Алеся Русак - Серебрится MP3

Источник: http://www.stihi.ru/2016/01/01/8049

Напевка под гитару (MP3): http:///yadi.sk/d/c7okkMwGmdQjm

Авторский текст взят в двойные угловые скобки:

<<серебрится...
Алеся Русак

Серебрится, серебрится
вечер за моим окном.
Бело-белый снег искрится
на крылечке на моём.

Золотые звёзды птицей
на окошечко летят.
Серебристою зарницей
в стекла мутные стучат.

А на крышах - самоцветы,
словно сказка наяву.
Над землей склонились ветви
в белых шапках на меху.

Выйдет месяц на дорогу –
в чистом поле ни души.
Много милостей у Бога
<в этой сказочной глуши>.


© Copyright: Алеся Русак, 2016
Свидетельство о публикации №116010108049>>


P. S. Вторая строфа (скорее всего, о снежинках, стучащих в оконные стёкла)
допускает ещё два толкования – звёздное и узорное.

1) "Птицы созвездий смотрят в окно,
нынче со снегом они заодно.
Вечно по небу летят и искрятся,
в окна мои – лучами стучатся".

Или: "В окна ночами лучами стучатся
звёзды залётными птицами, братцы.
Так высоки, далеки и близки,
Неба седые пески!.."

Или: "Я посмотрю в своё окно,
а там ночное полотно.
На вечном этом полотне
созвездия летят ко мне".

2) В мороз, на оконных стёклах постепенно разрастаются узоры, которые часто
напоминают оперение Жар-птицы. Их постепенное увеличение, замутняющее окна,
можно принять за её приближение. Освещённые светом оранжевых фонарей или фар
с тёплой окраской, они воспринимаются, как золотые. Но слово "стучат" говорит
в пользу версии о летящих снежинках. Поэтому оно так важно.


Рецензии
Я тут подумала может и правда будет лучше " глядят")

Ольга Вита   03.01.2016 23:39     Заявить о нарушении
Мне кажется, в смысловом отношении "стучат" точнее, потому что зарница - явление
динамическое (вспышка, отблеск). Но я могу и ошибаться!.. Автор всегда прав!

Василий Слынько   04.01.2016 02:05   Заявить о нарушении
Вы так всё научно обьяснили что не могу не согласиться. Пусть остается как было.

Ольга Вита   04.01.2016 11:17   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алеся!

Да, точно - снежинки летят и ударяются в стекло. Для тех снежинок, которые
делают это зажмурившись, "глядят" точно не подходит.

"Золотые звезды птицей/ На окошечко летят,
Серебристою зарницей/ В стекла мутные стучат".

Рискую заболтать тему, но эта строфа допускает ещё два красивых толкования.

1) "Птицы созвездий смотрят в окно,
нынче со снегом они заодно.
Вечно по небу летят и искрятся,
в окна мои – лучами стучатся". (Ух, ты!..)

Или: "В окна ночами лучами стучатся
звёзды залётными птицами, братцы.
Так далеки и близки!..
Неба седые пески". (Эх!..) (:-)

Или: "Я посмотрю в своё окно/, а там ночное полотно.
На вечном этом полотне/ созвездия летят ко мне".

(Да, очень ёмкие образы в исходнике... "Поджигают" новые стихи).
Так что,"глядят" вырвалось потому, что я неправильно понял текст.
Но слово "золотые" всё прояснило.

2) "Золотые звезды птицей/ На окошечко летят,
Серебристою зарницей/ В стекла мутные стучат".

Второе ошибочное толкование было такое: при похолодании на оконных стёклах
постепенно разрастаются узоры, которые часто напоминают оперение Жар-птицы.
Их постепенное увеличение, замутняющее окна, можно принять за приближение.
Освещённые светом оранжевых фонарей или фар с тёплой окраской, они восприни-
маются, как золотые. Но слово "стучат" всё прояснило. Поэтому оно так важно.

С глубоким уважением, В.С.

Василий Слынько   04.01.2016 13:58   Заявить о нарушении
Ой,Василий,честно признаться я даже не задумывалась почему стучат и что за птицы-зарницы , звезды птицы,просто образы, просто вырвались. А вы так доходчиво мне объяснили что я имела ввиду!..и еще интересно куда вы прячете написанные стихи, на вашей странице стихи лет прошлых. Может я конечно пока их не нашла))

Ольга Вита   04.01.2016 23:03   Заявить о нарушении
Увы, увы, Алеся, ничего не прячу, просто очень редко пишу стихи, и только
когда они сами этого хотят. Вот и в данном случае, совсем не ожидал их прихода,
поэтому подписал "ух, ты". Большое Вам спасибо за вдохновение!..
С глубоким уважением, В. С.

