109 Воображение. Его роль в творчестве и его разви

     Общие способности: воображение.
Воображение и самореализация.

     Воображение – одна из позитивных способностей человека. Она развивается естественно у ребенка при нормальных условиях жизни и окружении.

     Воображение помогает человеку творить, созидать новое, то, что ранее не  было создано человечеством. И, значит, оно является одним из условий самореализации личности. А без самореализации, выражения себя, своей индивидуальности через творчество, созидание, полная удовлетворенность жизнью невозможна. Помогая себе или  ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, мы помогаем ему (и себе) в будущем найти свою идентичность и свое место в жизни.
     Воображение - это один из компонентов образного мышления, с помощью которого человек моделирует воображаемые , отношения,. ситуации,предметы, и многое другое, включая произведения искусства, и как частный случай - литературные произведения, такие, как рассказ, повесть, басня, стихотворение...
 Основным материалом, из которого создаются литературные произведения искусства, является слово, а значит в создании произведений искусства принимает участие и мышление. Однако за словами стихотворения как правило  стоят созданные поэтом образы, несущие информацию о картине мира, которую хочет передать читателю или слушателю автор.
 Способность подбирать образы, отражающие как внешнюю, так  и внутреннюю нашу реальность- один из компонентов поэтического таланта,  а способность понимать, считывать эти образы  и понимать их значение, смысл - качества талантливого читателя.

     Роль подхода

     Мы  знаем, что одни люди используют воображение для изобретения орудий уничтожения, в то время как другие с его помощью создают лекарства, новые виды пищи или произведения искусства. Как и любая другая способность человека, воображение может быть использовано на созидание или разрушение, в зависимости от остальных качеств  человека, и в особенности – от системы его ценностей, от нравственных качеств человека. Это значит, что формирование системы ценностей, нравственных качеств, миролюбия, не должны забываться за развитием качеств и способностей, дающих социальную успешность и конкурентноспособность.

     Воспитание также не может быть построено на страхе и на ожидании того, что переданное будет использовано неправильно. Оно может быть построено на надежде, что дети позитивно используют то, что мы им передаем.

     Что способствует  развитию воображения?

     Если ребенок боится оценки окружения, осуждения или насмешек, если ему внушается, что только один образец может быть правильным – его способность воображать будет ограничена. Такой ребенок будет склонен использовать стандарты.

     Любые качества и способности развиваются тогда, когда мы их поощряем, одобряем, создаем условия, когда ребенок использует их в творчестве, позитивно, получает и осознает результат своего труда. И также, необходимы условия свободы, то есть когда ребенку предоставлены условия свободно проявлять присутствующую в нем энергию жизни. Ребенку также помогает развиваться, когда мы что-либо делаем вместе с ним, так как в этом случае ребенок имеет прямой образец для подражания. Особенность ребенка в возрасте до 7 лет в том, что он моделирует свое поведение (а также чувства и мышление) по поведению значимого взрослого, и этот способ строить себя является для него преобладающим.
Те же принципы и тот же подход используется, когда мы думаем о себе и хотим развить свои собственные таланты и способности.

     Когда воображение не развивается...

     Когда взрослые разрешают ребенку активно манипулировать вещами, он развивает в себе способность  использовать их и подчинять их себе. На внутреннем, психологическом плане это переходит в способность управлять собственными фантазиями. Это помогает ребенку быть хозяином собственного воображения, его содержания. Умение управлять вещами ведет к умению управлять образами.

     Если ребенок пассивен на внешнем плане, он, скорее всего, будет пассивен и на внутреннем, психологическом плане. И тогда в поведении он будет подчиняться содержанию своего воображения.

Упражнения

Упражнение 1

Вот  простое упражнение на развитие воображения.  Нарисуйте для на листе бумаги шесть кружков одинакового размера. Затем дорисуйте каждый кружок так, чтобы из кружков получились разные рисунки.Сам  кружок должен быть обязательно использован как часть рисунка.

Упражнение 2

Нарисуйте на листе бумаги аналогично, шесть квадратов, и попросите ребенка придумать шесть  разных рисунков, включающих этих квадраты как часть.
 


Рецензии