12 конкурс трёхстиший-хайку. Приём заявок

********************* Дорогие друзья! **********************

****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******

                Предлагаем вашему вниманию

************** Двенадцатый Конкурс трёхстиший – хайку. ************

      С НОВЫМ    2016-ым   ГОДОМ!!!

Всем счастья, здоровья и вдохновения!!!

Скоро должен начаться новый Восьмой Международный конкурс хайку.
Пока ссылки на 8-ой конкурс нет, и информации о начале конкурса тоже.
А пока давайте попробуем понять какие трёхстишия нужно посылать на этот конкурс, чтобы они могли попасть как минимум в номинанты (а значит и в публикацию «РосСинки»).
Примеры хайку победителей и призёров можно посмотреть здесь:
http://haiku7.ru/mkh-7-prizers/
или - http://www.stihi.ru/2015/12/25/5053


=========================================================
На первый взгляд написать хайку очень просто. Но эта простота кажущаяся. На самом деле написать хорошее хайку трудно.

КОНКУРС  УЧЕБНЫЙ.
ЦЕЛЬ  КОНКУРСА:  НАУЧИТСЯ  ПИСАТЬ  ХАЙКУ

==========================================================
Традиционные хайку

“Здесь и сейчас”, выражение непосредственного жизненного опыта – характеристики хайку этого раздела, так же как и ёдзё*, ма*, наличие сезонного слова (киго*) или «ключевого слова»*.
Главной задачей (и признаком) хайку является преодоление и обживание границ между природным и человеческим мирами; между микро- и макро- космосами; выявление их единства и взаимосвязи.
Как правило, предметом изображения в хайку оказывается окружающий мир: природные явления и объекты, но может присутствовать и «городской пейзаж», и даже человек.
Для этой формы не характерно активное использование тропов и фигур речи. Авторское присутствие и оценочность выражены осторожно и опосредованно.
http://haiku6.ru/krit6/

Современные хайку: Личность автора и авторская оценочность может присутствовать в подобных стихах в большей степени, чем в разделе «традиционных» хайку. Человек также может стать явным объектом стиха.
Здесь допустима протяженность во времени, использование тропов и фигур речи.
Сезонное слово (киго) не является обязательным. Однако наличие «ключевых слов», аккумулирующих контекст, приветствуется.

Сэнрю: Сэнрю, в отличие от хайку, занимается изучением человеческой природы, подчеркиванием и обнажением особенностей человеческой натуры, характеров людей, противоречий общества, главным образом – несовершенства устройства мира и человека в нем. Можно сказать, сэнрю выявляет зазор между тем, как всё должно быть (идеальное, желаемое), и тем, что есть на самом деле (реальное).
В той или иной пропорции в сэнрю содержатся: юмор (и его разновидности), проницательное остроумие («верно подметил!»), лёгкость и понятность изображаемого. Высмеивание, критика, пародия, юмор от легкого до «черного» - основные инструменты поэта сэнрю, так же как и использование характерной типажности (человеческих типажей и типичных ситуаций).
Самые частые темы – семья, секс, работа, деньги.
Не следует считать, что сэнрю это исключительно веселое и юмористическое произведение. В нём возможны сарказм, сатира, трагизм и драматизм.
Сезонное слово (киго) не является обязательным.

* Киго – «сезонное слово» – слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. В японской поэзии оно является своего рода ключом к культурно-историческому и эмоциональному контексту. Указанный природно-сезонный момент пробуждает в читателях характерные ассоциации (и вызывает соответственные чувства), традиционно закрепившееся за этим моментом-явлением. Смена сезонов – это один из основных мотивов в японской поэзии.

* Ёдзе — «избыточное чувство» — точно подобранная мера недосказанности, «ассоциативный подтекст, пробуждаемый содержанием стихотворения» (И.А. Боронина). Близко к понятию «суггестивность» — «внушение, намек» — воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя с целью дать толчок «послечувствованию», эмоциональному отклику.

