Экстремальный сплав на Кубани

 ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ КУБАНЬ
  Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер. Крупнейшая река Карачаево-Черкессии Кубань берет начало у ледников на склонах Эльбруса. Протяженность сплава - 140 км, продолжительность - 5-6. дней. В селении Учкулан - исток Кубани (слияние рек Уллукам и Учкулан). Ниже города Черкесска в Кубань впадают несколько многоводных притоков: Малый Зеленчук (образованный слиянием Аксаута и Марухи), Бопьшой Зеленчук, Уруп и Лаба. Это левые притоки Кубани, которые рождаются в Карачаево-Черкессии и протекают по ее территории. Правые притоки маловодны.

  День предвещался жарким и трудным - сегодня нам предстоял сложный и опасный маршрут по реке Кубань, самый сложный из всех трех кавказских рек в нашем путешествии. Сложность маршрута оценивалась на четыре балла, на пути было 3 основных порога:
  Аман-Хыт (плохое, нечистое место) - 4 к.с.
  Каменомостский - 3* к.с.
  Желоб - 5 * к.с.

  В 14 км выше Карачаевска начинается 1.5 км каньон Аман-Хыт - самое серьезное препятствие на Кубани.

  Аман-Хыт отличается обилием крупных валунов и скальных обломков в русле, крутыми сливами, пенными ямами между камнями, высокими валами с запрокидывающейся вершиной. Наиболее сложен нижний участок каньона от километрового столба 36/13 шоссе, где река оставляет мало времени на маневр среди огромных глыб и успех прохождения во многом определяется правильным входом в порог.
  Сам Аман-хыт стоит в красивом горном ущелье, представляет из себя систему мощных сливов с нагромождением камней в русле реки. Место было с большим перепадом высоты, поэтому скорость течения была просто сумасшедшей по сравнению с нашими и даже уральскими реками. На разведку ходили два человека из нашего лагеря, которые после немного обрисовали обстановку. В общем порог был грозен, но вполне предсказуем - был доступен обзор русла с воды. Вперед мы пропустили несколько групп на катамаранах, чтобы в случае чего иметь страховку на воде после порога.

  Перед порогом был быстрый участок реки с нарастающим течением, потом поворот налево и вход в ущелье, как всегда, глазеть по сторонам на экзотику времени не было. Почти сразу пошла система сливов и слалома между камнями. К счастью, течение было сильное и воды предостаточно - поэтому ток воды нам помогал уходить от препятствий. Однако вскоре русло стало настолько завалено камнями, что казалось, огромный великан накидал сюда обломанные гранитные глыбы и валуны, оторванные от скал. За неделю кавказского сплава мы уже прекрасно сработались, и теперь успевали маневрировать заранее, что позволяло нам уворачиваться от "чемоданов". Эпицентром порога стал мощный 2,5-метровый слив, зажатый между боковыми камнями. Там образовалось что-то наподобие желоба с мощной струей, которая выплевывала все попавшие суда в огромный котел под сливом.
Мы точно зашли в этот слив и занырнули носом в клокочущую пучину. Удар был такой силы, что ножные ремни у сидушек резко уперлись в бедра, а тело стремительно повело вперед - в котловую круговерть. Всю команду обдало с головой, а у меня вода попала даже под каску, залило глаза, влилась в рукава непромокайки, что была одета на гидру. Казалось, что мы на кате пробили толстую водяную стену, что перекрывала речную пойму. Через мгновение кат выплюнуло из котла и понесло к гряде камней с левого берега. Мы стали выруливать направо и легонько зацепили левым баллоном камень. Потом снова косой слив влево, и опять бросок на камень - тут мы явно не успевали выскочить. Пришлось табанить и заводить кат в небольшое улово возле левого берега, что образовывал огромный валун. Встали, осмотрелись, оттолкнулись веслами и снова на стремнинку. Порог грохотал так, что еле слышались команды, приходилось дублировать взмахом руки, все команды повторял еще один носовой - Сергей, он сидел слева на носу, а я сидел справа на носу. После сливов мелкие бочки уже принимались за шиверки, которые даже не стоят одного весельного гребка.

