Королева домохозяек и ее наследница

На книгах Елены Молоховец выросло не одно поколение домашних хозяек. Для кого-то это была настольная кулинарная книга, а для кого-то увлекательный роман, позволяющий пережить трудные голодные двадцатые, сороковые…
Уехав из России, писатель Евгений Замятин констатировал:
«В эмиграции - два наиболее ходовых автора: на первом месте Елена Молоховец, на втором – Пушкин». У Льва Кассиля в «Кондуите и Швамбрании» Оська и Лелька увлеченно «устраивали пиры», открыв книгу Молоховец.
«…Цель моей книги — прийти на помощь хозяйкам менее богатым, принужденным приноравливаться к различным обстоятельствам жизни…» — редкий случай, когда желание автора сбылось в полной мере.
Только вот о самом авторе мало кто знает, в том числе, и о ее жизни, хотя она не менее интересна, чем кулинарные рецепты.

Кстати говоря, книгу Елены Молоховец ошибочно считают просто сборником кулинарных рецептов, во многом уже безнадежно устаревших. Целые разделы посвящены кухонной утвари, которую необходимо иметь, оптимальному устройству квартиры, вопросам этикета. И то, что возмущало когда-то идейных строителей социализма: отдельные меню для прислуги и для господ, было вполне естественной данью времени и обычаям. Ведь первое издание этой легендарной книги вышло в год отмены крепостного права, когда никому не приходило в голову кормить обслугу рябчиками и бланманже.
Книга «Подарок молодым хозяйкам» имеет еще и подзаголовок, на который мало кто обращает внимание: «Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», то есть это первый (и, боюсь, последний) учебник рационального домоводства. Она впервые вышла в свет 3 июня 1861 года, ко Дню Ангела Святой Елены.
Елене Ивановне в то время было всего 30 лет, а книга переиздавалась после этого вплоть до 1917 года. Общий тираж этой книги один из самых больших - около пятисот тысяч. Кстати, почти немедленно появились многочисленные подделки: «Настоящий подарок молодым хозяйкам» с подписью «Е. М….нъ», «Новый подарок молодым хозяйкам» Е. Моровичъ, «Дорогой подарок молодым хозяйкам» Малковецъ, «Полный подарок молодым хозяйкам» за подписью Мороховцовъ.
Елена Ивановна решила отстаивать свои авторские права самостоятельно и на первой странице книги появилась ее собственноручная подпись.
Надо сказать, что изначально, судя по всему, Елена Ивановна не ожидала особенного успеха. Кулинарное пособие не входило в список популярной литературы, первый тираж был оплачен мужем писательницы и расходился медленно.
Однако читатели вскоре вошли во вкус. Книга выдержала около 30 прижизненных изданий, расширенных и дополненных. Вторая и третья части «Подарка» — о хранении и заготовке припасов, обустройстве дома, обращении с прислугой — тоже расходились прекрасно.
Вообще это большая загадка, как удалось молодой женщине написать такой фундаментальный труд. Впервые было представлены не просто рецепты, а тщательная проработка приготовления того или иного блюда с точными мерами продуктов и временем приготовления, а также предлагалось меню, учитывающее не только сезонность продуктов и церковные праздники, но и бюджет семьи.
Елена Ивановна учила молодых хозяек экономно вести домашнее хозяйство. В предисловии она написала:
«Кухня, это в своем роде искусство, которое без руководства приобретается не годами, но десятками лет опытности, а этот десяток лет неопытности, иногда, очень дорого обходится».
Интересно, как смогла Елена в 30-летнем возрасте приобрести такой опыт? И где?
Родилась Елена Бурман в 1831 году в Архангельске в семье начальника местной таможни. Потеряв родителей в раннем возрасте, по ходатайству бабушки-аристократки поступила в Смольный институт для благородных девиц. Училась Лена отменно, получала «отлично» по всем предметам, от французского до музыки, за успехи была премирована Библией и золотым браслетом, и закончила Институт в 1848 году.
