Бабушка купила Боре барабан

      Азбука… Арбуз… И даже, кажется, ставшая притчей во языцех, мама, которая мыла раму. Раму – и ничего другого.
      Маме нужна была только рама, и она просто налила воду в таз и быстренько вымыла тряпкой эту проклятую раму. А мне, легкое ли дело, приходится гнуть спину, чтобы изобразить эту раму словом – таким каторжно дающимся словом! – на тетрадном листе в косую линейку.
      На столе раскрыт букварь с красочными картинками. А под ними, как нарочно и мне в укор, нитяные черные изгибы букв, соединенных в слова и предложения. Да они же только портят своей витиеватой чернотой яркие картинки, которые и так понятны, а эти сплетенные друг с другом буквы еще нужно учиться понимать и писать.
 
      Нажим, волосная… Нажим, волосная…

      Осторожно макаю перо, торчащее из деревянной ручки с металлической вставочкой, в белую, окаймленную голубой кромкой, керамическую чернильницу. Стараюсь не сильно ударять кончиком пера о ее дно, привычным уже движением провожу пером по ободку, как бы стряхивая с него всё лишнее.
      Под пишущую руку подставляю край мучнисто-розовой промокашки. Скользкий тетрадный лист с яркой перемещающейся полосой – отражением лампы – слепит янтарным блеском.
      Можно было бы взять не эту тетрадь, московскую, с белыми глянцевыми страницами, так приятно скользящими под пальцами, а местную, Панинковской картонно-бумажной фабрики.
      Лист не был бы таким гладким, не отсвечивал бы так солнечно, а ворсисто-матово серел, как мешковина, не ударяя по глазам. Но на такой мешковине буквы тотчас расплываются, все палочки, крючки и завитки становятся одинаковой толщины, а перо то и дело врезается острием в стружечные вкрапления мучнистой поверхности, цепляется, рвет бумагу и ставит кляксы.

      Нажим, волосная… Нажим, волосная…

      Лист весь заляпан слезными чернильными пятнами, то ли падающими с моих ресниц, то ли слезы заранее кем-то налиты в чернильницу. Есть надежда – еще пару слезных капель, и лист будет безнадежно испорчен. Тогда не придется заниматься этой мучительной каллиграфией, и меня, наконец, оставят в покое.
      Но старшая сестра, сидящая рядом, терпелива, тиранически холодна и бескомпромиссна.
      «Ничего, – говорит она, – вырвем этот листочек и начнем опять с чистого».
      Сестра заменяет маму, которая, я знаю, полна жалости к моим мучениям и не способна быть цербером и мучителем. Потому и заменяет. И я вывожу каракули не для себя, а для сестры – она не отстанет, пока не добьется, чтобы у меня получалось красиво. Я буду корчиться в судорогах, задыхаться, хватая последние порции воздуха – она не отстанет.

      Нажим, волосная… Нажим, волосная…

      И лист в новых слезных пятнах. Словно чернильная фея из Страны Правописания покружила над ним, роняя со своего тянущегося по воздуху шлейфа несколько фиолетовых звезд.
      «Ничего, вырвем и этот лист. Пиши все заново».
      Нет, она никогда не отстанет.
      Нажим, волосная… Нажим, волосная…

      Расщепленное стальное перо при нажиме раздвигается и выводит толстую линию, а если нажим ослабить – тонкую, волосную. Но сохранить одинаковый нажим медленно плывущих вниз линий немыслимо трудно, да и волосная выходит то трусливо дрожащей, то нагло отскакивающей в сторону.
      Еще особая виртуозность требуется при переходе нажима в волосную. А труднее всего в тех местах, где буквы соединяются друг с другом. Переход должен быть плавным, четким и в то же время решительным.
      Но этой решительности мне и не хватает. Соединительная линия выходит то дрожащей скрюченной ниткой, то толстенной, как полено, отчаянно жирной чертой. Куда легче было бы маслом нарисовать картину «Опять двойка». Но это мое батальное полотно, и мое поле битвы – не на жизнь, а на смерть.