Василий Слынько   05.01.2016 03:10   Заявить о нарушении
Надеюсь вдохновение к вам будет заглядывать почаще. У вас очень интересные образы ,особенно мне понравилось "неба седые пески"-необычно и красиво)

Ольга Вита   05.01.2016 11:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Алеся!

Это говорит о том, что простая фиксация внимания на красивом образе
может привести к рождению новых. Некоторые из них будут "лунного" типа,
то есть отражениями, а некоторые "солнечными", более независимыми.
("Лишь поэтом поджигается поэт", значит, Бог тоже поэт).

Возможны и смешанные, "солнечно-лунные" образы.
На днях удалось прочитать книгу Олжаса Сулейменова "Код слова" (2013)
(http://www.stihi.ru//go//yadi.sk/i/PGMjOpUsmbq3u). Он считает, что при
возникновении языка новые слова рождаются не только из звукоподражаний, типа
"мууу!" или "кукареку!", но и из ЗНАКОПОДРАЖАНИЙ первым графическим знакам,
которые часто становились эмблемами первобытных (кочевых) родов.

Например, молодой полумесяц, смотрящий рогами вверх (как на экваторе),
обозначал и месяц, и рогатого быка. Поэтому эти слова были омонимами:
муун(г) - 1. месяц; 2. бык. Соответственно, убывающая луна, смотрящая рогами
вниз, обозначала, например, гору, холм или другую выпуклость, которые
произносились одинаково. Такова эта версия.

Мне кажется, она может быть расширена, потому что кроме слуха и зрения у
человека есть другие органы чувств, ощущения от которых тоже могут порождать
слова. Первыми должны были родиться междометия, как реакция на боль, радость,
удовольствие, восхищение и т. д., все эти "ай, ой, ух, ох" и т. п.

То есть, в общем случае слово является "сенсоро-подражанием" - "эхом" ощущения
любой природы, а не только звуковой или зрительной. Поэтому нельзя говорить о
произвольном соотношении между явлением и его знаком - не только графическим
(иероглифом), но и фонетическим (словом). Нельзя отрывать лексическое "эхо"
слова от его образного (понятийного) источника только на основании изменения
фонетического "тембра" этого эха в различных культурно-языковых средах.

Считается, что лунный культ предшествовал солнечному, потому что современное
человечество зародилось в очень жаркой экваториальной Африке, но не "в
центральной её части", как пел Высоцкий, а в восточной. Не исключено, что
прекращение изнурительного дневного зноя было ошибочно связано с ночными
появлениями луны, благодарность к которой постепенно переросла в культ.

Переход от культа луны к культу солнца мог быть обусловлен переселением в более
холодные широты, где живительное тепло было большим благом, чем леденящий холод.
Но не исключено, что лунный и солнечный культы всегда сосуществовали, потому
что свет даже палящего солнца гораздо лучше ужасающей тьмы в приятной прохладе.
Отсюда культ огня, если не считать яркие впечатления от пожаров.

<<Мало что изменилось с тех пор. Любовное поклонение приятному совмещается с
раболепием перед опасным. Люди по-прежнему поклоняются силе, например, силе
ума, мышц, фертильности, силе науки и производных от неё силе технологии и
оружия, несущего только смерть. Даже поклонение искусству связано не только с
любовью к красоте, но и с силой её воздействия на людей. В поклонении
Всевышнему, помимо любовной составляющей тоже присутствует эта "силовая",
языческая (!) компонента. Нет никаких оснований для хронологического
высокомерия>>.

Генетики доказали наше африканское происхождение, обнаружив общий "африканский"
ген во всех современных расах - белой, чёрной, жёлтой и красной. Он
присутствует в каждом из нас (даже в альбиносах), что рубит под корень идею о
любом расовом или национальном превосходстве.

Все люди рождены от одной общей Праматери. Более того, Праматери разных
биологических видов, вплоть до насекомых, тоже имели общую Прамать на клеточном
уровне, то есть Первоклетку в её нынешнем виде (и это без учета более древних
видов клеток!..)