Вернувшись в Архангельск, она неожиданно быстро сделала блестящую партию: вышла замуж за городского архитектора Франца Францевича Молоховца, с которым сначала переехала в Курск, а затем в Петербург.
Несмотря на немецкие корни супруга, оба они исповедовали православие, семья изначально строилась на благочестии, уважении к русским традициям. Елена оказалась идеальной женой и матерью, родила мужу десятерых сыновей, не утратив ни здоровья, ни бодрости духа. Один из её дорогих мальчиков впоследствии стал генералом, а внук служил на яхте Николая II и даже был отмечен в дневниковой записи Государя: «…хорошо погуляли с Саблиным и лейтенантом Молоховец».

Елена Ивановна издала и другие сочинения, причем совершенно не кулинарного содержания. Например, «Голос русской женщины, по поводу государственного и духовно-религиозно-нравственного возрождения России», и «Монархизм, национализм и православие».
А вот сборник домашних медицинских советов вызвал волну негатива — среди популярных рецептов там преобладали молитвы, святая вода, освященное масло и… живые лягушки для борьбы с потливостью рук. «Не знаем, чем больше возмущаться: непозволительным невежеством г-жи Молоховец или ее нахальством», — писал Вестник Русского общества народного здравия. Впрочем, цензура против сборника не возражала.
Учебник французского языка под редакцией Молоховец популярности не обрел, а её религиозно-мистические искания на тему «Как обустроить Русь» до сих пор вызывают недоумение. В частности, она советовала для поддержания нравственности в стране выносить публичные дома за городские стены, ограждать их кирпичной стеной и пропускать мужчин лишь со справкой о полном здоровье.
Возможно, для своего времени это был небывалый прогресс — как запрет пророка Мухаммеда оставлять в пустыне новорожденных девочек или отмена крепостного права. К сожалению, назидательность и снобизм изначально были свойственны госпоже Молоховец, а фантастический успех «Подарка», похоже, вскружил ей голову.
С точки зрения читателя XXI века, в «Подарке» нет никаких особенных уникальных сведений — узнать о разделке мясной туши, правильном хранении масла, варке варений и маринадов можно с помощью Интернета за пять минут. А вот два века назад для читателей это был «Властелин Колец» от кулинарии.
В книге просто и ясно рассказано, как готовить те или иные блюда, на любой сезон, кошелек, вкус и нрав, сколько соли, перца и зелени класть в супы или соусы, как обходиться с бекасами, померанцем, мороженым и прислугой, что подавать на званых вечерах и чем кормить детей. Она стала идеальным «Подарком» на свадьбу в каждой семье — от петербургских аристократов до саранских купцов и иркутских чиновников.
И немудрено. Сама Молоховец подчеркивала, что книга была ею написана «…чтобы уменьшить расходы в домашнем хозяйстве и помочь хозяйкам самим выдавать провизию из кладовой. Для этого старалась я во всех помещенных мною кушаньях назначить по возможности самую аккуратную пропорцию всех припасов в состав кушанья, пропорцией на 6 человек, и под описанием каждого почти кушанья назначен реестр выдачи, потому что, не имея перед глазами реестра всего того, что входит в состав кушанья, не только хозяйка, но даже и повар, который исключительно тем и занят, не может вдруг припомнить всего; из этого следует, что в продолжение целого утра до самого обеда приходится несколько раз ходить в кладовую то за тем, то за другим, что не только скоро наскучит, но и чрезвычайно затруднительно для каждой хозяйки, а при светской жизни даже и невозможно».
Любая хозяйка могла открыть книгу, побаловать мужа редким деликатесом и ощутить себя феей, причастной к таинствам гастрономии. Даже почти сто лет спустя в некоторых домах эта книга оставалась настольной. Нет, рябчиков, конечно, не готовили и кабанью голову (где ее взять?!) не запекали. Но у меня хранится порядком потрепанный экземпляр «Подарка», на котором есть рукописные пометки моих прабабушки и бабушки. Я была слишком мала, чтобы помнить готовку прабабушки, но поросенка на праздничном столе по случаю ее восьмидесятилетия помню прекрасно.
