Ave, Maja!
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
К 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой
9.01.2016. «Ave, Maja». TV Channel “Culture”
1. Пусть вновь покается Большой!
2. Бесспорно, Майя – дух, явленье
3. Родион Щедрин: Кармен-сюита
4. Кармен-сюита: «Будь проклят ты, Хозе ревнивый!»
5. Что главное в балете? Руки
6. В них - воплощение души, характер, страстность, обаянье
7. Большое зрит чрез расстоянье
8. В Канаде лучше бы родиться!
9. Каренина ярка в ней, Анна (Л.Толстой)
10.Душа и королева танца
11.С собачкой дама. По Чехову
12.Сен-Санса лебедь умирает
13.Всё умирает белый лебедь…
14.Кармен
15.Я вижу образ Айсидоры
16.Майя: «Дам вам совет. Для поколений»
17. Майя: «Родиться дважды - не старайтесь!»
1. Пусть вновь покается Большой!
Пусть вновь покается Россия,
Пусть вновь покается Большой,
Что убивают свою силу
Алкоголизмом, чей запой
Не дышит, не живёт искусством
И классику не признаёт,
Но принимает смерть как чувство
И этим цветом жизнь куёт.
Признанье, часто, - после смерти.
Родным, конечно, нужно, всё.
Но жизнь на что даётся? детям?
Как смерти чуждое звено?..
2. Бесспорно, Майя – дух, явленье
Бесспорно,
Майя – дух, явленье,
Эпоха, стиль, манеры, жест,
Чей танец – жизни воплощенье,
В нём можно дух души прочесть,
Её эмоции и чувства,
Любовь и ненависть, надлом,
Надежду, веру в жизнь искусства
И в то, что театр был как дом,
Творились мира где шедевры,
Где восхищался Свет игрой -
Экспрессией и тайной Девы,
Талант чей был взращён страной.
3. Родион Щедрин: Кармен-сюита
Шедевр написан был для Майи,
Она питала жизнь его.
Творенья музыки познали
С ней свет, разумное зерно
И лаконичность интонаций,
Объединивших пульс и ритм,
Порыв души, – источник граций, -
И внутренний, Звучащий мир,
Который выстрелил с сюитой
Категорично, как любовь,
Чей стержень, славою увитый,
Прошёл чрез жизнь Её, Его.
4. Кармен-сюита: «Будь проклят ты, Хозе ревнивый!»
Будь проклят ты, Хозе ревнивый!
Коль чувство с розой умерло,
Никто своею властью, силой
Не сможет возродить его!
Такие мерзкие созданья
Не защищают честь в бою,
И на дуэли оправданье
Не ищут и не гнут свою
Жизнь неудачную, а подло
Вонзают в спину нож, в живот,
Под стать безмозглым из животных;
Живую умерщвляют плоть.
Безумец! И таких полмира!
Но оправдания те ждут,
В любви кто менее повинны.
Будь проклят там Хозе!
И тут!
5. Что главное в балете? Руки
Что главное в балете? Руки.
[«После» души иль «до» неё.]
В них - образ, чистоты поруки,
Основа танца, жизнь его:
Испанский танец, кастаньеты,
Или Неаполя софит,
Мазурки, польки, полонезы
Иль русский,
Танец изнутри
Способен рассказать о чувствах,
Направить взор, влюбить, зажечь.
Всё объяснить руками просто:
Кивок к главе идёт от плеч,
От рук и пальчиков, и кисти.
Такое б каждому дано
Писать мизинцем свои мысли,
И чтоб понятно было всё,
Что жест пластичный означает,
Какую линию ведёт,
За что дух любит и страдает.
В руках – суть, магия Её,
В прозрачном лике, в силуэте,
В позициях точёных ног,
В глазах… Но руки для балета
Определять способны всё.
6. В них - воплощение души, характер, страстность, обаянье
В них - воплощение души,
Характер - страстность, обаянье,
Желанье молнией пронзить,
И осознание призванья
В балете – тонком из искусств,
Готовом показать святое,
Чей мир эмоций и мир чувств
Добро величит, правит злое.
Они вмещать способны всё
И в образах, столь непохожих,
Слагать единое, Её.
И в этом тайна Майи тоже.
7. Большое зрит чрез расстоянье
Большое зрит чрез расстоянье,
Из Лондона иль из Перми.
Но апогея обожанья
Достичь способно с высоты
Любви к балету и к искусству,
К душе, что породила всё -
Эпоху Майи, танца русло,
Что вырвало балет из снов,
Его классических канонов.
Живою стала жизнь сама
В стремлении познать основы,
И в них большой мир и себя.
8. В Канаде лучше бы родиться!
«В Канаде лучше бы родиться!
Иль в Люксембурге!» - Скажут все,
Кто в жизни к творчеству стремится
Чтоб в адекватном быть седле.
Трубить в рожок иль петь на горне?
