Иеромонах Фотий. Артист в рясе

Очень красивый тенор! Роскошная тембристость в арии Ленского. В "Монологе", песне Аллы Пугачевой, выдал крепкий почти баритональный тенор. Если у нас однажды появился величайший баритон Дмитрий Хворостовский, то ныне появился на эстраде настоящий тенор. Иеромонах Фотий. Я слушала его в записях ю туба и ловила себя на мысли, что местами это молодой Доминго!А какой взгляд! Вы замечали, что у монахов особый взгляд? Чистота и какая-то отрешенность от суетности.
Есть над чем поработать Фотию, хотя он регент хора, и сам как певец годы упражнялся, но пока недостаток сценических выступлений дает о себе знать неровностью звучания, сценической скованностью. Я бы заметила также, что совсем необязательно всегда выступать теперь в подряснике. Произвел сенсацию:монах в светском музыкальном телевизионном конкурсе! Назвал это "миссионерской службой". И победил.  Теперь ему надо создать свой сценический имидж:одновременно по монашески аскетичный и по сценичному привлекательный, очень сложно найти такой баланс. Для наших дней это сенсация, чтобы лицо духовного звания, да не  священник, но иеромонах, давно принявший постриг отречения от мира, вот так появился на сцене, запел, всех очаровал, победил и уже идут разговоры о Евровидении! И еще больше разговоров о том, как он выдержит испытание славой. Гонорар-то за победу на конкурсе "Голос" он целиком отправил на благотворительность, что в логике вещей, было бы странно иначе. Но вот испытание славой посложнее будет, чем деньгами. Имеет ли право монах, не снявший с себя монашеского сана, в участиях в светских конкурсах, бороться за первенство, входить в мирские страсти соперничества? А как будет выглядеть его дальнейшая музыкальная каръера? Если в юности мечтал стать композитором, но избрал с 17 лет все же духовную стезю, а 10 лет в монастыре немалый срок даже и для молодого 28-летнего человека-сложно будет менять привычки отшельнической жизни в служении Богу. И как будут смотреться частые отлучки на конкурсы и гастроли на виду братьев-монахов? И сколько будет давать благословений на "миссионерскую службу" такого рода Предстоятель?
Монах-Артист-такого мы еще не видели. Хотя это не есть нечто уникальное. Вплоть до Нового времени, до Моцарта религия и музыка шли рука об руку. Сотни композиторов были также и духовного звания, музыка творилась в Храмах.
 Традиции церковных хоров богаты и в католичестве, и в православии. В русском православии традиции знаменного распева, много духовной музыки, написанной Бортнянским, Зиминым, Глинкой, Чайковским, Рахманиновым, Калинниковым, Свиридовым... Даже традиция кастратного пения была заложена распоряжением Понтифика и поддерживалась Римской католической церковью вплоть до 19 ст. Последний певец-кастрат был вначале 20 в.Правда, кастраты пели соло и в хоре в церквах на службах, но некоторые, как Фаринелли, стали знамениты на светской сцене.
Вот монахов, совмещающих монашеский постриг со сценическими выступлениями вне храма, в миру-не знаю. Кроме, пожалуй, монашки сестры Кристины, также недавно победившей в европейском конкурсе, аналогичном "Голосу", точнее наш это калька с европейского. Возможно, идея пригласить даровитого монаха-регента и певца и дать ему победить(заслуженно)-был своего рода ответом Европе, мол, и мы не лыком шиты.
Одобрил, говорят, идею и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как то, что будет способствовать укреплению престижа церкви.
Кирилл и сам давно имеет "медийный" опыт выступлений на телеэкране с пастырскими беседами. Блестящий оратор.
Однако, при этом никто не подумал о том, что же теперь делать Фотию, ибо совмещение несовместимого. Две ипостаси доселе мирно уживались в стенах монастыря, где в своей келье он устроил импровизированную студию и записал три диска, раздарил желающим по собственному признанию. Также регенство хором. Но ныне грянуло такое испытание славой! Сложно прогнозировать. Аналогичный случай можно, впрочем, назвать: Лина Мкртчян, в коей также боролись повышенная религиозность и  незаурядный певческий талант, колоссальное контральто, невиданной мощи, записи духовной музыки западноевропейских композиторов:Баха, Вивальди и т.д. С большими сложностями она получила высшее образование как певица, вступив в конфронтацию со многими, человек безмерно талантливый, но характером по общему мнению сложный. В ее репертуаре:"музыка семи веков"! Но вскоре религия стала побеждать и Лина отказалась от массы лестных предложений из Парижа. Из Нью-Йорка. О ее выступлениях западная пресса отзывалась восторженно.  "Шаляпин!" Предлагались выгодные контракты. Но Лина все одно отвечала:без России не могу. Родина же не спешила оценить по достоинству. И она ушла в монастырь. Стала петь в церковном хоре на службах-с ее-то голосом для большой сцены! По ее признанию, она даже вынуждена выравнивать свой голос с строем церковного хора, не выделяясь над ним, а ведя его. Какое насилие над собой! Концерты в провинции стали все реже, вокал ее стал мельчать и деградировать, увы. Вызывая множество споров в Сети о придуманной ею "русской манере пения" по церковным канонам, что несовместимо с традициями западноевропейского бельканто. Каким будет путь Фотия? Сложно сказать. Пока же послушаем его пение.



28.12.2015 13:15


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.