Ладно, прабабушка (тоже, кстати, закончившая Смольный): ее молодость и начало семейной жизни пришлись на дореволюционные годы и для нее это была просто поваренная книга. Но даже ваша покорная слуга когда-то изготовила праздничный обед почти по рецепту из волшебной книги. Больше, правда, подобных подвигов не совершала, но отдельные блюда стряпала – пока было из чего.
И вообще долгие десятилетия в СССР знаменитый «Подарок» Елены Молоховец читали «вприкуску», словно увлекательный роман из жизни прошлого века и цитировали, смакуя подробности: «2 рябчика, 2 бекаса, 1 фазан или 2 вальдшнепа изжарить в масле, изрубить ножом, истолочь в ступке…», «Самую красивую копченую голову старого вепря сварить как копченый окорок…», «Прислуга отчасти исправится в нравственном отношении… если она будет в одном этаже с прочими жилыми комнатами».
Талант описательный, литературный у госпожи Молоховец присутствовал в полной мере — спасибо классическому образованию. И в психологии она разбиралась неплохо, по крайней мере, в молодости — неопытные начинающие хозяйки ощущали (и до сих пор ощущают) материнскую заботу и надежную поддержку истинной королевы домохозяек.
И вокруг книги, и вокруг личности автора ходило множество самых разных фантастических слухов. Елену Молоховец представляли истерической самодуркой и безупречной матерью-героиней, экзальтированной кликушей (отзыв Розанова) и почти что святой последовательницей Домостроя.
Можно без пиетета относиться к религиозным и духовным исканиям госпожи Молоховец, но в любом случае она создала памятник русской истории, столь же ценный, как и записки Гиляровского или мемуары Юсупова. Благодаря ей, мы знаем, чем лакомились наши прадеды, как обращались с пищей, какие редкостные продукты завозили в Россию в конце XIX века и какая сумма требовалась для того, чтобы прокормить семью.
«Подарок молодым домохозяйкам» ещё ждет своего исследователя. А простым читателям остается тихонечко глотать слюнки и прогуливаться по рынку в поисках нужных ингредиентов. «…Только что распустившиеся розы очистить от желтых кончиков, взять этого розового цвета 1 фунт, всыпать в салфетку, концами привязанную к четырем ножкам опрокинутаго табурета. Облить 2 бутылками кипятку, вода пусть стекает в подставленную чашку. Роз не надо выжимать, но только потряхивать с ними салфетку. Потом сложить этот розовый цвет на блюдо, скропить хорошенько лимонным соком или соком из смородины, растирать, пока не покажется сок. Тогда влить на 1 фунт розоваго цвета 1; стак. розовой воды, мешая, растирая, выжимая сквозь салфетку. В выжатый сок всыпать 1 фун. очень мелкаго сахара, т.е. 2 стак., варить на самом легком огне и то не долго, так, чтобы сахар только совершенно распустился, а розовый сироп не потерял своего запаха. Для сильнейшего запаха в сироп этот можно влить 2 капли розоваго масла, и для цвета немного кошенили. …»
Не хочется приготовить такой розовый сироп к булочкам с заварным кремом? «По губам вижу, что хочется»…
Этот уникальный сборник рецептов русской кухни изначально издавался как пособие, помогающее молодым хозяйкам не только вести домашнее хозяйство, но и выстраивать гармоничные отношения в семье. Да-да! Елена Молоховец скрупулезно перечисляла все те «подводные камни», о которые могла разбиться «любовная лодка». Даже настойчиво рекомендовала устраивать в квартире или доме специальную комнату, где все члены семьи и домочадцы собирались бы для молитвы.
