Карету Екатерине Великой!

 Юрий Баштанник мечтает привезти в Крым… императрицу Екатерину II, чтобы она своими глазами увидела полуостров после воссоединения с Россией. Привезти в карете, сделанной собственными руками. В этом смысле Юрий — наверное, единственный в своем роде мастер в Крыму. «Я хочу повторить путь Екатерины II по Крыму. Это могло бы быть красочное театрализованное шоу, интересное и для средств массовой информации, и для туристов, и для детей» Увлечение каретами пришло к Баштаннику много лет тому назад. Всё началось с мистического сна. Однажды, лет тридцать тому назад, Юрию приснилась лестница Иакова. Она стояла на земле, и верх ее касался неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. У подножия лестницы вилась длинная очередь. Юрий стоял в самом её хвосте. Проснувшись, он понял: хватит мучить себя. По образованию Юрий — техник-механик, окончил в свое время техникум гидромелиорации и механизации. Но работа с железом не привлекала. Для начала Баштанник ушел из мастерской и за неделю выгнал у себя на даче коробку 6;6. После этого «подвига» пришла уверенность: не боги горшки обжигают. Нужно только засучить рукава, набраться терпения и тогда можно сделать всё. Абсолютно. Сначала было увлечение резьбой по дереву. Юрий принялся резать иконы, изучал труды по иконописи, возил свои работы в Москву. Ну, а мечта о карете появилась после того, как Баштанник увидел фильм «Царская охота» — советскую историческую драму, поставленную в 1990 году режиссёром Виталием Мельниковым по одноимённой пьесе Леонида Зорина. Государыня Екатерина II, кстати говоря, — одна из главных героинь этого фильма. Захотелось Баштаннику сделать такую же карету, как та, что он увидел в кино. Шанс осуществить мечту появился случайно. Юрий делал по заказу резную лестницу и обмолвился в разговоре: запала мне, дескать, в душу карета из фильма. Хоть тресни… А заказчик возьми и скажи: По свидетельствам современников, путешествие Екатерины Великой в Крым отличалось необыкновенной роскошью — Я знаю человека, который тоже на этом помешан. Он директор одного алуштинского пансионата. Всю следующую неделю, пока Юрий заканчивал работу, мозг его сверлила одна мысль: быстрее, быстрее, быстрее. Они встретились, поговорили, их мечта начала сбываться. Юрий уехал в Алушту строить карету. Казалось, секреты «каретостроения» уже были утеряны безвозвратно. Однако полгода спустя, в 1997 году, карета была готова. — Это славянская интуиция. Коды, формулы этого ремесла у нас в крови. Я просто нарисовал несколько вариантов и начал строить тот, который мне больше понравился, — рассказывает мастер. Предполагалось, что в курортном городке найдутся желающие прокатиться. Увы, тот проект закончился крахом. Как и следующий — в 1999 году, накануне двухсотлетия Александра Сергеевича Пушкина, Баштанник предлагал «прокатить поэта по Крыму», повторив его путешествие 1820 года. Однако Юрий — упрямец. Сегодня у него на уме другое легендарное путешествие — путешествие Екатерины II из Санкт-Петербурга в Крым. — Мою идею поддерживает администрация Красногвардейского района и директор местного краеведческого музея, — рассказывает Баштанник. — В рамках реализации проекта я хочу повторить путь Екатерины II по Крыму. Это могло бы быть красочное театрализованное шоу, интересное и для средств массовой информации, и для туристов, и для детей. Сегодня в России тоже есть кому доказывать, что новое приобретение Крыма стоит тех издержек, которые приходится нести стране в виде международных санкций, экономического кризиса и падения рубля Напомню, историческое путешествие Екатерины Великой в Крым состоялось в 1787 году — вскоре после присоединения полуострова к России. Оно прошло по маршруту: Луга — Великие Луки — Смоленск — Новгород-Северский — Чернигов — Киев — Екатеринослав — Херсон — Перекоп — Бахчисарай — Севастополь — Ак-Мечеть-Карасубазар — Судак — Старый Крым — Феодосия — Геничи — Мариуполь — Таганрог — Нахичевань — Черкасск — Азов — Бахмут — Белгород — Обоянь — Курск — Орел — Мценск — Тула — Серпухов — Москва — Клин — Торжок — Вышний Волочек — Новгород — Санкт-Петербург и длилось в общей сложности более полугода, из которых собственно на полуострове императрица провела две недели. По свидетельствам современников, путешествие Екатерины Великой в Крым отличалось необыкновенной роскошью. Поезд, приготовленный для поездки, состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками, а также 40 запасных саней. Карета императрицы вмещала гостиную на восемь человек, малую библиотеку, кабинет, карточный стол и все удобства; а запряжена была тридцатью лошадьми. Помимо того Екатерине предназначались шестиместная и четырехместная кареты, а также почивальный возок. На станциях для путешественников были приготовлены по 560 сменных лошадей. Поговаривали, что десяти миллионов рублей, назначенных Екатериной на всё это дело, впоследствии не хватило. Кроме того, ко всем расходам необходимо добавить и затраты князя Потемкина. Деньги шли на постройку домов, разведение садов, устройство базаров в местах, через которые проезжала императрица. На станциях, где путевые дворцы не планировались, были устроены галереи и готовились «приличные напитки и прибор». На каждой станции должен был находиться плотник и кузнец с инструментами. По обеим сторонам дороги вечером пылали костры. В каждом городе для путешествующих устраивались иллюминация, а иногда и фейерверки. Изготовить 14 карет Баштаннику, наверное, будет не под силу, однако создание конно-каретного парка он планирует. Но, конечно, возможно это будет только в том случае, если инициативу мастера поддержат меценаты — то ли государство, то ли турфирмы, то ли еще какие-то предприниматели. Десяти миллионов не понадобится, но и вообще без денег тоже ничего не сделаешь… В заключение одно наблюдение: поразительно, как иногда отражается в прошлом настоящее. В своё время при дворе императрицы недоброжелатели Потемкина твердили, что приобретение Крыма не стоит тех огромных средств, которые требовал Светлейший. Князя это раздражало, и путешествием Екатерины он хотел доказать обратное: Россия приобрела «драгоценную жемчужину» — как позже назвала Крым сама императрица. Сегодня в России тоже есть кому доказывать, что новое приобретение Крыма стоит тех издержек, которые приходится нести стране в виде международных санкций, экономического кризиса и падения рубля. Ну, а самой Екатерине, уверен, приятно было бы узнать, что наш полуостров вновь вернулся в Россию. Хотя, с другой стороны, она бы непременно спросила, как это так получилось, что в девяностых годах прошлого века держава умудрилась потерять этот полуденный край, эту драгоценную жемчужину своей короны? Заодно поинтересовавшись, что делается сегодня для возрождения Крыма после украинской оккупации? Есть ли сегодня на Руси новые Потемкины? О ПРОЕКТЕ Зеркало Крыма СВЕЖИЕ НОВОСТИ 12:56 В Крыму подорожали вода, свет и газ 12:01 РНКБ выдал миллион карт в Крыму 11:52 Крым безопасность Макаревичу не обещает Все новости  Источник: ©


Рецензии