Есть разница. Колокола
Звучат по-разному, задорней
Лишь там, где слава догнала
Бойца знакомого всем фронта,
Желал кто биться до конца
И прорываться к цели гордо,
Любви не потеряв венца.
9. Каренина ярка в ней, Анна (Л.Толстой)
Каренина ярка в ней, Анна,
Её богатый мир души,
Любовь которой стала драмой
На алтаре самой любви,
Растоптанной жестоким светом
И тем, кто б смог всё изменить,
Когда бы стал на час поэтом,
Любви чтобы позволить жить
И занимать верх пьедестала,
Не ожиданьем за дверьми
Когда конец у мелодрамы, -
А так чтоб счастья реял миг.
10. Душа и королева танца
Душа и королева танца,
Синоним слову «арт-балет» -
Плисецкая. И жизнь, вся в глянце,
Была и будет.
Жив балет!
11. С собачкой дама. По Чехову
С собачкой дама… без неё…
Любовь в орехах остаётся,
С дилеммою «как быть» всё жмётся,
Когда нельзя жить без неё
И оставаться безучастным
К той жизни, что течёт вокруг,
Когда твоей, бывает, властью
Реально разомкнуть тот круг,
Который тяготит обоих
Обманом, жалкостью ролей,
Судьбой нелёгкого покроя,
Что кто-то мерит у дверей,
Когда бы стержень был, характер
Что даму создаёт саму.
Рельефно, грациозно платье…
Но пёс ведёт её судьбу.
12. Сен-Санса лебедь умирает [1]
Сен-Санса лебедь умирает,
Как будто классики балет,
И с арфой в унисон страдает
Вперёд на сотни тысяч лет,
Как личность в музыке, в искусстве,
В мажоре жизни песнь речёт
И в облаках порхает грусти,
Непонятый, зачем живёт,
И почему страдать он должен –
Ведь всё прекрасно, луч блестит,
Любви нет, сил и счастья…
Боже!
Ты помоги себя найти!
[1] Анна Павлова. Постановка М. Фокина. Дягелевские сезоны в Париже
13. Всё умирает белый лебедь… [1]
Всё умирает белый лебедь,
Чтоб возродиться вновь с Кармен,
С харизмою Бану-царицы,
Самой достичь чтоб перемен
В своей истории сверхдлинной -
В балете столько не живут.
И адский труд рулить в балете,
Где сами жизнь, любовь куют.
И вот уже не белый лебедь,
А Чайка реет над волной,
Ведя себя саму к победе
Над временем и над судьбой.
[1] Постановка балета «Чайка» А.П. Чехова в Большом Театре СССР. Современная мотивация балета!
14. Кармен
Кармен, не лебедь белокрылый,
А знойный занавес судьбы,
Который с огненною силой
Готов стать танцем для любви,
Как только дирижёр позволит
Мелодии поднять его
И рассказать, как сердце волит
В истории любить Его, -
Красавца, баловня, тореро,
Мечту, желанную любовь,
Победу чувства, что не ведал,
В котором алая вся кровь.
15. Я вижу образ Айсидоры
Я вижу образ Айсидоры
И революции порыв,
Стремленье видеть счастье в новом
И от земли большой отрыв,
От мелочности и сомнений,
От суеты и пошлых дел, -
И труд высокий вдохновенья,
Творенья что создать сумел.
16. Майя: «Дам вам совет. Для поколений»
Майя: Дам вам совет. Для поколений.
Меня послушайтесь, хоть раз!
Нельзя давать тоске стремлений,
Иначе жизнь погубит нас!
Звоните, телеграммы шлите!
Боритесь за себя, за всех!
И жизнью яркой вы живите!
В её софите весь успех.
Воюйте, если это нужно,
Трубите в трубы трубачей!
И в барабаны бейте дюже,
Тогда поверят, кто смелей.
Победа - в убежденье чувством
И в одержимости своей
Ради любви большой к искусству,
К балету, к танцу и …
К себе.
Судьбу растит её характер,
А окрыляют небеса.
Рельефно, элегантно платье.
Пусть жизнь в нем бьётся до конца,
Чтоб с каждым вдохом, сердца пульсом
Звонили б чувств колокола,
Переполняя жизни русло
Характером. А он - судьба.
17. Майя: «Родиться дважды - не старайтесь!»
Родиться дважды – не старайтесь!
Своё живите! Каждым днём!
Не врите, боль не обижайте,
Друзей, себя не предавайте
И возвратится к вам своё
С долгами всех, кто был вам должен,
С вершинами, что, мир познав,
Помочь желали всевозможно,
Чтоб жить, творить свой идеал
И не ломаться, не сдаваться,
Бороться, верить и искать
И с вечной глупостью
Сражаться!
И никогда не унывать!
9.01.2016. Korenovsk
«Ave, Maja». TV Channel “Culture”
Свидетельство о публикации №116011003567