Помню, меня особенно трогал в свое время вот этот совет:
«Чтобы из девичьей или буфета был ход прямо в кладовую, где должны храниться крупы, мука, яйца и пр. В ней кругом стен должны быть широкие чистые полки. Чтобы хозяйка не теряла времени при выдаче провизии, надобно, чтобы в кладовой каждая вещь стояла на своем месте, мука в кадушечках, накрытых полотном и крышкою с надписью; крупы же, макароны, изюм, перец и пр. удобнее всего держать в широком и невысоком простом шкапу с выдвижными ящичками разной величины; на каждом ящике приклеить надпись, что в нем насыпано.
Из этой кладовой сделать люк и лестницу прямо в подвал, который бы не имел других дверей. Этот подвал, который может занять пространство двух верхних комнат, должен быть аккуратно сделан, сухой, выложенный весь и стены, и пол кирпичом; в нем должны храниться вина, варенья, фрукты, коренья, молоко, масло и мясо в холодное время.
Это чрезвычайно удобно для хозяйки, потому что, сидя у стола в теплой девичьей или буфете и по слабости здоровья не входя в кладовую в холодное время, она может распоряжаться выдачей провизии; мимо нее ничего не пронесут лишнего; сверх того, когда подоят молоко, должны принести в эту же комнату, тут же на столе разлить его; хозяйка может иногда доставить себе удовольствие самой снять сливки или сметану, велеть при себе сбить масло и т. д.»
Кстати, отличительной особенностью этой книги, по сравнению с предшествующими, является точное, а не примерное, указание количества используемых ингредиентов. Елена Молоховец писала ее, свято веря в то, что именно «Подарок» поможет молодым хозяйкам избежать бытовых конфликтов и развить крепкие семейные отношения. Самозабвенность писательницы сначала вызывала иронию у читателей, но именно этот неподражаемый стиль сделал книгу столь популярной.
Конечно, читать и применять рецепты из книги нужно разумно. Не стоит слепо доверять тому, что, к примеру, курицу, для улучшения вкусовых качеств, необходимо закапывать в землю, а пудинг, напрочь забыв об имеющихся на кухне технических достижениях, надо взбивать полчаса деревянной вилкой. Также не каждый знает, что такое рыбий клей или мазурек. А читателю, знакомому с ванилью исключительно как с мелким порошочком из пакетика, будет интересно узнать, что ваниль надо разрезать всегда вдоль, а не поперек, и после проварки с молоком ее можно вынуть, высушить и использовать вторично. Все же в целом рецепты практичны, и именно благодаря подробной детализации можно с первого раза успешно приготовить даже незнакомое блюдо.
После революции книга стала легендой — и в голодном эмигрантском Париже, и в Советском Союзе с непреходящим дефицитом продуктов рецепты Молоховец выглядели открытками из сказочных стран. Яйца! Сливки! Спаржа и артишоки!
В советскую эпоху «Подарок молодым хозяйкам…», рассчитанная преимущественно на людей с высоким уровнем достатка, была обвинена в «буржуазности» и «декадентстве», из-за аристократического слога и пренебрежительного отношения к бедным слоям трудового населения:
«Когда это мясо при костях сварится, снять его, изрубить и употребить на фарш для пирожков, караваев, подаваемых к супу, на форшмак и т. п. или отдать прислуге».
«Голова воловья употребляется на студень, для беднейшего класса людей и для прислуги».
«Каждые 10—15 минут сливать в горшочек растопленный жир, пока весь не растопится и не останутся одни шкварки, которые отдать прислуге к какой-нибудь каше».
Хотя сама Молоховец писала: «…Цель моей книги — прийти на помощь хозяйкам менее богатым, принужденным приноравливаться к различным обстоятельствам жизни…» — редкий случай, когда желание автора сбылось в полной мере. И если ознакомиться с тем разделом книги, где представлено меню для прислуги, можно убедиться, что прислуга питалась лучше большинства граждан в довоенном Советском Союзе. А, может быть, и в послевоенном тоже.
Пережив намного своего мужа и некоторых детей, она умерла в возрасте 87 лет. Есть архивные сведения, что Елена Ивановна Молоховец захоронена на лютеранском Волковском кладбище 15 декабря 1918 года. Дата ее смерти неизвестна. Время было тяжелое, смутное и смерь Елены Ивановны в Петербурге осталась никем не замеченной, по крайней мере, в архиве Петербурга не удалось найти такой записи.