* Ма — «пространство между, интервал» — пауза в стихотворении, «красноречивое умолчание», помогающее глубже раскрыть суть стиха. Достигается при помощи приема разделения (кирэ) стиха и создает паузу, пространство между частями стиха. Это те самые пустые места на свитке, которые «исполнены большего смысла, чем то, что начертала нам кисть». А кирэдзи — то слово или знак препинания или интонационная пауза, с помощью которых осуществляется разделение.

* Ключевое слово – слово, схожее с киго по принципу своего воздействия на сознание и подсознание человека, аккумулирующее смысл и контекст мировой и человеческой истории и культуры. Пример – «Хиросима», «вторая мировая» и пр.
http://haiku6.ru/krit6

==========================================================
Помните, что 5-7-5 не догма, и не нужно в угоду форме использовать лишние слова. Ведь Басё часто не соблюдал форму 5-7-5.
Знаменитое хайку Басё

Kare-eda ni
Karasu no tomari keri
Aki no kure

карээда ни
карасу но томарикэри
аки но курэ

Слоги подсчитайте сами. :)

На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

Перевод Веры Марковой

На голом суку
примостилась под вечер ворона –
кончается осень...

Перевод Александра Долина
==========================================================
Статьи в помощь участникам конкурса:
Масаока Сики «Теория хайку, изложенная в семи трактатах» http://www.haikupedia.ru/дьяконова2
Н.Леви «Как писать русские хайку» http://haiku3.ru/howtowritehaiku/
А.Андреев «Как писать хайку» http://haiku.ru/frog/def.htm#i2
===========================================================

Кратко о том, чего не стоит делать при написании хайку
1. Не пишите в рифму, она дает чувство завершенности, а в хайку должна остаться приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
4. Не пытайтесь назвать чувство или состояние, а лишь покажите их.
5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
7. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
8. Прием ради приема делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.

Ищите тайну. Недостраиваемый мост
      Когда в хайку сополагаются или контрастируют два понятных образа – с этим все ясно, мост строится и дает нам перейти из одного видимого пространства в другое. Но бывают хайку, в которых виден только один берег – тот, с которого все начинается, на котором стоит один конец моста. Другой же – теряется в загадочной дымке Недовысказанного в стихе. Мы можем только почувствовать глубину и манящую красоту бытия сквозь умело созданные междустрочия хайку, разложить же на составляющие неуловимый аромат, витающий вокруг такого стиха, – так просто не удается, его можно только вдохнуть... Надо очень пристально, нежно и глубоко, почти медитативно внимать миру, природе, своей душе, и тогда, быть может, смотрящему да откроется...
http://haiku3.ru/howtowritehaiku/

===========================================================
Особое внимание о стихотворном размере в хайку. Дактиль на МКХ не приветствуется, потому не старайтесь писать дактилем. Хайку ведь не японский сонет.

===========================================================

В чём заключается учёба?
Во время голосования участники конкурса должны оценить все конкурсные произведения и дать обоснование (прокомментировать) своим оценкам. Увидев на примере других произведений, какие есть достоинства и недостатки в конкурсных произведениях, конкурсант может понять нюансы хайку.
Обсуждение оценок и пояснений к ним будет происходить после подведения итогов конкурса в специальной статье – «Круглый стол»
===========================================================
В конкурсе НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ
-- название произведения
-- картинка, фото, сопровождающее данное произведение

ОЦЕНИВАЕТСЯ ТОЛЬКО САМО ТРЁХСТИШИЕ – ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

===========================================================
Тема конкурсных произведений – любая.

1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора ОДНО или ДВА произведения.
Произведения, принимавшие участие в предыдущих конкурсах трёхстиший-хайку, приниматься не будут.
Произведение должно быть опубликовано на сайте Стихи.ру.
Произведение любой тематики.

2) Оформление заявки на конкурс:
а) В рецензии в ОДНУ СТРОКУ указывается –
Имя и фамилия (псевдоним) Название произведения, ссылка на произведение
И в этой же рецензии обязательно текст произведения.

После того, как произведение будет принято на конкурс, редактировать текст произведения нельзя.

б) Пример заявки.

