Катехизис учителя

КАТЕХИЗИС УЧИТЕЛЯ
На свете много есть профессий
Престижных, денежных, «крутых»,
Которые влекут и манят
Самих собою занятых.
                Учителем престижно быть
                Но лишь не в нашем государстве,
                Где образ жизни, мысль и быт
                В непроходимом тонут хамстве.
Сыграл в кино удачно роль
И вот ты на волне успеха.
Всю жизнь  «на сцене» педагог,
Но нет почёта… лишь помеха.
                Чиновник серый мнёт его,
                Ловя в инструкции-капканы.
                Зарплата меньше у него,
                Чем у торговки иль путаны.
Учителя нелёгок труд,
И необычный… вне сомненья.
Есть жертвенность собою тут
И долгу верное служенье.
                Подобно ткани Пенелопы
                Твоя работа педагог:
                Всё, что усердно создаёшь ты,
                Разрушить  могут люди, рок…
Но,  коли  в трепет повергает
Тебя восторг ребячьих глаз,
Сама судьба тебя толкает
Войти смелее в школьный класс.
                Умей за всё держать ответ,
                На голову других быть выше,
                За всё сполна спросить с себя,
                Других понять и стать им ближе.
С времён тех давних, древнеримских,
«Docento discimus», - твердим.
Согласен я: плох тот учитель,
Детьми который не учим.
                Не рви ты душу самомненьем,
                Излишней бойся «высоты».
                Стань дельным на своём ты месте:
                Не прыгнешь выше головы.
Коли тщеславен ты, мой друг,
Коль жаждешь славы и успеха –
Стезю учителя забудь:
На ней ты будешь лишь помеха.
                Февр. 1998г.

                ***
Искусством нужно обладать:
Как в класс войти и что сказать.
Бежать не надо к мелу, тряпке,
Таинственно трясти портфель,
                В журнале наводить порядки,
                В душе затеяв карусель.
                Меня, учитель, ты прости-
                Вот Ученик –  с него начни.
    Лицо любовью освети,
    Войдя в притихший класс с улыбкой.
    С лица следы невзгод сведи,
    Тогда урок не станет пыткой.
                Несносен, страшен педагог,
                Втемяшивший себе:
                «Я на уроке царь и Бог!»
                Тут быть  большой беде.
                ***
Ждёт наш малыш день первый школьный
К познанью страсть его томит.
И трепетно портфель свой новый
Он под подушкою хранит.
                Как только первый луч проснётся,
                Малыш не спит: ему неймётся.
                Торопит мать он и отца
                И сборов в школу ждёт конца.
Нетерпеливою рукою
Портфель он гладит, нет покою…
Не остановит и отец –
Летит до школы сорванец.
                Свершилось - вот ребёнок в школе.
                Святою страстию горит:
                Познать весь мир принепременно
                И людям счастье подарить.
Проходит день, неделя, год…
Дитя никто не узнаёт.
Отец и мать, и вся родня
Мрачней, грустней день ото дня.
                Что с ним случилось? Тот ли это
                Малыш, что чувствами горя
                Стремился в школу поначалу?
                …Но, к сожаленью, видно зря.

                ***
Едва уселись по местам
Неугомонные детишки.
На всё глядят по сторонам
И с гордостью листают книжки.
                Без злого умысла учитель
                Невольно, видно по привычке,
                В уме включает «счётчик» свой,
                Чтобы отметить их привычки,
Манеры грубые и стычки,
Их «плюсы-минусы», делишки,
Чтоб отыскать  на них «отмычки»,
Тем обеспечить свой покой.
                Обычно мимо своей воли,
                Учитель факты накопив,
                Не думает о детской боли…
                И вот поди ж – готов ярлык.
То не просчёт, то преступленье,
Ведь бьёт учителя рука,
Когда клеймит цветок-дитя,
Не в бровь, а в глаз … наверняка.
                Теперь дальнейшее ученье
                Пойдёт под сенью ярлыка.
Ярлык – клеймо тебе навек.
Нам важен штамп – не человек.
Не  всяк, испивший неудачу,
Способен в жизни на отдачу.
                Коллега мой! Будь милосерден!
                Не ставь клеймо, а будь усерден
                В познаньи душ своих питомцев.
                Ведь ты пока для них, как солнце.
Не сравнивай детей друг с другом.
Ведь право – это же грешно.
Так как рождает зависть к другу.
А дальше что? Да ничего!
                С самим собою научи
                Его сравниться в каждом деле,
                В самом себе искать просчёт-
                Иначе будет он на мели.
   Совет такой принять нам трудно.
   Винить себя? Душе паскудно.
   Но только так  (отец иль мать)
   Ты сможешь личность воспитать.
                ***
                Два взгляда есть на обученье.
                Два способа, чтоб знанья «вбить».
                А суть их сводится к дилемме:
                Любить дитя ... иль не любить?
    С дрессурой схож тот метод первый,
    Где человеку суждено
    Путём повторов бесконечных
    Научных истин взять зерно.