Удалось найти только фотографию Елены Молоховец в газетах 1911 года, посвятивших свои выпуски празднованию 50-летнего юбилея ее книги. По этой газетной фотографии петербургский художник Александр Додон написал портрет Елены Ивановны, который сейчас представлен в ресторане "Мечта Молоховецъ". Теперь все почитатели кулинарного таланта Елены Молоховец могут увидеть ее портрет в Санкт-Петербурге на ул. Радищева, д. 10, ресторан "Мечта Молоховецъ".
Книга пережила множество изданий, редакций и критики. Несмотря на смену эпох и поколений, «Подарок» представляет большой практический интерес и содержит опыт почти двухвековой русской кулинарной истории.
Хотя в военные и послевоенные годы, когда в стране повсеместно наблюдалась нехватка продуктов даже первой необходимости и действовала карточная система, рецепты «буржуазных» деликатесов из книги Молоховец воспринимались как откровенная издёвка над голодающим народом.
Наверное, в противовес этому издевательству появилась вторая «легенда о кулинарии» - «Книга о вкусной и здоровой пище», над созданием которой трудился большой коллектив не столько поваров, сколько ученых. Она может служить гастрономическим аналогом таких стильных памятников эпохи, как столичное метро или ВДНХ.
Идея о создании универсальной кулинарной книги, аналогичной широко известной в России книге «Подарок молодым хозяйкам» , но обновлённой применительно к современным условиям, появилась в середине 1930-х годов, после отмены продовольственных карточек. Изначально книга предполагалась как научный труд, в котором должно было рассказано о рациональном питании и значении здорового питания. Книга была написана опытными кулинарами-практиками совместно со специалистами отраслевых институтов, учеными ВНИИ питания Народного комиссариата здравоохранения.
Несмотря на все признаки обычных кулинарных книг (рецептура, описания технологических приемов, иллюстрации), книга,  как и всякий артефакт сталинской культуры, преследовала не только практические цели. Это – энциклопедия советского образа жизни, где процесс приготовления пищи стал символом преобразования мира по плану-рецепту.
Каждое блюдо, описанное в книге, – аллегория полноты и разнообразия социалистической жизни, выраженной в тщательно взвешенном меню.
Именно так, как метафору, политическую программу, идиллию и поэму следует читать этот редкий по живучести реликт ушедшей эпохи.
Книга о вкусной и здоровой пище (кулинарная книга) — советский сборник кулинарных рецептов и советов по приготовлению пищи, куратором которого выступал Народный комиссариат пищевой промышленности СССР и лично нарком Анастас Микоян.
В книге рассказано об основах рационального питания, изложены сведения о пищевых товарах, производимых в СССР, а затем в Российской Федерации, и приведены рецепты различных блюд. В частности, в книге можно найти некоторые рецепты дипломата и кулинара Вильяма Похлёбкина.
Первое издание с цитатами Сталина и репликой от Анастаса Микояна вышло в 1939 году, став первой большой поваренной книгой в СССР. Рецепты и дополнительная информация о продуктах были подобраны с учётом тяжёлого положения в стране и возможностей потребителей. Авторы пытались рассказать как можно приготовить вкусные (а главное полезные) блюда из недорогих продуктов. Книга не делала упора на русской кухне: в ней можно было найти английские и французские рецепты, а также большое количество национальных рецептов союзных республик.
Малоизвестное сокращённое издание карманного формата появилось сразу после войны. Издание 1948 года было вновь расширено, в этом же году в книге впервые появились разделы о лечебном питании, питании детей и женщин в период беременности и кормления.
Первый массовый тираж книги, получивший огромную популярность, был издан в 1952 году. К книге вновь вернулся её энциклопедический формат и красочное оформление. Издание 1952 года часто ошибочно называют первым, оно же считается каноническим. По многочисленным просьбам граждан, написавших большое количество писем в издательство, практически сразу же в 1953 и 1954 годах были выпущены дополнительные тиражи в 500 тысяч экземпляров.
