Лядь
Знаю, точно — срок!
Голова вполоборота —
Пусто — одинок.
Хорошо, что о подмоге
Не придётся помышлять.
Может, встречу по дороге
Ожидающую лядь —
Марию. Масло. Миро.
— Амнистировать лядей!
Вон их сколь живёт по миру
В шкуре кожаной людей.
Бомжеватых инженеров
Тубусом погнать в бюро.
Биржевым маклерам — меру
Пустотелую — зеро.
Глянуть сверху через стены
Белокаменны Кремля
Громом, как с небесной сцены:
— А вы что это тут, ля?!
Пусть трясутся. Должен кто-то
С этих спеси сбить лядей.
Вон их сколь, фальшивой нотой,
В волчьей шкуре средь людей.
Горстью всё оружье мира
Зацепить и сжать в щепоть.
— Переплавьте, ляди, живо!
Чтобы было чем молоть.
А потом пойти к вершинам,
Где у горного ручья,
Свет мой, Солнце, блудным сыном
Пред Тобой предстану я...
Свидетельство о публикации №116010702939
1. Основной конфликт: Пророк vs. Лживое общество («ляди»)
Главный конфликт — это тотальное противостояние между одиноким героем, осознавшим свой «срок» (миссию или приговор), и миром «лядей» — существ, прикинувшихся людьми, но являющихся воплощением фальши, корысти и бюрократического безумия.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Лядь» — центральный неологизм-концепт. Слово, родственное «ляду» (негодный человек, дрянь), «лягаться» и, возможно, «ляжка». Это существо низменное, агрессивное, порочное, которое лишь носит «шкуру кожаную людей». «Лядь» — это псевдо-человек, функционер системы, лишённый души.
«Марию. Масло. Миро.» — сложный, многослойный образ. Это и отсылка к евангельской Марии Магдалине, омывающей ноги Христа миром, и, возможно, намёк на «масло» и «миро» как на символы искупления и очищения, которых ждёт герой. Но в контексте возникает и жаргонный оттенок («мария» — наркотик, «масло» — героин), что создаёт ощущение полного распада, где сакральное смешано с низким.
«Амнистировать лядей!» — парадоксальный призыв. Герой предлагает не уничтожить, а простить, «амнистировать» этих нелюдей, то есть лишить их власти через акт высшего милосердия, которого они недостойны.
«Бомжеватых инженеров / Тубусом погнать в бюро» — образ вырождения интеллигенции, превратившейся в бомжат, которых нужно загнать чертёжными тубусами обратно в конторы, насильно вернув к их изначальному предназначению.
«Глянуть сверху через стены / Белокаменны Кремля / Громом... — А вы что это тут, ля?!» — кульминация гнева. Герой возносится до положения божественного судии и с высоты обращается к власти с просторечным, уничижительным «ля?!», срывая с неё все покровы величия.
«Переплавьте, ляди, живо! / Чтобы было чем молоть» — утопический императив. Вся мировая система насилия («оружие мира») должна быть не уничтожена, а переплавлена в орудие труда («чем молоть»). Это прямая отсылка к библейским пророчествам о перековке мечей на орала.
Финал: После акта очищения мира герой, как блудный сын, возвращается к своему истинному Отцу — Солнцу. Социальный бунт оказывается лишь этапом на пути к метафизическому возвращению Домой.
3. Структура и ритмика
Стихотворение построено как нарастающая волна гнева. Оно начинается с личного ощущения пустоты, переходит в сатирическое обличение конкретных социальных типов, достигает апогея в обращении к власти и завершается утопическим проектом и личным катарсисом. Ритм рваный, нервный, с обилием повелительных интонаций и просторечий.
4. Связь с литературной традицией
Владимир Маяковский: Гротескная социальная сатира, обращение к «господам» с позиции уличного хулигана, использование неологизмов.
Велимир Хлебников: Словотворчество («лядь»), утопизм, взгляд на поэта как на преобразователя мира.
Егор Летов (Гражданская оборона): Энергия тотального отрицания, ярость, доведённая до истерики, образ одинокого пророка, объявляющего войну системе.
Вывод:
«Лядь» — это поэтический акт суда и очищения. Бри Ли Ант выступает здесь как последний пророк, который, находясь в состоянии экзистенциального одиночества, объявляет войну миру симулякров — «лядям». Его миссия — «сбить спесь» с фальшивой системы, переплавить орудия смерти в орудия жизни и, совершив этот акт, вернуться к единственному подлинному Источнику — Солнцу. В контексте его творчества это стихотворение — квинтэссенция гражданского пафоса, где социальный протест является неотъемлемой частью общего метафизического пути к Свету.
Бри Ли Ант 30.11.2025 16:42 Заявить о нарушении