  Сразу после порога на левом берегу мы увидели туристский лагерь, а потом мощный сток горного ручья с чистой водой. Справа стояли 2 наших ката, который ждали, когда пройдут все команды. Мы махнули им веслом и понеслись дальше.
  Далее река стала входить в широкую межгорную долину, скорость ее немного упала, она стала петлять, давать 2 или 3 рукава, появились протяженные плесы и излучины. Однако и тут часто встречались обливняки и опасные прижимы, на перекатах приходилось следить за тем, чтобы не попасть на галечники и мель. Ток реки был достаточно хитрым, иной раз не было видно подводного камня, который резко менял основную струю течения.
  Между Аман-Хытом и поселком Каменомостским - серия шивер, следующих почти непрерывно одна за другой. Шиверы насыщены камнями, некоторые имеют характер порогов - это круто падающие участки с надводными камнями, требующие четкого маневра. Валы в шиверах достигают высоты 1-1.5 метра.

  Вскоре мы остановились, чтобы передохнуть и подождать основную группу. Заодно мы стали отрабатывать спасение на воде - кто-нибудь прыгал в реку, а ниже по течению ему кидали морковку (спасконец) и вытягивали его на берег. Случалось и так, что спасатели промахивались, кидая морковку - тогда спасение пловца становилось его личным делом! Наличие гидры позволяло довольно долго находится в воде. Мы и предположить не могли, что через полчасика нам очень пригодятся все эти навыки...
  Ориентиром порога Каменомостский были дома на правом берегу реки - там начинался одноименный поселок, где и стоял мост по дороге на Карачаевск, под которым был знаменитый порог Желоб. В этом месте река резко уходила влево, и начался скоростной участок с солидной шиверой, резкий прижим с подводным камнем и слив с камня в 1,5 метра. Потом еще гряда подводных камней, облив, прохождение небольшой бочки, снова обливная шивера. Поворот направо - та же история: шиверы и прижим к правому берегу.

  Потом река снова успокоилась. Мы даже удивились, что все так просто - порог максимум троечный, прошли без труда. Возможно, малый уровень воды в реке упростил препятствия, что наш кат-шестерка их просто не замечал. Кубань снова стала спокойной и широкой, будто дородная женщина. Оставалась одна проблема - правильно входить в рукава, чтобы не сесть на мель. Ориентировались на коренной берег (подмывной) и на то, куда входил основной ток воды. Были случаи, когда такая ошибка на горных реках оканчивалась "глухой расческой", что стоило нескольких жизней отчаянных туристов. Буквально недавно такая трагедия случилась в нижнем течении Б.Зеленчука, когда кат затянуло под завал из деревьев.

  Километра через 2, по нашим данным, должен быть порог Желоб - самое сложное на этой реке препятствие, оцениваемое на 4* - порог представлял из себя мощный сверхскоростной слив в узкой расщелине-каньоне под мостом, где внизу была настоящая водяная мясорубка. Там река, прорываясь сквозь узкий проход между скальными стенками коренных пород, на протяжении 70 метров почти равномерно падает на 9 метров. Лишь в середине порога - крутой 1.5 метровый свал в воду. Для байдарок порог непреодолим, на плотах и лодках - сплав вдоль левой стенки. Даже глядеть на такое дело было страшно, а тут предстояло пройти. Уже сознание этого вливало в кровь хорошую порцию адреналина.

  Вдруг впереди показалась гряда камней по левому берегу, мы немного взяли вправо, подходим ближе - в центре русла, в воде, проглядывается хороший камень-кулак. Решаем пройти между кулаком и грядой. Берем немного левее, чтобы протиснуться в эту протоку, но тут неожиданно течение воды резко усиливается, возникает мощная косая струя, которая нас относит вправо. Что такое?

  Мать честная, сразу за центровым камнем-кулаком показался мощный слив с каскадом ступенек. Словно открылась ширма - и вот перед нами настоящий Каменомостский порог.

  На мгновение все онемели, "Бери вправо!", - ору я со всех сил. Наш правый борт ударил веслами, а левый попытался затабанить... Однако было поздно, инерция ката и краткость времени сделали свое дело: судно правым бортом налетело на камень. Наш правый борт задрало аж под облака, а левый борт понесло струей в слив. Таким макаром, кат мгновенно развернулся левым боком вперед и помчался в слив. Самое опасное для катамарана на пороге - это подставить борт под струю, слив или бочка, да и камень могут опрокинуть любое судно, поскольку бортовая парусность ката очень большая. В каскадном сливе мы моментально цапанули следующий камень, на секунду я увидел как наш борт снова задирается вверх, а левый - уходит вниз, вот пройдена точка баланса - я понял, что пришел настоящий ОВЕРКИЛЬ.
  Еще в воздухе я успел отцепиться от ножных стяжек, сгруппировался и бултыхнулся в ревущую проточину. На секунду глаза застелила мутная водная пелена, а потом меня как пробку выбросило наружу благодаря спасу. Разворотом ката меня выбросило влево за баллон, а первое что я увидел - это пустой кат и никого рядом нет. Нас с ужасной силой пронесло по порожному сливу и выбросило в стремнину. Слава Богу, порог был короткий, хотя и мощный.

