Московские пути-дороги

   «Там никогда не ступала нога человека!» - это не о Москве.
Чьих только следов не хранят мостовые Москвы.
Кто знает, в чей след ты ступил в неурочный сей час,
в сию же секунду
идя по Арбату,
Ордынке,
Ильинке?
Здесь Чехов ходил,
и Шаляпин,
и Ленин,
и Сталин. . .
А кто только не ступал по брусчатке Красной площади:
и Петр - I,
и Наполеон,
и Пушкин,
и Ломоносов. . .
   Просто надо приподнять новодельную брусчатку или метра на полтора сколупнуть лужковско-собянинский асфальт.
   А вот нынешние главы государства российского по московским проспектам не гуляют - дел много. Страну надо успеть поглубже в асфальт закатать.
   Но я о другом. Землеройные работы в центре столицы помогли отрыть и открыть первые московские мостовые - дощатые.
В год Куликовской битвы,  в 1380-й,
земский приказ чинил их на собранные с москвичей "мостовые" деньги. Зато воинов, возвращавшихся из славного похода, невесты и жены встречали на улицах древней Москвы в щегольских полусапожках, не боясь испачкать их в осенней грязи.
   Иностранцы, оставившие записи о Москве XVI  века, немало удивлялись искусству русских плотников, вручную выкладывавших гигантскими сосновыми бревнами столичные улицы.
   Маржерет, очевидец Смутного времени, указывает, что по центру Москвы во времена Бориса Годунова пройти можно было не запачкав ног.
И пожалуй не случайно мы говорим:
«земля горела под ногами завоевателей». Деревянные мостовые начисто сгорели во время изгнания польских войск.
   Петр I, возводя в камне новую столицу, не забывал и о Москве.
Больше десятка улиц: Тверская, Никитская,  Пречистенская,  Смоленская,  Петровская,  Дмитровская,  Сретенская - были вымощены подмосковным камнем.
Указом Петра от 24 января 1718 года велено было в Кремле и Китай-городе каждому делать каменную мостовую перед своим домом.
Замощенные улицы так и назывались: Большая Тверская мостовая улица, Большая мостовая Никитская.  . .
В Земляном городе, в Казенной свободе, была просто Мостовая улица, о которой сложена песня:
«По улице Мостовой. . .».
   Когда цоканье  конских подков сменил шелест автомобильных шин, мостовым из камня пришел конец.
Эксперименты показали, что безлошадный транспорт разрушает мостовую из булыжника на песке за 5 - 10 лет, из брусчатки - за  20 - 25, из асфальта  -  за  8 - 15 лет.
   Француз Гаскуэн  в 1927 году предлагал даже мостовые из гугунных плит. Но не веря в полную отставку гужевого транспорта,  он делал на плитах шестигранные возвышения, чтобы дать кобыле точку опоры.
   В случае войны и нужды в металле эти мостовые могли быть быстро разобраны для переплавки и изготовлении военной техники.
   На первых порах Москва покрывалась брусчаткой, но удобство и быстрота асфальтирования передало пальму первенства гудрону,  и Москва стала вся сплошь асфальтированной. Не успеют новый слой положить, как через год-два его снимают,  и все по новой. На периферии бы так!
      
     фото автора Ильи Токова   

 


Рецензии
Занятно. С удовольствием прочитал)
Спасибо.

Сергей Стихийный   16.01.2016 17:06     Заявить о нарушении
Спасибо, что появился, а то я уже затосковал по Стихии. Вчера до двух ночи кренделя выписывал в санатории. Сегодня похмел во рту носил. Хоть ты поддержишь!

Илья Токов   16.01.2016 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.