                Что «повторенье – мать ученья»,
                Основа школьного труда,
                Придумал латинянин древний.
                Поверьте – это ерунда.
    Не есть причина усвоенья
    Зубрёжка. Боже мой! Тоска!
    Исходит то из убежденья,
   Что память – «чистая доска»,
                На коей наш учитель волен
                Писать, что в ум взбредёт ему.
                Сия теория не новость:
                Уж много тысяч лет тому.
   А коль запоминать не хочет,
    Долбящий знанья ученик,
    Наверняка кой-что  схлопочет:
    Будет наказан в тот же миг.
                А как учить без наказанья?
                Ученье с мукой быть должно.
                И вот веками розги, палки
                И оплеухи… Тьфу: тошно!
Но мы, таперича, гуманней.
Учащих ныне мы не бьём.
Истошным криком на ребёнка
Душу ему и сердце рвём.
                Хотя ругать, конечно, надо
                Но только  в этом меру знай.
                Ругай поступок, не ребёнка,
                И личность, «Я» не задевай.
 А дети разные бывают:
 Они такие же, как мы.
 И кровь, бывает, проливают
 Не чуя в том своей вины.
                Легко любить детей абстрактных,
                Сентенций умных мёд сочить,
                Ругать родителей ужасных
                И «крест свой тяжкий» волочить.
Итак вернёмся к повторенью…
Вы помните – чья это мать?
Изыск учёных современных
Сей постулат помог сломать.
                Твой хлеб, учитель, не из лёгких.
                В мочало нервы не трепи.
                Не подводи детей к неврозу
                И жизнь свою побереги.
Не бей отметками ребёнка,
С размаху двоек не наставь.
На путь направь ты пострелёнка,
А уж потом и «пять» поставь.
                В твоих руках отметка – пряник,
                Но и суровый, жёсткий бич.
                Не загоняй в Страну Познанья,
                А помоги высот достичь.
   К отметкам в баллах мы привыкли.
   Иного не хотим искать.
   Но ведь отметка субъективна…
   Не может в истину вникать.
                Болит у нас нога иль ухо,
                Иль кто-то надавил мозоль,
                Иль аппетит прервала муха,
                Иль по дороге что проймёт?
   А может нелицеприятный
   Перед уроком разговор
   С  учителем затеял завуч?
   Или вчера был … «перебор»?
                Всё на настрой его влияет.
                Ещё есть тысяча причин…
                Вошёл он в класс… Класс  замирает,
                Стараясь угадать: что с ним?
   Не бей отметками наотмашь
   Ребёнка. Ведь любовь его не роскошь,
   А составная часть процесса
   Познанья мира без эксцесса.
                Учитель мой, подумай здраво:
                Всегда ль твоя отметка права?
                Иль на неслушного управа?
                Семейной теплоты отрава?
   Коллега мой, ты в жизни сведущ.
   В себе творца не заглуши.
   Творенье зыбкое: ребёнка
   Отметки льдом не оглуши.
                И, Боже упаси, коллега,
                На детях злобу вымещать,
                Кричать, в истерику  пускаться,
                Детей отметками стращать.
   Отметка в принципе не нужны,
   Но коли так заведено,
   Чтоб не были уроки нудны,
   Играй отметкой всё равно.
                ***
                Известен  метод всем фронтальный.
                Тому уж будет триста лет.
                Его придумал Ян Коменский.
                Так что ж? Альтернативы нет?
   Коменский точно не был первым
   В плеяде мировых светил
   Кто дал тот принцип обученья,
   Кто к Просвещенью путь открыл.
                Как любим мы учить фронтально:
                Ведь так поменьше нам хлопот.
                А впрочем, это уж банально.
                Да и не каждый ведь поймёт…
    Что перед ним не «Вова средний»,
   И не безмозглый истукан.
   Нельзя налить в ребёнка мудрость,
   Как в незаполненный стакан.
                Учитель, вдумчивый и мудрый,
                В конфликт с ребёнком не вступи.
                Ибо конфликт  помехой станет
                На обучения пути.
   Вам пересказывать навзрыд
   Не стану я легенды древних.
   Однако способ обученья
   Был замечательный у них.
                Платон, сократовский наследник,
                В саду, что в Академе цвёл,
                Учениками окружённый,
                Ученье в диалогах вёл.
   Солона мудрого он правнук,
   Сократа – лучший ученик.
   Суть философии  познанья
   И воспитания постиг.
                С вопроса: «Что такое Х?»
                Завязывалась их беседа,
                Где Х-сом были боль и стыд,
                Смысл жизни, счастье иль победа…
    Затем ответам все внимали,
    Стараясь мысль понять других,
    Поочерёдно отвергая,
    Коль повод был на то у них.
                И так неспешно, чинно, мудро,
                Без суеты, в конце концов,
                Отыскивали, хоть было трудно,
                Ответа истых мудрецов.
     Твердим мы ныне: «Непременно
     Веди учение проблемно!»
     Наивно мы убеждены.
     Что метод сей открыли мы.
