Ты жизнь свою любил лишь в книге...
Ты жизнь свою любил лишь в книге, взятой с полки,
то в веке царственном, где благородна знать,
то в мифах греческих. И не понятно толком,
ты жил в ней или так, лишь примерял, как знать.
И было счастье в ней или мечта о счастье?
Примерить и его – а вдруг не подойдет?
Как будто вечна жизнь и смертна лишь отчасти,
за тьмою не тупик сокрыт, а поворот.
Живи еще сто лет – как будто этой мало! –
но если б выпал шанс, то даже и на миг
не выбирал бы вновь из той, что окружала,
а из родных до слез сюжетов старых книг.
Но ненавистен час и ужасом помечен –
придет пора уйти, и мысль приводит в раж:
а что коль без меня и жить сюжетам нечем?
Нет, справится другой – бери мой персонаж!
Все роли забирай и все века в придачу,
кафтан или сюртук, иль шпагу под плащом,
и тяжесть горьких драм, где гибель ждет удачу,
а доблесть ждет побед, и мудрость бьет ключом.
Свидетельство о публикации №116011107507
После огромной радости моей, которую доставил Ваш последний ответ, и которую, я очень надеюсь, Вы почувствовали на расстоянии, должна написать о том, что прочла я ещё и между строк, и не могу оставить без ответа. Но начать надо с Вашего стихотворения.
Герой Ваш размышляет над тем, любил ли он только примерять на себя прочитанное в книгах или жил, чувствовал, действовал внутри сюжета с полной отдачей, так что и в реальности готов выбрать для собственной жизни родной и знакомый сюжет из книги, будь у него такой шанс. Ведь жизнь книжного героя ему ближе и понятней, в ней есть благородство, честь, доблесть, мудрость, смысл и соответствие вещей их названиям. Проще говоря, добро – это добро, а зло – это зло. Так мы все думали, подрастая, читая об Айвенго и Дике Шелтоне, о Робин Гуде и о рыцарях Круглого Стола, о двух капитанах и ещё об одном, пятнадцатилетнем… Да, можно перечислять на десяток страниц. И ещё слушали Владимира Семёновича – «Но, не правда ли, зло называется злом даже там – в добром будущем вашем?..»
А потом снова читали, пытаясь насытиться хотя б мечтой о счастье. «Только в грёзы нельзя насовсем убежать», как поёт всё тот же Владимир Семёнович. Приходится жить в реальности, какой бы она ни была. И приходится делать выбор между добром и злом каждый день, неоднократно. Порой это не так красочно и рельефно, как в романах, почти незаметно, неочевидно. Но это настоящий выбор, только он делает нас людьми, а книги могут быть наставниками, друзьями. Не берусь рассуждать дальше, вернусь к Вашему письму.
Не даёт мне покоя Ваша фраза о том, что может повезти попасть на страничку Шипилова Никиты. Да и в бодрых строках последнего ответа сквозит вроде бы обречённость. Вот что я Вам скажу насчёт такого «везения» – рано, дорогой Николай Павлович, пока ещё рано. В везении, без кавычек, случай играет не первую роль, от нас тоже кое-что зависит. Вы можете не соглашаться со мной, и это будет правильным, поскольку я не в Ваших обстоятельствах и мои слова – это всего лишь слова. Но у Виктора Франкла это ещё и его нечеловечески-трудный опыт. А он считал, что удача выжить во многом определяется упрямством духа. Думаю, он подразумевал волю к жизни. В свою очередь, воля к жизни подкрепляется целью, ради чего, зачем жить. Как говорил Ницше, если я не путаю, – у кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как. Я понимаю, вернее думаю лишь, что понимаю, что очень сильно должна угнетать неопределённость временных рамок этого самого «Как», кажущаяся безграничность, вечность, которая способна любую цель превратить в безбудущность. И, тем не менее, я постараюсь доказать Вам (без всяких таблиц Брадиса и теорем Пифагора), что Вы очень нужны, необходимы нам.