На первых же страницах постулируется одновременно и цель общества, и его нынешнее состояние. «К изобилию!» называется предисловие, напечатанное на фоне фотографий, иллюстрирующих этот призыв: булочные, ветчинные, колбасные, консервные, сырные, фруктовые, овощные натюрморты.
Плодородие страны, отраженное в богатстве ассортимента, – не только следствие политики партии, но и результат многовекового пути России. Отсюда постоянные экскурсы в старую русскую кухню.
Самосознание советского общества как торжественный итог всемирной истории – вот идейно-тематическое ядро книги.
Характерно, что, претендуя на роль кулинарной энциклопедии, книга тем не менее полностью игнорирует заграничный гастрономический опыт. Советский народ самодостаточен во всех отношениях. Отсюда скрытый, а иногда и вырывающийся наружу  довольно-таки забавный пафос:
«Социализм освободил наш народ от действия волчьих законов капитализма, от голода, нищеты, хронического недоедания, от необходимости приспособлять свои потребности и вкусы к самому примитивному ассортименту продуктов».
Написана книга в бескомпромиссно дидактическом стиле. Она всегда обращается к читателю в повелительном наклонении:
«Посыпайте готовые блюда укропом!»
Так и хочется встать по стойке смирно и рявкнуть:
- Слушаюсь!
Рецептура книги жестко встроена в схему, расписанную в духе Госплана по временам года и дням недели. Например, обед в весеннее воскресенье:
«Теша белорыбья, суп из щавеля, вареники с творогом, воздушный пирог».
Такой простой, незатейливый обед простых трудящихся.
А описание кухни, которую нужно мыть каждый день, предварительно облицевав кафельной плиткой стены и полы! Это в коммунальных-то квартирах с несколькими хозяйками! При этом предполагалось, что едят не в кухне, а в столовой, где помимо обеденного стола обязательно рекомендовался приставной столик – для супницы, тарелок, чайника… Песня!
Впрочем, кухня трактуется не как частное семейное дело, а как важнейшая функция государства, обеспечивающего удовлетворение «постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества».
Государство – кормилец народа. Хлебозаводы и консервные фабрики, «славный траловый флот» и чайные плантации, винодельческие комбинаты и кондитерские цехи – вся эта жестко централизованная пищевая промышленность представлена гарантом высокого уровня жизни.
Поэтому на иллюстрациях всегда подчеркивается марка изделия.
Что бы ни было изображено – бутылка c томатным соком, банка с компотом или пачка с «Геркулесом», на переднем плане оказывается этикетка, подробно рассказывающая о ведомственной принадлежности продукта:
 «Овсяные хлопья Московского ордена Ленина пищевого комбината имени Микояна».
То есть центральная мысль такова: вся еда в стране принадлежит государству, а значит, без него всем нечего будет есть.
Именно поэтому нигде не упоминается тот неизбежный в каждом городе частный продуктовый рынок, без которого нельзя было приготовить ни одного блюда, описанного в «Книге о вкусной и здоровой пище», и нет ни намека на какое-то личное подсобное хозяйство. Хотя на всякий случай и даются советы. Как правильно забивать скот и ощипывать домашнюю птицу.
Любопытно, что все цветные иллюстрации в книге – это не цветные фотографии, а старательно нарисованные художниками картинки.
 Примечательно, что из издания 1954 года были изъяты цитаты Берии, расстрелянного в 1953 году. Также существует версия, что издание 1953 года после его расстрела было срочно изъято из продажи. После смерти Сталина с наступлением эпохи Хрущева из книги также исчезли цитаты Сталина.