Отсюда возможность достаточно хорошо понимать язык зверей, птиц и даже
насекомых, как это умел Бодхидхарма (1-й патриарх китайской буддийской секты
Чань и японского дзэн-буддизма), который провёл "десять лет в полной
неподвижности, «глядя на стену и слушая крики муравьев» (!)

Но и это не предел, потому что можно понимать язык растений, гор, рек, ветров и
т. д. Об этом лермонтовское "И звезда с звездою говорит"...

Любое излучение является "речью", а любое поглощение этого излучения -
"слушанием". Точно так же, как в оптике, любой слушатель имеет свой коэффициент
отражения ("как горохом об стенку"), поглощения и пропускания (когда "в одно
ухо влетело – в другое вылетело").

Я вообще считаю, что любое мышление (на любом языке) является образным.
Поэтому возможна телепатия между носителями разных языков. Абстрактное мышление
невозможно без ТЕХ ИЛИ ИНЫХ зрительных образов, поэтому его можно считать развившимся из зрения (или "внутренним зрением").

Как ни странно это прозвучит, но даже общение на одном языке в сути своей
является телепатическим, потому что основано на передаче мыслимых образов.
То есть речь это телепатия, опосредованная словами. Опосредованная и
отягощённая их синонимией и омонимией, приводящими к разночтениям.

Наше подсознательное поклонение слову (как у Высоцкого: "И свято верю в чистоту
снегов и слов") связано со смутным ощущением и генетической памятью о его силе.
Заговоры и заклинания, как созидательные, так и разрушительные, весьма
действенны в умелых устах. В таких случаях звуковые "тела" слов и выражений
могут выполнять роль "линз", усиливающих "рассеянный свет" мыслей точно так же,
как стекло – солнечный свет.

Любовь к линзам невозможна без любви к свету. Так и любовь к словам следует из
любви к мысле-образам. То же относится и к страху перед словом, способным жечь
сфокусированным пучком мыслей не только сердца, но и тела людей, вплоть до
физического. Слово подобно солнцу - одними и теми же лучами может и спасать от
холода, и иссушать зноем.

Но не будем забывать и о том, что лечить можно не только звучащим словом, но и: 1) условно-безмолвным взглядом (взгляды часто говорят громче слов), 2) и наложением рук (тепло весьма красноречиво), 3) и даже силой мысли. Чем выше частота передаваемого излучения, тем разреженнее может быть материал соответствующих фокусирующих "линз".

Вот какие мысли могут возникнуть из простого упоминания о красивых образах.
Так что, на этот раз благодарю Вас за вдохновение на кусочек прозы.
Очень рекомендую более раннюю работу О. Сулейменова "АЗ И Я":
http://www.stihi.ru//go//yadi.sk/i/newJREcBmbq3f

Впервые прочёл её тоже на днях. Она хоть и попахивает "пан-тюркизмом", уходящим
в до-шумерские времена (VI—V тыс. до н. э.), но не зацикливается на нём. Очень
интересно под другим углом зрения взглянуть на известные исторические события.
Мне кажется О. Сулейменов, несмотря на высокие звания и должности, очень
достойный и благородный человек. Кстати, он ещё и поэт!.. Но лучше один
раз увидеть, чем сто раз услышать:

http://www.stihi.ru//go//youtube.com/watch?v=w_8H769AYV0
http://www.stihi.ru//go//youtube.com/watch?v=k_ocSo2OO0o
http://www.stihi.ru//go//youtube.com/watch?v=lkm-xhzioYw

С глубоким уважением, В.С.

Василий Слынько   05.01.2016 18:23   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылки, обязательно загляну. А мне на память пришли строки стихотворения Николая Гумилёва
"но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог
И в евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это-бог."

Ольга Вита   06.01.2016 01:22   Заявить о нарушении
Спасибо, Алеся! Красиво!..

1. Интересно, что сын Николая Гумилёва, Лев, сидел в норильском лагере с отцом
Олжаса Сулейменова – Омаром Сулейменовым, которого там расстреляли. Он лично
сообщил об этом Олжасу Сулейменову.

Лев Гумилёв очень изящно и тонко защитил опального Олжаса (в своей, казалось
бы, "разгромной" рецензии на его книгу "АЗ И Я"), сосредоточив огонь своей
критики не столько на авторе, сколько на рецензенте.