  На стремнине плыть в воде было не так опасно, хотя попадались шиверки, которые захлестывали не хуже океанской волны. Я пропустил кат вперед, а сам зацепился за заднюю лагу, которая по причине оверкиля была внизу. Само судно плыло самосплавом и вверх красным пузом. Вся команда оказалась внутри баллонов. Олег и Фарид уже вынырнули и пытались залезть на лаги.
Тут я увидел, что Андрей (который снимал все наше безобразие на новую цифровую камеру) пытается вынырнуть из воды, но бьется каской в баллон снизу, после нескольких попыток это ему удается. Внутри становилось явно тесновато. Одной рукой Андрей схватился за мою поперечину, а другой рукой держал свою камеру, которая только что осуществляла подводную съемку, одновременно он изо рта выплевывал кубанскую воду. " Да, тяжела ты сплавная служба, и хлеб подмокает, и вместо водки наливают обычную водичку!", - подумалось мне.
  "Мать твою...где же еще двое?", - я подтянулся на лаге и стал оглядывать окрестности кораблекрушения. Вот показался Саня, лицо его было бледным как молоко, по-моему, он о что-то ударился, хотя в студеной воде боль как правило притупляется, блин, только бы не перелом...

  По рассказу время как бы растягивается, кажется это события на 10-15 минут, но на самом деле в режиме реального времени прошла минута, может чуть больше.
  Меня уже стало хватать за сердце - все показались, но не было только Сереги, причем не было его и на берегах и на воде. Ток течения временно убавился, мы вышли на сравнительно спокойный для горной реки плесовый участок, хотя казалось, что несет нас быстрее моторной лодки. От злополучного порога до следующего порога - Желоба было буквально километр с хвостиком, надо было принимать срочное решение, чтобы чалиться до Желоба, иначе в нем нас замесит с шестеркой так, что выплюнет наружу фрагменты баллона и кучу мяса в жилетах. Тут я заметил, что возле нас плывет весло, я дотянулся до него, схватил и стал забираться на правый баллон, чтобы хоть как-то начать выгребать. Весел же при оверкиле ни у кого не оказалось - все без остатка забрала Кубань.

  Ох, ты! Неожиданно из воды вылезла красная сергеевская каска, а потом его не очень довольная рожа, которая тоже немало хлебнула ледниковой водицы. С сердца как камень упал, хоть побитые - покалеченные, но ведь живые!!! Оказывается он при падении запутался в вылетевшей веревочной чалке - и все это время пытался освободиться от нее. Да, все верно, нож - стропорез не зря берется на сплавы и засовывается в кармашек спаса, такой опыт вполне может спасти жизнь.
  Замечаю, что выражение самодовольства и гордости на лице, которое стало появляться у многих в команде в последние дни похода (видимо связанное с тем, что начали считать себя бывалыми суперсплавщиками), пропало. Вместо этого в глазах родился тот первобытный человеческий страх, который и заставляет бороться за существование.
  " Впереди мост, Желоб!!!", - кто-то истошно закричал на борту. И без того холодная, у меня спина еще более похолодела. Вот он адреналин! Впереди за поворотом показался мост - до него оставалось метров 700-800, а до скоростного участка перед порогом и того меньше. Чалиться надо было до того участка, в нем уже этого мы сделать не сможем. Тут я замечаю еще два весла снаружи за правым баллоном, свое весло я отдаю Фариду, а сам достаю еще одно. Другое было слишком далеко, дотянуться до него даже веслом было нельзя. Надо срочно выгребать на любой берег, и чем быстрее, тем лучше. Фарид стал грести слева, а я залез на баллон справа.

  Сперва мы попытались причалить к левому ближнему берегу, кат с разгона ударило о каменистый выступ, ширкнуло о гальку и отбросило вбок, уже не хватало сил, чтобы еще раз затормозить кат у берега или хотя бы дать поступательный ход к нему. В момент удара Андрей, который держался за заднюю лагу, видно ногами достал дно и, спасая камеру, отпустил кат, а потом выбрался на берег.
  Кат полегчал. Но течение снова нас вынесло на середину. Стали выгребать к правому берегу, изгиб русла помогал этому. Я табанил, а Фарид греб. Однако я не удержался на скользком и мокром пузе баллона и улетел за борт, а затем очутился между катом и берегом. При этом еще ударился голенью о донный камень, хотя особо боль из-за холодной воды не почувствовал (синяк с кровоподтеком обнаружу только вечером у костра). Ладно хоть весло удержал, я сумел обогнуть и догнать кат, снова зацепился за заднюю лагу и подал свое весло Олегу, который один сидел с моего правого борта. "Гребите", - ору во всю глотку, расстояние до Желоба сокращалось с каждой секундой. Дамоклов меч угрозы висел над нашими рафтовскими касками. Олег видимо опасался залезать полностью на баллон и загребал из-за него, опершись на поперечную лагу. Но так мы бы не скоро выгребли. Я снова залезаю на кат, беру весло и табаню сзади, чтобы кат развернуло вправо. При этом я, сидя как на спине коня, крепко обхватил ногами баллон, чтобы еще раз не улететь за борт.

