легкий насморк, и так же плохо излечима. Она, к тому же, трудно диагностируется в поэтической массе: требуется взгляд слишком пристальный.
«Прямую» лирику писать значительно труднее, и встречается она много реже. Такое письмо требует большого творческого усилия: душевной смелости для безоглядного самоанализа и точного фокуса при взгляде внутрь себя. Такое письмо словно бы повелевает не очень любить себя, любимого. А это не многим удается.
«Прямая» лирика редко бывает внешне красивой, оттого меньше нравится неискушенной публике. Поэт здесь не прибегает к помощи романтических или интеллектуальных подвязок, которые, в случае чего – все-таки удержат маску Эрато на его физиономии.
Поэту, пишущему «прямую лирику» - живется труднее, и рукоплещут ему реже. Его поэзия как бы граничит с банальностью – поэт ведь говорит очень просто. А куда как легче сказать сложно, намеками и обиняками, отдав тем самым неизбежную дань легковесности. Но автор сознательно не идет на поводу. Вектор его усилий направлен в другую сторону: расслышать и отличить высокую простоту от штампа. Грань тонка, нескушенным слухом в стихах - трудноуловима. Зато она сразу переводит творчество такого поэта в совсем иной поэтический разряд, а автора – в ту весовую категорию, которую рефери не в состоянии игнорировать.

(с) Олег Борушко


Рецензии
Справедливые мысли!

Один только вопрос. "Если оставить в стороне лирику философскую, вся оставшаяся - делится для меня на лирику «условную» и лирику «прямую»." Почему философская лирика - в стороне, словно пасынок поэзии? Ни к "условной", ни к "прямой" не относит её автор, и вспоминается вот это: "Но поскольку ты ни горяч, ни холоден, низвергну тебя из уст Моих"...

Максим Орлов Третий   14.09.2019 16:48     Заявить о нарушении
Ну,я цитировала это на тот момент, когда мне казалось эфир переполнен витиеватостью форм, как версия, как защита прямого текста,что ли, просто и прямо от сердца.
Однако, Вы правы, Максим. Нет ни одной причины оставлять в стороне философскую лирику, как и духовную, впрочем. Как и вообще, поэзию.
Кстати, Вашу поэзию я определила бы - как поэзию мысли и чувства.Никак не рефлексия, а из самых глубин души и разума источник. Очень понравились некоторые Ваши вещи.

Карклин Ольга   14.09.2019 22:18   Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!

Вы тоже очень серьёзны. Для меня серьёзность - важнейшее качество автора. За которое могу простить многие недочёты в технике и художественности. Вот, кстати, посмотрел стихи Олега Борушко: он очень сильный художник, но читать мне его больше не хочется из-за его совершенной нерелигиозности. Наверное, в этом его качестве кроется причина непризнания им философской лирики.

Максим Орлов Третий   14.09.2019 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.