      На внутренней стороне среднего пальца образовалась вмятина – красный ноющий пролежень от сильно прижатой ручки. Но это мое копье, и я сжимаю в пальцах свое орудие всё сильнее.
      Немцам, должно быть, еще труднее. Мне рассказали, что их детей учат писать прописи готическими буквами – там вообще черт ногу сломит!  И это немного успокаивает.
      Еще несколько тяжелых, как камни, минут мучительно прокатываются в тишине под скрип пера и ритм напряженного дыхания, и вот, кажется с буквой «А» покончено. Теперь не дышать, не дотрагиваться, чернила должны высохнуть и сохранить навечно мой титанический рабский труд.
      Хотя, если приглядеться повнимательней, и две буквы «м» разнятся по ширине, и заглавная «А» в слове «Азбука» чуть кривовата – ее лихо закрученный поясок несколько выпячен и приподнят, словно она им хвастает.

      Но истязания продолжаются.
      «Теперь пишем: Букварь, Булка, Барабан. А затем предложение: Бабушка купила Боре барабан», – незаметно переводя дыхание, командует сестра. Ей не хочется показывать, что и она смертельно устала биться с несмышленым братцем, что ей надоело исполнять роль инквизитора, а хочется поскорее схватить коньки, надеть круглую вязаную шапочку и бежать на каток.
      И вновь у толстой линии пухнут бока, и прилипшие к кончику пера, неизвестно откуда взявшиеся ворсинки из волосной линии вьют веревки, мне назло перекручивают, тянут не в ту сторону – что хотят, то и делают.
      И буквы выходят не округлые, с эллипсообразными «о» и «е», а кривые, ломаные, угловатые.
      Господи, неужели опять придется переписывать весь лист!
      Этого нельзя допустить, это погибель!

      И вязаная шапочка сестры вся сплошь состоит из нажимных и волосных линий, почему-то вдруг думается мне.
      Стройно тянущиеся к макушке ровные, одинаковые по толщине шерстяные линии в рубчик, а волосные – те бессчетные приподнятые шерстинки, что их окружают.
      И мой свитер, и скатерть на столе, и ковер на полу, и на окне гардина, и даже там, за окном, покачивающиеся зимние ветки деревьев и электрические провода, прочерченные от столба к столбу, и весь мир – всё это лишь сочетание нажимных и волосных, твердо и безоговорочно придуманный графический рисунок каким-то невидимым извергом, злодеем, истязателем на мою бедную голову!

      Почему в детстве попавшая в глаз ресница или порезанный палец доставляют такие страдания, которые во взрослом возрасте почти не замечаешь? Почему так мучительны азы постижения этого колючего и шершавого, грубого, как холст, мира, и так болезненно трудны для неумелых пальцев и хрупких неокрепших душ?
      О, ранимые обнаженные детские души! Тяжелы и горьки слезы ваши. Они осияны небом и обильно падают на суровую ко всему землю, но, даже быстро скатываясь со щек, оставляют там на всю жизнь невидимые следы, похожие на рубцы и шрамы.

      И вот снова слезы из глаз. Теперь уже не только у меня, но и у сестры. Мы оба рыдаем над бабушкой, которая неясно, с какого переполоху, вздумала осчастливить внука Борю, купив ему барабан. Зачем ему барабан? А мне тем более!
      И так мне ненавистна эта бабушка, которую я представляю в виде буквы «Б», с огромным, как барабан, животом, по которому маленький Боря радостно лупит твердыми кулачками, и выходит громкое «бом! бом! бом!» – колоколом отдающее в моей голове.