  Скорость течения стала понемногу прибывать, у меня, грешным делом, мелькнула в голове мысль, что если не удастся выгрести на спокойном участке, то дать команду, чтобы все покидали судно. Ибо лучше пожертвовать катом, чем рисковать жизнью и здоровьем людей. А уже стал виден сам скальный каньон под мостом, который разевал свою пасть и заглатывал туда сотни тонн воды, говоря, мол, только попадитесь мне, я уж всех пережую и перетру...
  Уровень адреналина в крови достиг, наверно, максимального уровня, пульс словно сорвался с цепи и прыгал по жилам. Мы напряглись и смогли подойти к правому берегу, но сразу чалка не удалась, кат зацепился правым бортом и развернулся - левый борт оказался у берега, теперь я стал бешено грести, чтобы течение нас не сорвало от берега. Но силы были неравные, в это время с левого борта спрыгнули Сергей и Саня и сумели удержать чалку на берегу, потом их подстраховал Фарид. Но даже втроем они могли только удерживать кат, ток был настолько сильный, что кат стащило по течению и прижало к маленькому обрыву. Олег тоже сумел слезть, а мне пришлось выкинуть весло на берег, и лежа на баллоне, отталкиваться от берега ногами, чтобы наши смогли чалкой притянуть катамаран к себе. Они почти подтянули, как я снова упал в воду, но уже почти у берега. Нырком больше, нырком меньше...

  Вся Команда буквально выползла на сушу!
  Вот это мы дали!!! Такого в нашей истории еще не было!
  Мы вылезли на насыпь уже в поселке, она буквально рядом кончалась, а дальше шел уступчатый бережок, куда чалиться было очень сложно, оставалось каких-то метров 200 до разгонного участка перед Желобом. Да и до Желоба было уже рукой подать. Бог явно сегодня смилостивился над нами, только попугал... Зато жизнь нам показалась сладкой как мед. Как говорится в народной мудрости:
  "Горько жить, горько, да еще бы столько!"

  Все вроде бы целы - невредимы, мокрые как гуси, только Саня дошел до камня, хромая, и сел на него. Задрал штанину - большая ссадина зияла на голени, синячище, видимо, появится попозже. Но что это: из-под каски у него вытекала струйка крови, почти на глаз. Он снял каску - было наискось рассечено надбровье, видимо последствия оверкиля. Кто-то тоже немного прихрамывал, но в целом все обошлось только потерей четырех весел (три весла потом поймают за порогом Желоб и отдадут нам).
  Все понемногу сбросили груз пережитого, начали потихоньку улыбаться. Стали даже шутить, мол, могли бы понтануться перед всеми, сделать катом свечку, и так пройти порог без весел - вот бы попали в герои...посмертно...
  В принципе мы даже не могли представить, как наш танк мог кильнуться, всем казалось, что каяк и двойку точно придумали для киляния, ну и четверку туда-сюда, но чтобы кильнуться такой толпой на шестерке, да еще на таком несложном пороге...это надо было еще потренироваться.

  Тут и я стал шутить: "Ну что, Команда, а слабо пойти в Желоб сейчас!!!"
  Все на меня только рукой махнули, оверкиль махом смыл с нас вчерашнюю браваду у костра, мол, нам море по колено, а горы по грудь. Сегодняшних приключений уже и так хватило с избытком, чтобы еще что-то творить и испытывать судьбу, тем более есть пострадавшие, а один человек вообще потерян. Все стали с жаром проводить разбор полетов, обвиняли Капитана, всех подряд, коварную реку и т.д.

  Только наш боевой кат был ко всему безучастен, он лежал вверх пузом на каменистой осыпи и сушился под щедрым кавказским солнышком, да на другом берегу появилась фигурка одинокого человека в каске и с каким-то непонятным предметом в руке, похожим вроде на видеокамеру.

 


Рецензии