Николай Павлович, честное слово, мне хотелось писать без пафоса и громких слов, писать проникновенней, тише и новыми, не затёртыми словами, но … уж какие есть.
Мне кажется, что мир способна спасти только та красота, которая в людях. Искусство – это отражение красоты, но не сама красота. Я, разумеется, могу ошибаться. Но ещё мне кажется, что воспитать и научить личность может лишь другая личность, искусство тут является вспомогательным средством, инструментом, способом передачи мыслей, нравственных установок. Так вот, Николай Павлович, Вы как раз такая личность, богатая внутренне, удивительно цельная и красивая. Вам даже специально не надо учить, давать задания, одно только общение с Вами облагораживает, побуждает расти и становиться лучше. Не меня одну, это сущая правда. Вы не в прошлом, Николай Павлович. Вы нужны в настоящем и в будущем, чтобы утверждать красоту, утверждать человечность, у Вас это получается так, как ни у кого больше. Вы не сердитесь на меня, пожалуйста, если я слишком открыто и прямо Вам говорю. Овны – это дети, что с них взять.
Приведу Вам ещё слова Франкла, которые меня вдохновляют: «Несмотря на нашу веру в человеческий потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться, меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству.»
Верю в Вашу волю к жизни, дорогой Николай Павлович. Даже при небольших шансах – они все Ваши. И если правила другие, то Вы будете исключением.
Не отвечайте, берегите себя.
Ника Марич 19.08.2024 03:09 Заявить о нарушении
Я коротко, совсем коротко.
Речь в нем, как помнится, шла о том, как читающий книги прошлых веков ЛГ мечтал бы прожить свою жизнь в те, описываемые в старых книгах, времена. Уж больно они близки ему по духу. И достоинства, как ему кажется, которые есть у него, именно в те благородные века пригодились бы. В настоящее же время они совсем не востребованы, если не изжиты и забыты вовсе. А свою роль в нынешней жизни, вместе с ее сюжетом, он готов отдать любому другому, кого эта жизнь и ее современные нравы вполне устраивают. Вот такие он себе позволяет мысли, представляете?
И на какое-то мгновение он даже поверил в успех такого перемещения и замещения во времени, поскольку размышлял об этом вслух. А если всё, что не названо, не существует, то, значит, всё названое – реально. Логично?
Но, как он ни старался, как ни произносил нараспев три магических слова «Klaatu, Barada, Nikto», способные его перенести в прошлое, у него ничего не получалось. Смеюсь, если что. Об этих магических словах я уже как-то писал. Сейчас найду для ясности… Вот: http://stihi.ru/2020/02/05/7582
Смотрю я нынче на этого ЛГ, как сидит он опечаленный и думает, вздыхая, мол, так и состарюсь здесь, не пожив в своем времени. И позвонит ему какая-нибудь Дениз Кросби и пожалуется на то, что и к ней старость все-таки пришла, хотя она никогда в нее не верила.
Вот и Алена Делона не стало. Старость. И ничего больше.
Но я отвлекся. А что в итоге? А в итоге ЛГ все же склоняется к известному определению «времена не выбирают». И это его заметно успокаивает. Как-то так.
Кстати, почти в продолжение этой темы есть у меня такой коротенький прошлогодний стишок. Опять же, если что.
* * *
Все наши роли, все сюжеты,
что мы сыграли в жизни этой,
все маски истины и лжи –
когда погаснет свет на сцене,
они уйдут, как сновиденья,
и мы уйдем, как миражи.
Но в тишине домов и комнат
те, кто остались, может, вспомнят
с улыбкой нас – тогда поймешь:
жизнь наша не была ошибкой,
ведь ради этой вот улыбки
играли правду мы и ложь.
10.11.2023
Николай Левитов 20.08.2024 02:39 Заявить о нарушении