4. Фишман и лаврская контра

Партийцем Фишман был изрядным,
Но классовый не дремлет враг --
И гибели дыханьем хладным
Герой в могильный ввергнут мрак.

Проснулся Фишман на могиле --
Могиле собственной своей:
Его как раз похоронили
Соборных супротив дверей.

И вот стоит он там в шинели,
С винтовкой -- памятник себе.
И мыслит, как достигнуть цели
В загробной классовой борьбе.

Забиты контрой все кладбища,
В рядах покойников -- разброд.
Пытливым оком Фишман ищет
Себе соратника. И вот

Могилку он узрел в сторонке:
Чудной у памятника вид --
Колёса, цепи, шестерёнки --
Знать, пролетарий здесь лежит.

Дождался Фишман тёмной ночи,
Со своего надгробья слез.
"Товарищ! Гражданин рабочий!
Вставай! Устроить надо съезд,

Собрать покойников в ячейку,
Их политически развить
(Я напишу для них статейку),
А ты мне должен пособить:

Пройдись по кладбищам окрестным,
Покуда я готовлю речь,
Да объясни отсталым местным
Значение подобных встреч!"

Конструктивистской же могилки
Ответил обитатель так:
"Щас железякой по затылку
Как долбану! Отлезь, дурак.

Ну что тебе и тут неймётся?
Смотри, какая благодать!
Темно и тихо, как в колодце.
Не спишь -- так дай другим поспать!"

"Я в вас, товарищ пролетарий,
Разочарован! Очень жаль, --
С обидой молвил гость, -- впитали
Вы буржуазную мораль!"

Стал Фишман среди плит надгробных
Всё ж агитацию вести.
Но множество нападок злобных
Претерпевал он по пути.

Он ставил новые заданья
Перед собой, впадая в раж,
Хотя встречал непониманье
И откровенный саботаж.

Одни лишь ангелы взирали
С участием, и никогда
Несчастного не посылали,
А остальные -- кто куда.

Он к композиторам явился
И пел Интернационал.
Серов за голову схватился,
Чайковский в обморок упал.

К захороненьям самым старым
Тогда направил он свой путь.
"Эй, "бывшие"! Вставайте! -- с жаром
Он начал, расправляя грудь. --

Долой могильные тенёта
И склепов затхлость и покой!
Пускай кипит у нас работа!
За новый быт мы вступим в бой!

Мы созовём вселаврский митинг,
Сплотим всех здешних мертвецов.
Вставайте, "бывшие"! Внемлите!
Освободитесь от оков!"

Глаз приоткрыл фон Рейссиг сонно:
"Кто, господа, здесь так вопит? --
Осведомился он резонно, --
Какой, позвольте, "новый быт"? "

"Белогвардейская ты морда!
Чего встреваешь невпопад?
Я речь ещё не кончил!"-- гордо
Сказал оратор -- и не рад

Был... Некая княгиня
Предотвратила самосуд.
"Об чём тут толковать с такими, --
Надулся Фишман. -- Не поймут!"

Побрёл назад, мрачнее тучи,
Герой наш в свой могильный дом.
"Вот, хочешь сделать всем, как лучше,
А он те -- в харю кулаком!"

Непонятым и одиноким
Шёл большевик промеж могил.
Но не был рок к нему жестоким:
Ему друзей всё ж подарил.

Член партии, товарищ Ланкин,
Родную душу в нём узнал;
А к ним примкнул товарищ Залкин:
Теперь Интернационал

Поют они ночной порою
При очарованной луне.
Весьма довольные собою,
Все трое счастливы вполне.

************

4. Некрополи Александро-Невской лавры.

В тексте упомянуты некоторые реально существующие в Александро-Невской лавре надгробные памятники и фамилии лиц, похороненных на разных кладбищах Лавры (на так называемой "Коммунистической площадке", а также в Некрополе мастеров искусств и в Некрополе XVIII века, или Лазаревском кладбище).