Специфика книги менялась со временем. В 1940-х шло бурное развитие рыбной промышленности, и блюда из рыбы широко рекламировались в книге. В 1950-х был наложен запрет на вылов осетровых, и количество блюд из осетровых в книге резко уменьшилось. В 1960-х годах, когда в стране начались проблемы с поставками продуктов, рецепты сильно упростились, в издание 1961 года вошёл раздел «Домашнее консервирование». Неизменными оставались увеличенный (энциклопедический) формат книги, многочисленные иллюстрации, цветные вклейки и форзацы и  золотое тиснение на верхней крышке переплёта, хотя оформление переплёта менялось.
Практически неизменной также оставалась и популярность книги. Один из известных перерывов в выпуске книге пришёлся на начало 1960-х. В 1983 году «Союзкнига» сделала заказ на самый крупный тираж книги (2,5 миллиона экземпляров), но очередное издание не вышло в свет из-за реорганизации издательства. Однако книга продолжала выходить в течение 1980-х, несмотря на то, что увеличивающийся дефицит продуктов превратил практически все рецепты в нереализуемые.
Найти это чудо сейчас можно только в букинистических лавках или с рук. Если увидите - уверенно хватайте и бегите! Такого вы больше нигде не найдете.  На форзаце надпись «Одобрена Институтом питания Академии медицинских наук СССР», что уже внушает доверие, согласитесь...
Первое, что бросается в глаза - иллюстрации... Первое, что поражает - это удивительные застолья. Второе, что удивляет - это такая милая и добрая «совковость» книги. Она изобилует статьями о пользе домашнего питания, а также о том, что современные полуфабрикаты значительно облегчают жизнь хозяйки...
В настоящее время «Книгу о вкусной и здоровой пище» часто рассматривают как один из канонических символов советской пропаганды: ассортимент продуктов, описанных в книге, никогда или почти никогда невозможно было найти в магазинах. Тем не менее, вплоть до прекращения существования СССР дополнительные тиражи и новые издания книги выходили в печать почти каждый год. Общий тираж книги с 1952 по 1999 год составил около 8 миллионов экземпляров.

Две поваренные книги, которые последовательно считалось престижным иметь в доме. Но если одна из них – первая – в момент выхода из типографии полностью отражала реальную действительность, то вторая еще в момент написания была идеалом, достичь которого могли считанные единицы.
Иллюстрации в книге Молоховец скучны и служат только одной цели – наглядности. Иллюстрации в ее наследнице – «Книге о вкусной и здоровой пище» - едва ли не интереснее самих рецептов. Такое изобилие практически невозможно было увидеть в реальной жизни.
А ведь здесь можно найти абсолютно все традиционные рецепты (книга поделена на разделы Салаты, Супы, Мясо, Рыба, Овощи и т. д.) Одних только котлет вы найдете рецептов 30 (в том числе, например, из фасоли с грибным соусом). Рецепты описаны очень понятным языком, все разложено по полочкам никаких редких ингредиентов здесь не требуется. И что самое чудесное, все блюда получаются удачными и крайне вкусными! Не зря над рецептами трудилась целая редколлегия (человек 20). Наверное, они выверяли четко состав, время и температуру приготовления каждого блюда.
Одна беда – продукты для этих яств было практически невозможно достать. Разве что в спецраспределителе. Но люди, прикрепленные к ним, предпочитали получать готовые обеды из спецкухонь или имели собственных поваров, которые вряд ли нуждались в пособиях по кулинарии.
Сейчас кулинарными книгами завалены все прилавки. Любые рецепты из любых продуктов любой кухни мира. Были бы деньги, да желание поколдовать у плиты.
Увы, популярнее всего пицца и суши. В Москве их легко заказать на дом.
Да и читать люди стали, кажется, меньше. Во всяком случае, книга, изданная полумиллионным тиражом, в наше время – просто ненаучная фантастика.
Поправьте меня, если я ошибаюсь.


Рецензии
Спасибо, Светочка! Очень интересно и небесполезно! Ещё бы времени побольше было!

Светлана Татарченко   14.01.2016 17:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана. Да, времени всегда не хватает - в молодости. Позже оно появляется, но наступает проблема нехватки сил:-)))

Светлана Бестужева-Лада   14.01.2016 17:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.