      Нажим, волосная… Нажим, волосная…

      «Прочти, что ты написал. Ты это мне назло?» – новая порция слез подступает к строгим темным глазам сестры, которая уставилась на меня, как на кровопийцу.
      Я читаю написанное слово: «бабабан».
      А как надо-то? А надо ведь – «барабан».
      И я, палач для самого себя и своей сестры, все начинаю сначала… Нажим, волосная… Нажим, волосная…
      Будь они прокляты… И Боря, и его пузатая бабушка… Проглотила, глупая, барабан, вот и вышло – бабабан, будь он неладен!.. и все эти нажимы с волосными…
      
      Нажим, волосная… Нажим, волосная…

      И вот – о чудо! – в глазах сестры мигом высыхают слезы, и мои уже почти сухие глаза, сличая образец каллиграфии в учебнике и предложение, написанное мной, отчетливо видят: я написал не хуже. Нет, даже лучше, чем в букваре. Во всяком случае, так видит мой замутненный рыданиями глаз. Невероятно!
      Торжество с непременной наградой за пройденные испытания. Так устроена жизнь: мучайся и тебе воздастся.
      Бабушка купила Боре барабан!
      Это ж просто заглядеться можно, как красиво написано! И все нажимы, и волосные, и соединения букв, и их идеальная удлиненность и округлость.
      Какая умница эта бабушка! Просто замечательная бабушка! Придумала купить Боре такую нужную вещь – барабан! Тем более, так идеально мною написанный. Как бедный Боря обходился без него раньше? Ах, как здорово, что на свете есть барабаны и бабушки, которые могут так красиво выходить на письме!..

      О, нет, современные дети больше не знают сладости этой вымученной победы над каллиграфией, захватывающего дух альпийского покорения нажимно-волосных!
      Почерк уже не имеет значения, и все пишут шариковыми или гелиевыми ручками как попало, без всяких нажимов и волосных. А скоро и вообще от ручек откажутся – компьютерная клавиатура заменяет артистично выверенное движение руки стандартным печатным шрифтом. И клавишам безразличны усилия и ловкость твоих пальцев. Это раньше ты был словно пианист за роялем над своими прописями, выжимающий из них гармонию красоты и стиля, небесную музыку своего письма. Теперь только скорость нужна – бей по клавишам, как в Борин барабан, да побыстрей!

      И моя некогда старательная каллиграфия, так называемое, чистописание, с возрастом куда-то подевалась, пишу скорописью, а потом сам с трудом разбираю написанное. Почерк становится всё хуже и хуже. И всё чаще и чаще сразу набираю тексты клавиатурой.
      Но мне кажется, не зря покупала бабушка Боре барабан. Не зря были наши с сестрой слезы над чернильными прописями.
      Что-то было в этом человечески важное, необходимое, выстраданное – для осознания нечто возвышенного в нашем бытие, для правильного освоения территории эстетики, для воспитания культурной души, для трепетного отношения к письму, к слову, к той самой музыке письма.
      Как юная балерина, обливаясь потом и теряя дыхание, тысячу раз повторяет сложное движение, чтобы когда-нибудь, на большой сцене, кажущимся легким, эфирным, совсем непринужденным движением изящной ножки в головокружительном фуэте грациозно черкнуть в воздухе:
      «Бабушка купила Боре барабан».


      Февраль 2011


Рецензии
Здравствуйте, Николай!

Спасибо Вам за ссылку на этот рассказ. Прочла его вчера, затаив дыхание, утром. А потом ещё днём, уже вслух, своим детям. Я не написала Вам сразу же, потому что на Вашу прозу нельзя писать отзыв наспех. Сегодня Вы зашли на страничку мою и напомнили своим приходом, что я Вам задолжала.)

Сказать, что мне понравился рассказ, означает ничего не сказать. Я с удовольствием погружаюсь в эту неспешность и детальность повествования, в этот очень цельный и тёплый мир. Читая, слышу и скрип пера, и сопение маленького страдальца, вижу слёзы и радость, чувствую в руках перо и эту шершавую пористую промокашку под рукой. Я не писала пером в школе, пробовала гораздо позже сама из интереса. Но я училась в музыкальной школе, а потому вспомнила свои мучения в освоении правильного умения держать смычок и скрипку.