                Меж тем подобное уменье
                Платон  Сократу приписал.
                Ученья  способ тот проблемный
                Платон майевтикой назвал.
                ***
Наш школьный путь тернист и труден:
Капли веселья в море буден.
«Гранит» науки мы «грызём».
Лет десять в жертву принесём.
                Но так случается нередко,
                Что применяем знанья редко
                В своей мы жизни и делах,
                Заботясь всё о пустяках.
Похожи часто на Сизифа,
Который пашет, слёзы льёт,
Да только сеять не намерен,
А, впрочем, кто его поймёт?
                Руссо – французский просветитель
                Совет нам дал (ведь он – мыслитель):
                «Нельзя детей «стричь» как овец
                И подгонять под образец.
Свободно должен развиваться
Ребёнок в меру своих сил,
И на задатки опираться,
Что Бог с Природой отпустил».
                Гельвеций прав: «С кем поведёшься,
                С кем часто дружбу водишь ты,
                Так от него ты наберёшься
                Ума, зла или доброты.
Чтобы учение дитяти
Не стало ненавистно вдруг,
Не дай надежду потерять ты
Даже на миг ему, мой друг.
                Иной есть способ обученья:
                Придуман Ривиным он был.
                Его назвал он талгенизмом.
                Учёный мир о нём «забыл».
   Намного упредил он время,
   По крайней мере,  лет на сто.
   Я верю нынешнее племя
   Учителей … его найдёт.               
                Всё в нашем мире повторенье.
                Всё человека рук творенье.
                И сгусток наших пед. затей,
                Лишь отзвук давнишних идей.
                ***
Весьма  удобна бесконфликтность
Всем тем, в ком шарма жизни нет.
Конфликтность, впрочем, не  «базарность»:
За всё  умей держать ответ.
                В педагогический тупик
                Себя вгоняем ежедневно.
                Блудлив, суетен наш язык.
                Всё ль говорим мы откровенно?
Всегда ли правду говорить
О том, как в жизни есть?
Или спасительную ложь
Дитю во благо плесть!?
                Есть много «против», есть и «за».
                И каждый в чём-то прав.
                Совету Лессинга внеми
                И совесть не поправ
Ребёнку правду говори
Одну  и только лишь.
Но в этом меру соблюди:
Не всё поймёт малыш.
                ***
Коли желаешь, чтоб учащий
Получше ведал твой предмет,
Ты жизнь показывай почаще…
И в этом первый лишь секрет.
                Чтобы учение дитяти
                Не стало ненавистно вдруг,
                Не дай надежду потерять ты
                Даже на миг, учитель-друг.
     Урок словесности особый.
     Чтоб прелесть слов испить тугих,
     Учи учащих словом точным
      Проникнуть мыслью в суть других.
                Однако только мыслить мало.
                Ещё не грех бы научить,
                Чтоб жизнь из мысли не пропала,
                Пусть боль и гордость в ней звучит.
     Частенько спорят педагоги:
      Как научить детей писать,
      Чтобы потом их сочиненья
      Без отвращения  читать?
                Совет простой тебе, учитель,
                Даю на каверзный вопрос:
                Пиши своё, чтобы дитя-читатель
                На мастерстве твоём возрос. 
       Да, но когда же им учиться
       Искусством слова чтоб владеть?
       Коль рамки жёсткие уроков
       Учителя гнетут, как плеть.   
                Растут нагрузки…Что же делать?
                Ученье – это тяжкий труд.
                Чтоб облегчить детей мученье
                Совет психологов есть тут.
Детишек рамки временные
И обязательность гнетут,
А потому найдите способ
Чтобы в игру облечь их труд.
                Игра не ради лишь забавы:               
                На перегрузки вид управы.
                Неврозам школьным здесь конец.
                Мучений школьников венец.
      Не всякий может, вне сомненья,
      Наукам точным научить.
      Не искази детей мышленье,               
      Учи их логикой «давить».               
                В священный ужас повергает               
                Детей решение задач.               
                Учитель школьный, математик,          
                Не стань причиной неудач!               
         Ужасен  в школе тот учитель,               
          Который видит лишь себя…               
          Познай особенность ребёнка,               
          В нём своеобразие любя.   
                О суициде мысль нередко               
                Приходит в юные года.               
                То кризов юности отметка,               
                Конечно горе - и беда.               
        Душой с ребёнком будь неотлучно,
        Чтоб было всё благополучно.
         Ты плачь в душе своей беззвучно
          (хоть это вовсе не научно),
         Ну а ребёнка ободри,
                Его словам всегда внимай,
                Смысл скрытый в них ты понимай,
                О том, что рвёт ребёнку душу,
                Что жизнь превращает в стужу?   
          Коллега мой! Учитель школьный!
          Чрезмерно строгим ты не будь.
          Ученику стань взрослым другом,
          А про нотации – забудь.
                Врачует тело нам целитель,
                А личность пестует учитель.
                При этом принцип соблюди:
                «Ты никому не навреди!»               


Рецензии