Курума Такуми " кратеры. хайку" http://www.stihi.ru/2013/08/12/4834
 
летний дождь...
в пыли
лунные кратеры 


Тексты, содержащие ненормативную лексику или признаки порнографии, а также тексты, имеющие в содержании признаки разжигания национальной, расовой либо религиозной розни не рассматриваются и к конкурсу не допускаются. Также, снимается с конкурса участник, уличённый в плагиате.

3) Приём произведений начинается 2 января до набора 30 заявок либо до 16 января включительно.

4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное.

Участник обязан оценить все конкурсные произведения. За своё произведение участник не голосует.
Голосование для участников конкурса – дифференцированное.
От 3 до 9 баллов.
Где

3
4
5
6
7
8
9

Произведение не проголосовавшего участника занимает место в конце списка – «без места».
В голосовании участника конкурса не должно быть одинаковых оценок, такое голосование засчитываться не будет и нужно будет переголосовать. Как минимум три оценки должны отличаться (три – это, например «5» «7» и «8», а не, например, «5» «5» и остальные оценки «8»)

Так же конкурсант ОБЯЗАН прокомментировать произведения, которым поставлены ПЗС и два-три других по желанию.
Комментарий к оценкам только в замечании к рецензии.
Комментарии «понравилось», «очень понравилось», «не понравилось» не принимаются.
Обсуждение полученных оценок и комментариев к ним будет происходить ТОЛЬКО после подведения итогов конкурса за Круглым Столом!
б) Голосование для гостей конкурса
Гость Конкурса голосует так же дифференцированно: от 1 до 3 баллов
где
1
2
3

Ограничения для гостей конкурса. Не будет засчитываться голосование от авторов стихи.ру, у которых нет опубликованных произведений.

Оценки выставлять нужно только в рецензии.
Гость конкурса так же может прокомментировать свои оценки – так же только в замечании к рецензии.
Гость конкурса так же может отметить ДВА понравившихся произведения – приз зрительских симпатий – пзс – после оценки.

в) Приз зрительских симпатий – ПЗС.

Каждый участник и гость конкурса может выделить ДВА особо понравившихся произведения, указав после имени участника и названия произведения – ПЗС.
Конкурсное произведение, получившее наибольшее количество ПЗС, получает дополнительно 2 балла. В случае если два и более конкурсных произведения набирают наибольшее количество ПЗС, то каждое конкурсное произведение получает 2 балла.

5) Система определения призёров конкурса

Победитель, призёры и распределение мест будут определяться по медиане и дополнительным показателям –
1) количество баллов, полученных от участников конкурса,
2) ПЗС,
3) количество баллов, полученных от гостей конкурса.

"Медиана - средний показатель в ряду чисел. Медиана для ряда из N чисел х1 х2 ..., xN находится следующим образом: поставьте числа в возрастающем или убывающем порядке их значений. Если N является нечётным числом, то медиана является центральным числом, (N+1)/2 (независимо от того, с какого конца считать). Если N является чётным числом, то медиана определяется как среднее для центральной пары, т. е. N/2 и (N/2)+1 (как и в первом случае, независимо от того, с какого конца считать). Медиану всегда можно рассчитать, независимо от того, является хi положительным числом, нулём или отрицательным числом".

Прошу учитывать то, что система подсчёта по медиане НЕ ОЦЕНИВАЕТ стихи, а только определяет наиболее показательную оценку, полученную конкурсантом.

В случае равенства медианы у двух и более участников
а) более высокое место занимает участник, у которого больше баллов, полученных от конкурсантов.
б) Если количество баллов одинаковое, то занимает более высокое место участник, у которого больше количество ПЗС.
в) Если равен и этот показатель, то более высокое место занимает участник, у которого больше баллов полученных от гостей конкурса.
г) Если равен и этот показатель, то конкурсанты занимают одно место.

************************************************

Сроки голосования будут определены дополнительно.

************************************************

По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
1 место – 300 стихобаллов
2 место – 200 стихобаллов
3 место – 100 стихобаллов

Ведущий конкурса Курума Такуми.