Очень нравится мне в Вашем рассказе это умелое ведение читателя через трудности, через сопереживание герою в мучениях к радостному итогу. К выстраданной радости. И ещё хочу сказать Вам, что в Вашей прозе вижу целостное восприятие мира, вижу движение к одной цели, это оказывает на меня почти целительное действие. И за это спасибо.

И отдельно вспомнились мне письма, которые раньше писали мы с родителями друг другу от руки. Такое письмо не сравнится никогда с электронным посланием. Ты его ждёшь, заглядываешь в почтовый ящик. Наконец, оно приходит и ты несёшь его с чувством радостного предвкушения. И оно написано неповторимым почерком, таким родным, оно на бумаге, шуршащей и по-своему пахнущей. А потом его можно перечитывать... Очень жаль, что сейчас так не пишут почти.

Сумбурное получилось моё послание Вам, но искреннее. Обязательно зайду ещё!

С уважением,

Ника Марич   21.07.2022 20:40     Заявить о нарушении
Мне очень приятно, Ника, что Вы прочли этот рассказик и похвалили. Это любимый рассказ моей старшей сестры, которая и сейчас часто его перечитывает. Быть может, потому, что является его, по сути, главным персонажем и помнит те давние, но правдивые события еще лучше, чем я. Сестра старше меня на десять лет и в моем детстве, в силу постоянной занятости родителей работой, часто заменяла их заботу и опеку - приводила меня в школу и встречала из школы, кормила обедом, проверяла мои уроки и над каллиграфией, как показано в рассказе, часами страдала вместе со мной.

А в начальных классах, помнится, перьевая ручка и чернильница были главными атрибутами школьной учебы. Шариковыми ручками писать воспрещалось, ученикам даже ставили двойки в тетрадках, если задания были написаны шариковой пастой, а не чернилами. Но классе в пятом запрет писать шариковой ручкой, как "преступление и посягательство на незыблемые основы государственности", было отменено, и все ученики с облегчением вздохнули.

Приятной неожиданностью, Ника, было узнать, что Вы играете на скрипке. Прелесть какая! И еще удивительно то, что не далее чем вчера я сам себе задал вопрос: какой музыкальный инструмент самый лучший на свете? В свое время я учился в музыкальной школе по классу фортепиано, но такой вопрос погрузил меня в глубокое раздумье. В этом раздумье я пребывал секунды полторы, и тотчас же воскликнул: конечно же, это скрипка! Только скрипка способна так тонко и так точно передавать музыкальными звуками человеческие чувства. Да, скрипка - лучший музыкальный инструмент.

А еще, Ника, всецело соглашусь с Вами по поводу писем, написанных от руки. Ни с каким холодным текстом СМСок даже сравнивать нельзя. Помню, что распечатывая такое письмо, по одному почерку можно было угадать, в каком настроении пребывает пишущий тебе человек, что у него сейчас на душе и как он к тебе относится. Текст мог быть вполне нейтральным, но почерк выдавал пишущего с головой.

Большое спасибо, Ника, за прочтение и добрый подробный отзыв. Приятно было с Вами побеседовать.

Николай Левитов   22.07.2022 01:38   Заявить о нарушении
Николай, доброго Вам дня!

Мне тоже очень приятно беседовать с Вами. Даже если не принимать в расчёт то, что мне очень нравится Ваша проза, стоит писать отклики ради Ваших удивительно развёрнутых ответов. Даже и не знаю, что мне здесь, на Стихире, нравится больше - читать или общаться с авторами.

А скрипка - да, удивительный инструмент. Я сейчас почти не играю, только изредка. И ей, конечно, нужно сопровождение.

Надо написать "до свидания", но тут это странно звучит, поэтому до следующего прочтения.

Ника Марич   22.07.2022 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.