Новогодний подарок

      С первых же строк хочу обратиться к тем, кто прочитает мои воспоминания.
Слишком грустные они, хотя и связаны с праздником, Новым годом. Но от них никуда не деться, и я всё чаще и чаще вспоминаю ноябрь и декабрь ушедшего 1994 года в Грозном.
   ...С 26 ноября город был уже на военном положении. Первый штурм, первые развалины, первые убитые и раненые. Всё это вместилось в одном слове - Чечня.
Мы надеялись, что на этом всё и кончится, потому что разум отказывался понимать
происходящее. Свист пуль днём и взрывы с наступлением темноты уже почти не пугали. Пришлось начинать новую жизнь. Подземную. Люди учились выживать. Училась и я... С рассветом женщины выбегали из убежища, чтобы успеть приготовить пищу, пока газовая линия не была перебита. Мужчины бежали к телевизорам - услышать новости, а затем передать нам, что происходит. Мы считали: раз электричество не отключено, значит, ситуация под контролем. Никто не верил, что впереди нас ждёт ад. По теленовостям сообщали о наведении конституционного порядка в Чечне и ни слова о нас. Ни эвакуации, ни предупреждения об опасности! Стали надеяться на лучшее. Тут и праздник подошёл - Новый год. Нам, оставшимся в живых, он запомнился на всю жизнь. Не теряя самообладания, мы пытались встретить его по возможности "весело", по человечески. Ведь с нами были дети, и они ждали праздника. Успели мы испечь хлеб, принести из квартир продукты, собрались устроить чаепитие. В убежище уже собралось шестьдесят человек. Кто заскочил во время бомбёжки, мог рассчитывать только на наше угощение. Время неустанно отсчитывало нашу жизнь. 22 часа! Погас свет. В убежище площадью 25-30 квадратных метров своей судьбы ждали шестьдесят жизней. Удивительно: на верху затихли взрывы. Темнота и звенящая тишина. И вдруг в эту тишину врывается истошный крик: " Зажгите свет! Зажгите свет!" У молодой женщины началась истерика. Волей судьбы мне пришлось быть старшей. Стала успокаивать женщину. Мужчин - заставила организовать свет и позаботиться об информации. К счастью, нашёлся аккумулятор и приёмник. Подключили его к питанию в надежде услышать Москву. А время шло. Наверху послышались автоматные очереди, уже обычного для слуха.
      Люди немного приходили в себя и даже стали подшучивать друг над другом. 23 часа. 23 часа 30 минут. Я предложила женщинам накрыть импровизированный стол, то есть нарезать хлеб, разлить чай, если его ещё можно было назвать чаем. По приёмнику слышим: россиян будет поздравлять президент Борис Ельцин.
И мы услышали его голос: "Дорогие россияне!..." Больше ничего уже понять было нельзя: над головой - удар, треск, земля уходит из под ног. Шквал ударов! Кажется обрушилось небо, перепонки вот-вот лопнут от грохота, воя. Чувствуем: рушатся перекрытия над головой, а это - четыре этажа... В глазах людей ужас. Нет сил даже закричать или заплакать. Оцепенение. Детские глаза истекали слезами без крика, как неживые. Начался штурм дворца Дудаева. Точнее нас... А из приёмника, под аккомпанемент происходящего, звучал хрипловатый голос "родного" президента. Он желал счастья дорогим россиянам и поздравлял нас с Новым годом...


Рецензии
Спасибо за правду.
С уважением

Галина Ревенская   22.01.2020 18:47     Заявить о нарушении