Первый пост для вопросов ведущему.
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/01/02/9808

****************************************
Маленькая просьба. Жмите на "понравилось", когда пишете рецензию, чтобы через рейтинг узнавали о конкурсе.
Будет больше читателей, будет больше участников.
Спасибо!


Рецензии
Оказывается, у Вас дактиль в хайку запрещён)
А я на нём акцент сделала...
Сколько мнений...
Недаром остановилась на японской поэзии. Сами японцы, видимо, на ударениях не зацикливаются. Главное - поэзия.

Людмила Ураева   03.11.2016 20:31     Заявить о нарушении
Людмила, в японском языке нет понятия ударения в нашем значении - силового. Там роль ударения играет высота тона.

Лейте Совушка   03.11.2016 20:43   Заявить о нарушении
По всем данным, хайку следует удалить из твёрдой поэзии, она слишком обтекаема.

Людмила Ураева   03.11.2016 21:20   Заявить о нарушении
и вариационна.

Людмила Ураева   03.11.2016 21:21   Заявить о нарушении
в твёрдых формах находится хокку, а не хайку :) шутка :)
стремится к форме 5-7-5 можно, но не надо ради одной формы использовать лишие слова, повторы и прочая и прочая

Сад Рёандзи Конкурсы   03.11.2016 21:28   Заявить о нарушении
Из "твёрдого" нашла наличие 2-х предложений в хайку)
И то, наверняка, классиками Японии нарушалось?

Людмила Ураева   04.11.2016 00:38   Заявить о нарушении
Это смотря кого называть классиком. Разные периоды - разная мода...

Лейте Совушка   04.11.2016 04:03   Заявить о нарушении
Классики - 36 бессмертных поэтов.

Людмила Ураева   04.11.2016 07:57   Заявить о нарушении
4 классика хайку - Басё, Бусон, Исса, Сики

Сад Рёандзи Конкурсы   04.11.2016 08:34   Заявить о нарушении
Список великих 'танкистов', составлен в XIв. Позже, в период Камакура, был составлен список 36 великих поэтесс. Тот же жанр - вака (совр. танка).

Басё - это уже XVII век...

Лейте Совушка   04.11.2016 08:39   Заявить о нарушении
это классики хайку

Сад Рёандзи Конкурсы   04.11.2016 09:02   Заявить о нарушении
А 36 великих - классики вака. А вака в старые времена писалась несколько по другим правилам, чем современные танка. Точнее, там этих правил было больше. И структура бунго (старописьменный японский) несколько отличалась от современного (ко:го).

Лейте Совушка   04.11.2016 09:10   Заявить о нарушении
И два предложения - не твёрдое правило

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Басё)
Хайку - о личном через природу. Чтобы расшифровать японские хайку - о чём сказано - надо изучить, чем жили поэты. И тогда, возможно, что-то поймём.
Те же лягушка, старый пруд и всплеск в тишине воспринимаются по-разному в разных странах. Для нас лягушка - существо, которое не жалко раздавить - я говорю в целом о нравах. Для японцев лягушка - священное животное, пруд тоже имеет своё божество, которое надо ублажать - там свои традиции. И всплеск в тишине тоже что-то говорит суеверному японцу.

Людмила Ураева   05.11.2016 18:09   Заявить о нарушении
про лягушку можно много сказать.
тут нельзя говорить что три предложения, в оригинале есть кирэ после старый пруд, после лягушки кирэ нет
другое дело что старый пруд написан слитно то есть Старопрудие название, как я понимаю, монастыря, довольно известного. Это представляется так:
кто-то идёт по лесу и не видит что тут пруд есть, но спугнул лягушку или лягушек, которая(ые) всплеском подсказали что пруд рядом, просто пруд очень старый и весь зарос, что его не видно.

Сад Рёандзи Конкурсы   05.11.2016 19:00   Заявить о нарушении
фуруикэ я
кавадзу тобикому
мидзу-но ото

старопрудие
лягушка нырнула (впрочем, может и впрыгнула куда-то)
звук воды

Неясно, есть ли грамматич. связь между 2 и 3 строками. Если всё-таки нет, то пожалуйста - ещё одно 'неправильное' хайку Басё!

