Рассказ корчмаря

… Ну, заходи, заходи, мил прохожий человек, будь гостем. Издалека шествуешь? Смотрю, ты служивый, доспех на тебе богатый – да побитый. Трудно было? Да, воевать кому легко – даже трусу непросто, бойся да хоронись. Ты, вижу, не из таких – храбрец. Да и храбрецу отдых нужен. Располагайся, вот и ужин подоспел, недорого возьму. Гостей к нам забредает немного – на отшибе стоим. Да мы и не зовём никого – средь своих всё добрее.
… Комнатку тебе приготовили. Не спится? Ну, как хочешь, спешки нет, ты – гость.
… Что здесь за поселение? Да, живём неплохо, не жалуемся. Пожалуй, что и рассказать тебе нашу притчу – вреда всяко не будет.
Началось всё давнёхонько – мне дед рассказывал, он тогда мальчишкой был. Забрёл к нам сюда нищий, да такой дикой, диву даться – ему бы милостыню просить, а он клюкой в ворота стучит, будто своё требует! Народ у нас незлобивый, а вид у пришлеца и впрямь был жалкий – дед сказывал, в чём и душа держалась, непонятно, тощ да оборван. Подавали понемногу. Обжился старик в нашем селении, злобы в нём поубавилось как будто. Но в дома не заходил (да и, признаться, не шибко зазывали), и доброго слова от него так никто и не услыхал – встанет у калитки и ждёт. Подадут – примет, нет – дальше идёт. Где гнездо свил, не дознавались – домов заброшенных у нас хоть и мало, да есть какие никакие.
И вот настал час ему помирать. Странно помирал – с утра у колодца сидел, и так глядел на всех, что, кто ни подходил за водой, оставались. Вроде и без дела, а за разговором, да соседи подходили – к вечеру всё селение и собралось, чисто вече какое. И вот солнце пало – и наш оборвыш заговорил. Совсем иначе речь держал, чем люди привыкли. Чудн_у_ю историю поведал, многие усмехаясь слушали.
… Уверен? Да уж я вижу, ты как не с дороги – глаз загорелся. Поди, думаешь, старик нам о каком кладе поведал. Не то. Хотя, конечно, как посмотреть…
Так говорил он: будто в молодые годы наделён он был силой необычайной, да не той, что в драке помогает, а силой речи прельстивой. Мог любого на что хочешь уговорить – простые слова у него паче заклятий служили. Попросит ласково – и всё ему даётся. А, известное дело, когда без труда что получаешь – ум мутится, берега теряются. Вот и наш калика перехожий до того добрался, что своему племени в цари вышел – сами выбрали, всех уговорил. Да только дальше-то что? Ни защиты людишкам от такого правителя, ни мудрого совета – знай подати плати да пуп надрывай. Пришла в их земли бескормица, мор, а там и злые чужестранцы пожаловали – конец пришёл всему царству. Льстец-то наш уцелел – сумел уболтать супостатов, отпустили его на все четыре стороны. А народцу туго пришлось. Тут-то и опомнился человече, да поздно. И порешил он с того дня ни о чём больше людей не просить. Знамо дело, ежли ничего не просить – так ничего и не получишь, разве что крохи. Так и обнищал, но слово своё держал крепко.
И вот осел у нас, и жизнь его к закату пришла.
… Схоронили? Да как тебе сказать – не пришлось… да ты слушай, немного осталось.
… Обсказал старец свою жизнь, значит, и добавил: мол, вы, добрые люди, меня и без просьб понимали – век мой среди вас продлился милостыней вашей. За то, верую, поможет мне сила небесная вас вознаградить. Как умру – каждый из вас мою способность получит. С умом распорядитесь, власть ваша велика будет, и соблазн не мал. Сказал – и пропал, будто золотым пшеном рассыпался. Каждому по зёрнышку в сердце запало.
… Как жить стали? Думаешь, пошли новых земель искать, соседями помыкать? Ты бы так и сделал, говоришь?
… Все дома остались. Видно, характер такой. С тех пор и друг друга-то просить о чём-либо перестали. Видишь – у соседа нужда или беда – пособить спешишь, пока его волшебной силой не поблазнило позвать-помолить тебя безотказно. У тебя незадача – сосед торопится на подмогу. Так и живём. Ребятишки уже с этой силой родятся, их учим, как управляться.
… Чужаки? Забредают иной раз. Бывают что и недобрые. Что ж – мы люди мирные, попросим их стороной идти, они и идут. Осечки не случалось покуда, да и с чего бы.
… Ну, доброй ночи тебе, странник, утром в путь-дорогу, отдыхай.
… А что я тебе рассказывал – забудь. Пожалуйста.

17.01.2016


Рецензии