************

(Эта баллада -- продолжение цикла "Городские легенды", который представляет собой стихотворный путеводитель по Санкт-Петербургу, выдержанный в стиле городского фольклора). 2015г.

Фото В. Г. Андрющенко, 2014г.


*****

1. V. 2023
Подписывайтесь на канал "Союз пера и левкаса"! Ссылка внизу страницы.


Рецензии
Доброго Вам, Саня, того, что сейчас на Ваших часах) У меня сейчас ночь, но только в такое время и получается более-менее внимательно познакомиться с творчеством в целом, а не просто с отдельными его фрагментами. За три "захода", конечно, всё равно не успел многое, но общую картину представляю.

Сложно вкратце выразить впечатление. Неоднозначное, ага. Сказать, что ах!, влюбился с ходу, не могу. Заявить тоже самое, но с противоположным знаком -- тем более, язык не поворачивается. Потому что очень многое действительно интересно. Импонирует самобытность стиля, изложения, самого повествования; на первый /неглубокий/ взгляд, подобное объясняется лёгким подходом, нежеланием утруждать себя излишними сложностями; на деле, если внимательно вглядеться, тщательная, скурпулёзная имитация неоспоримо знакомой, но уже изрядно подзабытой большинством манеры. (Кстати, сравнил более ранние и недавние вещи, в последних этот почерк уже значительно более естественный, "приросший"))

В общем, похоже, сложилась ситуация такого порядка: "я не понимаю, почему мне это нравится; просто нравится, и всё!" Не стану утверждать, будто всё подряд и безоговорочно; нет, кое-где спотыкачки случались, и морду слегка кривил, порой бывало, однако творческий арсенал вряд ли можно сравнивать с "бочкой" того самого вкусного продукта, который реально можно напрочь испортить ложкой известно чего. В данном случае легко обойти то, что не вполне по душе, и вновь заняться поглощением того, что по нраву))

По сути, не сказал ничего, кроме общих фраз, однако и не ставил пока цели производить "разбор полётов". Главное сказал: увиденное мною вполне заслуживает того, чтобы сейчас высказать в ответ кучу пускай и малосодержательных, но долгих и обильных фраз)))

Спасибо за удовольствие. Приду ещё.......

ПС: загадку пока не разгадал. Примерно 70/30, поломаю голову ещё)))

Николай Орехов Курлович   10.09.2016 01:52     Заявить о нарушении
Спасибо, занятно. Интересно было бы узнать, от каких вещей "кривилась морда", но спрашивать не буду, чтоб не разводить тут "антирекламу". На самом деле меня антиреклама и (особенно) реклама мало волнует, просто у разных людей морда кривится от разных вещей, поэтому не стоит заранее формировать их мнение, пусть сами от чего захотят, от того и кривятся.
Вот с чем не соглашусь - так это с "тщательностью и скурпулёзностью имитации" некоей манеры. "Тщательность и скурпулёзность" и мои стихи - это вообще "вещи несовместные". Я ж не профессионал, и быть им не стремлюсь, и над стихами никогда не "работаю" - как вышло, так и вышло. Я очень легкомысленно отношусь к своим стихам. Серьёзно могу относиться только к чужим - настоящим и хорошим. У меня может и найдётся парочка стихотворений, как-то дотягивающих до "настоящих" (или приближающихся к таковым), но это не даёт мне повода считать себя поэтом. Мои стихи для меня - просто развлечение. Никакой скурпулёзности в них нет, это точно. Имитации - тоже нет (даже в "средневековых", которые и были, по сути, имитациями: они всё равно написаны естественно, без усилий над собой - "изнутри", свойственным мне языком, не просто как имитация ради имитации).
В чём состоит загадка, я, пожалуй, понимаю, но говорить не буду. Если это то, о чём я думаю, то одна особа уже задавалась этим вопросом и копалась в моих рецензиях, пытаясь найти на него ответ. Не нашла. А меня это только позабавило.

Саня Со Штрамповки   10.09.2016 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.