Пруд. Японские комментаторы считают, что речь о пруде при храме или бывшем храме.

Лягушка. До Басё 'пение' лягушек было киго весны. Тихий всплеск, явственно слышимый в тишине, указывает, что лягушки молчат, то есть, 'на дворе' вторая половина лета.

Звук воды. Комментаторы указывают, что именно это выражение применялось обычно по отношению к текущей воде - река, водопад.

Лейте Совушка   05.11.2016 19:41   Заявить о нарушении
но пруд это стоячая вода

Сад Рёандзи Конкурсы   05.11.2016 23:05   Заявить о нарушении
Именно так. Отчего у переводчиков и взялся всплеск в тишине.
И пруды эти часто бывали совсем небольшими. На рисунке Басё лягушка сидит перед такой себе невеликой лужицей.

Лейте Совушка   06.11.2016 07:25   Заявить о нарушении
да. потому эту лужицу можно заметить только спугнув лягушку. :)

Сад Рёандзи Конкурсы   06.11.2016 09:09   Заявить о нарушении
Старый заросший пруд... Возможно, и храма-то уже нет. Не восстановили после пожара, например. Тогда в Эдо случались сильные пожары, в результате одного из них и сгорела Банановая Хижина...

Лейте Совушка   06.11.2016 09:43   Заявить о нарушении
Новое направление в японской поэзии - комментарии к каждому хайку классиков - весьма познавательная работа. По одному хайку можно написать целый трактат. Чем не "Война и мир")

Для себя твёрдо решила, чтой хайку - мягкая форма. Здесь важнее содержание.
Писать можно в любом формате - не особенно длинном. Русское хайку более поэтичное, оно не связано с суевериями, приметами. Хотя, приметы тоже можно попытаться вплести, как и игру слов.
Спасибо за конкурс.

Людмила Ураева   06.11.2016 11:23   Заявить о нарушении
Так о хайку классиков и написаны целые трактаты, книги.
Если важно содержание то лучше писать прозу, хайбуны.
игра слов больше подходит дзаппай.

Сад Рёандзи Конкурсы   06.11.2016 12:14   Заявить о нарушении
Вот, нашла:

"Подстрочник не вполне передает синтаксическое строение оригинала. Предложение «кавадзу тобикому» (лягушка прыгает) стоит в позиции определения перед словом «мидзу» (вода), следовательно, второй и третий стих тесно связаны между собой."

(фрагмент статьи «Стихотворение Басё "Старый пруд"» Марковой,;
Великое в малом. — 2-е изд., испр. и доп. —СПб.: ООО «Издательский дом «Кристалл», 2000; копипастов хватает, например, в Хайкупедии - http://www.haikupedia.ru/markova1)

Лейте Совушка   06.11.2016 14:40   Заявить о нарушении
Спасибо всем - очень интересно и познавательно.

Людмила Ураева   06.11.2016 15:10   Заявить о нарушении
Людмила!
Вы удалили свои конкурсные произведения.
А как же за Круглым столом будут обсуждаться в том числе и Ваши хайга?

Сад Рёандзи Конкурсы   07.11.2016 10:53   Заявить о нарушении
Хорошо, возвращаю. Я думала, после голосования можно удалять. У меня уже поменялось отношение к хайку. Пока приоритетом является контрастность)

Людмила Ураева   07.11.2016 13:39   Заявить о нарушении
Людмила!
о хайку старый пруд и кирэдзи в нём.
По переводу понять сложно, всё просто если смотреть оригинал

furuike ya
kawazu tobikomu
mizu no oto

ya - это один из самых распространённых кирэдзи в хайку. переводится как восклицание О! Ах! или просто восклицание ! иногда и вовсе не переводится.

Сад Рёандзи Конкурсы   11.11.2016 17:44   Заявить о нарушении
Благодарю Вас)

Людмила Ураева   11.11.2016 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.