Последний абзац рецензии Л. Гумилёва: "Итак, поэт, имеющий право на вымысел и
безответственность суждений, провел за нос историка, принявшего фантазию
всерьез. Но если А.Г. Кузьмин не смог разобраться даже в таком простом
тексте, то как же он читает летописи, где система ассоциаций и манера подачи
куда сложнее? И куда смотрел его рецензент? Вот вопросы, значительно более
важные, нежели буйное воображение алма-атинского поэта". Источник:
http://www.stihi.ru//go//gumilevica.kulichki.net/articles/Article02.htm

Вот это, я понимаю, класс игры!.. И это при том, что Член Политбюро
Президиума ЦК КПСС, Секретарь ЦК КПСС Суслов М.А. хотел просто размазать
39-летнего Сулейменова за "национализм", страшное в те годы обвинение!
Дело дошло до Брежнева! Он всё и решил, сказав: "Нету тут на хрен никакого
национализма..."

Замечу, что выводы, сделанные Сулейменовым в его книге, на мой взгляд,
весьма достоверны и не могут быть сведены к "буйному воображению". Знание не
только славянских, но и тюркских языков позволило ему прояснить "тёмные"
места "Слова о полку Игореве", сопоставляя его с другими летописями.

Логическим продолжением вывода о длительных тесных связях между Русью и
Полем стала идея о создании Евразийского пространста, которое в идеале могло
бы объединить страны от Атлантики до Тихого океана. Не исключено, что бурные
события последних лет связаны именно с противостоянием этой идее, которую
Сулейменов высказал задолго до Назарбаева. Вот вам и "роль личности в
истории"!.. И летописей.

2. Мать Льва Гумилёва, Анна Андреевна Ахматова (Горенко) в детские годы
бывала у своей тёти в Слободке Шелеховской Хмельницкой области, которая
расположена примерно в 14 км от Деражни. Теперь там музей Анны Ахматовой. Я
был в нём летом 2007-го и даже смотрел в большое старое настенное зеркало,
в которое смотрела юная Аня Горенко (!) Это произвело на меня даже большее
впечатление, чем личные вещи Ахматовой.

Фото музея: http://www.stihi.ru//go//i-sh.livejournal.com/196883.html

3. Слова евангелиста Иоанна, повторенные Николаем Гумилёвым, хорошо
согласуются с утверждением о том, что "любое излучение является речью".
Интуитивно мы всегда чувствуем, что Бог связан со свечением, излучением.
Но я бы не стал сужать это излучение до уровня текстовых Священных писаний.
По большому счёту, вся материальная Вселенная является Священным писанием Бога.
"Я есть Бог живых" тоже подразумевает движение излучений, потому что жизнь -
это движение!..

Признавая вездесущность Бога, имеем ли мы в виду только нашу планету или
Солнечную систему?.. Если да, то вопрос закрыт. Если же нет, то мы признаём
присутствие Бога в миллиардах галактик, содержащих миллиарды звёзд и форм
жизни, к которым наш Иисус Христос при всём нашем и Его желании не мог иметь
никакого отношения...

Душевное тепло отличается от физического. Ощущая его, мы прикасаемся к Богу.
То же относится и к свету знания, который отличается от физических излучений,
известных в наше время. Не исключено, что духовное обладает некоторой
тонкоматериальной физичностью, как свет. Тогда пропасть между земным
и Небесным не является абсолютной.

Прошу простить за многословие, очень интересные темы.
С глубоким уважением, В.С.

Василий Слынько   06.01.2016 13:45   Заявить о нарушении
А вы знаете, Василий, что огромное количество великих людей, в том числе и ученых -материалистов признавали существование Господа. Даже создатель теории эволюции Дарвин сделал вывод о том что бог есть. Об этом не рассказывают в школе,но это факт. Бог - творец вселенной, видимого и невидимого.
Спасибо за многословие) - очень интересное и познавательное)
С рождеством вас христовым! Пусть свет любви божественной наполняет каждый ваш день, тепла и мира вашему дому!

Ольга Вита   10.01.2016 23:39   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алеся!

Большое спасибо за прекрасные пожелания! Шлю наилучшие встречные!
Счастья, здоровья, мира, любви и благополучия!..

С глубоким уважением, В.С.

Василий Слынько   11.01.2016 00:24   Заявить о нарушении