Мистерия, трагедия, комедия...

Православное богослужебное пение… Это Небо на земле. Однако нужно всё-таки воздать должное И высокой классике. И даже высокой песенной культуре. «Земля — юдоль изгнания, юдоль непрерывающегося беспорядка и смятения, юдоль срочного страдальческого пребывания существ, утративших свое первобытное достоинство и жилище, утративших здравый смысл». Это св. Игнатий Брянчанинов — «Слово о смерти». Великая классическая музыка – это, наверное, и есть наша трагическая Земля, исполненная страданий и скорби.

А уж рок-н-ролл, конечно, – подземелье. Если земля забывает про Небо, то подземелье получает власть на земле, вылезает наружу, становится преисподней. Защита земле – наше Небо, наша Церковь с её богослужебным пением, с её исцеляющими душу таинствами. И литературная наша речь погибнет без церковно-славянского богослужебного языка – станет жаргоном. А без Церкви… Без Церкви и сама земная трагедия становится бессмысленной. Зачем страдаем, если в конце концов не спасаем душу, очистившись страданьями? Если земная трагедия нелепа и бессмысленна, то единственный путь на земле – отдаться преисподней комедии, где всё позволено – вплоть до растления души.

Так что живая структура здесь такова (если говорить на языке греческой античности): МИСТЕРИЯ и ТРАГЕДИЯ/комедия. Здесь комедия в знаменателе, в подземелье, то есть на своём месте. Но подземелье становится преисподней, когда надмевается и вылезает в числитель, на главную позицию. Это ж понятно: даже и в цирке клоун не может быть главной фигурой, он лишь вспомогательный элемент при трагически-прекрасной, смертельно-опасной воздушной акробатике. Он здесь нужен в силу нашей немощи – чтоб нам не задохнуться на трагически-высокой ноте.

Общество умирает, когда властителем его когда-то высоких дум становится эстрадный клоун, трикстер, забывший своё место. Мы все тогда становимся духовно мертвыми, только не знаем об этом. В православных церковных Таинствах бьют источники живой воды, а мы не знаем об этом. И знать не хотим. Лишь воцерковлённые люди могли создать высокую классику. И слушать её – тоже. А мы… Пьём мёртвую воду мира сего… Пепси-колу и рок-н-ролл.

 "Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся со своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, … — и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!"

Это Гоголь написал полтора столетия назад… Гоголь, которого Белинский за эти слова изругал чуть не матерно. И это "Письмо Белинского к Гоголю" запоем читала и почитала российская интеллигенция. Это, конечно, симптом. Симптом страшной болезни. Красная сыпь. В конце Х1Х века почтенные мужи Екатеринбурга основали публичную городскую библиотеку и нарекли ее именем неистового Виссариона. Сами на головы свои призвали раскаленные угли… Сыпной тиф… Подвалы чрезвычайки.

Мы всё время забываем: оригинальные идеи Ивана Карамазова реализует его брат Смердяков.

+


Рецензии
Борис, вы наверное читали житие Симеона Эмесского (21 июля). Житие очень необычное и как бы состоит из двух частей. И если первая часть, где два брата постригаются в монахи, очень высока, патетична (я имею в виду патетику византийскую), то вторая поразительно отличается от нее. Один из братьев вдруг, внезапно, не объясняя почему, бросает безмолвие и из пустыни идет в Эмессу юродствовать. И эта вторая часть жития настолько отличается от первой, что светский литературовед наверняка заговорил бы об искусственном и случайном соединении двух разных произведений. Мне, кажется, что перечитав это житие, вы найдете много интересного в плане написанного вами предостережения. Очень было бы интересно узнать ваше мнение.

Олег Андрушкевич   09.02.2016 21:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим... прочёл http://drevo-info.ru/articles/25120.html:
"...он стяжал дар умеренности в пище и весь Великий пост ничего не ел, но когда наступал Великий четверг, он садился у прилавка кондитера и объедался лакомствами, к большому возмущению благонравных прохожих. А порой он постился целую неделю и затем прилюдно ел мясо. В воскресенье он сидел у входа в церковь и ел колбасы, обернутые, подобно четкам, вокруг его шеи, в левой руке держа, как диаконский орарь, сосуд с горчицей, которой мазал рот всякому, кто пробовал смеяться над ним. Но намазав горчицей глаза крестьянина, пораженного слепотой за кражу коз у соседа, он даровал ему исцеление.

Перед тем как разразилась эпидемия чумы, он целовал детей, павших вскоре ее жертвами, и желал им доброго пути...

Святой Симеон не называл людей иначе, как безумцами и нечестивцами.
Он пророчествами и речами, которые произносил прилюдно под видом безумия,
обличал преступления одних, воровство и бесстыдство других
и таким образом чуть ли не во всей Эмесе пресек привычку к греху.

Не имея в этом мире никакого имущества, он денно и нощно молился в ветхой лачуге, откуда по утрам выходил, омочив землю слезами о спасении своих братьев. Еще он испросил у Бога, чтобы его борода и волосы вовсе не росли все то время, которое он посвятил служению в Эмесе, так что к нему вовсе не относились с тем почтением, которое вызывает облик монахов.

...Удалившись к себе в лачугу, святой,
не желая стать объектом поклонения через свою смерть,
навалил на себя груду поленьев, чтобы люди решили, будто он погиб, раздавленный ими. Знавшие святого горожане, увидев, что он уже два дня не появляется в Эмесе, пришли в его убогое жилище и обнаружили Симеона мертвым. Все решили, что он стал жертвой несчастного случая,
даже не омыли его тела и отправились хоронить
без возжигания свечей и пения псалмов на кладбище для странников.
Когда же процессия проходила мимо дома стекольщика-иудея, некогда обращенного Симеоном, тот вдруг услышал, как невидимый взору хор поет псалмы голосами неземной красоты. Пораженный, он выглянул в окно и увидел лишь двух людей, несших останки человека Божия. Тогда он воскликнул:
«Блажен ты, о безумец юродивый, ибо не человеческие голоса поют псалмы, провожая тебя, но небесные силы возносят гимны в твою честь!»
И он вышел, чтобы своими руками похоронить святого.

Узнав о кончине блаженного Симеона, диакон пошел на кладбище и открыл его могилу – она была пуста. Тогда он уразумел, что Господь прославил Своего служителя, вознеся во славе вкупе с телом до всеобщего воскресения. И лишь после этого жители Эмесы поняли, что среди них жил новый апостол,
тайно спасавший их души".

Да, юродивые... Обличая других, посрамляли и уничижали себя, чтоб не удостоиться душепагубных восхвалений при жизни.
Наверное, юродивый совмещает в себе СРАЗУ мистериальное, трагическое и комическое...

Борис Пинаев   10.02.2016 14:14   Заявить о нарушении
Да, наверное так и есть... И поучительно, что они в своих импровизациях всегда знали черту, за которую нельзя переходить никому.
Интересно, что в вашей выписке есть места, отсутствующие или иначе изложенные в "официальных" Четьих-Минеях. Или они (жития)проходили цензуру, либо есть другие редакции жития.
Помогай Бог! Рад, что пригодилось.

Олег Андрушкевич   10.02.2016 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.