Куда мы идем?

В свое время Святитель Феофан Затворник говорил: «У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются... неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства – выражаются свободно. Выходит, что мы на пути к революции. Как же быть? Надо свободу замыслов пресечь... Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертною казнью». Что бы Святитель Феофан сказал по поводу нынешней ситуации в России? Какие бы рекомендации дал в обстановке подавляющего безбожия и какие выводы бы сделал? Учитывая катастрофический уровень безбожия, неверия и безнравственности, получается, что мы уж на пути не к революции, а к чему-то еще более страшному.

В письмах Святитель Феофан замечает, что отступление от православной веры и неверие дошли у нас в России до самых крайних, чудовищных размеров, так что даже великие архипастыри Русской Церкви, чувствуя это страшное наказание Божие, оставление нас Богом, не ощущали в себе сил для противодействия неверию, охватившему Россию. Что же говорить о сегодняшнем духе безбожия, безраздельно властвующим в России? А если к этому добавить еще орды мусульман, наводнившие исконно русские области, то картина приобретает гораздо более трагичный характер.

«Все ум потеряли... Св. Вера отодвинута на задний план. И даже богословствующие потеряли настоящие основы богословствования православного... И Господь, кажется, отвратил очи Свои от нас и не посылает делателей... Не оставление ли это Божие?» Итак, оставление Божие не только продолжается, но и усугубляется. На что надеемся, чего, ждём? Почему не спешим вернуться под спасительные своды храма Божия? Кто и что мешает нам сделать это? Безволие, глупость, лень, страх? Что?

Духовное возрождение, которого ждали и на которое надеялись в начале 1990 годов, не состоялось. Наблюдается, скорее, обратный процесс. Так куда же мы идём? Революцию мы уже проходили в 17-ом году, и она, как видно, до сих пор не закончилась, ибо понимания катастрофы, постигшей Россию почти сто лет назад, её причин и последствий, в народе нет. «Революционная катастрофа оставляет после себя такие культурные разрушения и такие глубокие нравственные раны, какие не могут залечить целые века», - говорил митрополит Анастасий (Грибановский). Видимо, мы ещё просто не излечились, и излечимся ли вообще когда-нибудь? Бог весть.

«Господь не открывал никому из людей до конца планов Своего домостроительства, не потому, что не хотел, а потому, что люди не могли вместить их по самой ограниченности своего кругозора, который не может обнять всей глубины богатства премудрости и разума Божия, проявляющихся в Божественном мироуправлении. Чтобы понять пути Промысла Божия в истории, нужно знать и настоящее состояние мира во всей его целокупности, и прошедшие, и будущие судьбы вселенной, ибо все это неразрывно связано в едином плане Божественного домостроительства, а такая широта ведения, конечно, недоступна для человека... Только тогда, когда свершится исполнение времен, настанет конец мира и откроется Царство Христово, тогда оправдаются для нас все неисповедимые суды Божии, перед которыми с благоговением преклонится искупленное Христом человечество...  До того времени Бог только в малой степени и по особым нарочитым целям открывает людям время от времени Свою премудрую волю, ведущую отдельные народы и весь мир по тем или иным историческим путям. Он являет её или непосредственно своим избранникам, с которыми Он беседовал как бы лицом к лицу, или открывает её в самом ходе мировых событий, управляемых Его десницей. Ревнуя о славе Божией, когда она подвергается поруганию от сынов противления, праведники нередко вопрошают, почему Всемогущий не мстит немедленно гордым и нечестивым, восстающим против Его вечной и всемогущей Державы. Именно потому, что ‘Он Бог, а не человек, потому, что Он – Святой’, - отвечает Он Сам через пророка Осию» (Митрополит Анастасий).

А потому оставим суемудрие и жалкие попытки предвидения будущих судеб человечества и станем терпеливо ждать исполнения всех времён и сроков. Что же до судеб России, то мы уже и так предостаточно знаем, что произошло со страной и народом русским за последние сто лет, чтобы сделать изо всего этого правлильные выводы. А коли выводы всё-таки не сделаны? Ну что ж, это тоже, в свою очередь, повод для размышления.


Рецензии