Там, на Неведомых Дорожках...

ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…

В предновогодние дни как-то особенно хочется сказки… И не просто сказки, а СКАЗКИ ВОЛШЕБНОЙ… Почему? Попробуем понять самих себя, отправившись на Неведомые Дорожки Сказочных Вселенных, и начнем наше путешествие с вопроса: зачем человеку сказка?

*** 

СКАЗКИ ГУЛЯЮТ ПО СВЕТУ

(Из кинофильма «Оленья охота»).

Слова М. Пляцковского , музыка Е. Птичкина

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит.
А жадность Кащея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка примчится.

А месяц засветится ясный,
В глазах Василисы Прекрасной...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро

*** 

Сегодня мне хочется  рассказать вам об удивительном человеке— петербургском враче-сказочнике (да-да, сегодня есть и такая профессия!) А.В.Гнездилове – докторе Балу, как назвали его дети. Вот что говорит о нем Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Санкт-Петербургского института сказкотерапии.

*** 

ПУТЕВОДНЫЕ СКАЗКИ

Когда я беру в руки новую книгу доктора Балу, меня охватывает особое чувство Предвкушения Сказки. Его хочется растянуть. Согреть в руках переплет, потом не спеша открыть и дотронуться до ровных строк и гладких иллюстраций. В этот момент я нахожусь на границе между Явью и Не-Явыо, готовясь к путешествию и встрече с Необычным…

Один человек как-то спросил меня: «А нужны ли вообще эти сказки? Ведь это не более чем выдумки».

Сказка сказке рознь. Действительно, есть выдумки, которые просто развлекают. Есть выдумки, засоряющие голову. Есть забавные и поучительные истории. Но, к сожалению, не так много особых — ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ—  сказок, в которых правда о нас самих, нашей внутренней природе. Не всегда эта правда оказывается веселой. Она очень многолика.

Правда терапевтической сказки подобна палитре художника, на которой причудливо перемешано множество красок  Сколько оттенков чувств, мыслей, желаний на волшебной палитре нашего внутреннего мира? Гораздо больше, чем мы можем осознать. Нам нужен помощник, чтобы разобраться в собственном многообразии. И этот помощник — Сказочник, Доктор Балу.

Все, о чем рассказывается в терапевтической сказке, реально. Но не в социальном, материальном мире, а в мире психического. Героями становятся наши мысли, чувства, нереализованные стремления, впечатления от взаимоотношений и путешествий. Нереализованное желание или вопрос, на который никак не находится ответ, рождает сюжет сказки. Перипетии сюжета символически передают динамику наших переживаний. И в финале сказки происходит разрешение проблемы, обретение ответа на один из самых непростых вопросов о себе и жизни.

Можно ли не задавать вопросов о себе самом, быть невнимательным к миру психического? Можно ли не читать терапевтические сказки? Конечно можно. Только нужно быть готовым к тому, что наш собственный внутренний мир станет для нас темным лесом, в котором так легко заблудиться, угодить в ловушку, потерять ориентиры.

В некоторых волшебных сказках герой отправляется в темный лес. Но в начале пути происходит встреча с добрым помощником, который дарит герою путеводный клубочек. «Куда он покатится, туда и ты ступай», — напутствует героя волшебник.

Путеводный клубочек — это и есть терапевтическая сказка. Доктор Балу создал множество чудесных сказочных клубков, чтобы каждый из нас нашел собственный. Нашел СВОЮ сказку, как путеводную нить на определенном этапе жизненного пути.

В этом сборнике — особые сказки. Они ИЗБРАНЫ специально, чтобы стать нашими помощниками… и помогут зазвучать самым тонким струнам вашей внутренней сказочной страны.

*** 

А вот что говорит сам Андрей Владимирович Гнездилов - Доктор Балу:

Любезный друг Читатель!

Позволь мне обратиться к тебе с приветствием как к давнишнему знакомому, хотя мы с тобой, возможно, и не встречались так давно, что почти никогда. Тем не менее мне хочется верить, что мы нашли друг друга: ты — меня, я — тебя. И так славно, что мы можем с тобой побеседовать. Так же, как и я, ты, наверное, понимаешь, что в этом тесном мире все-таки трудно, а иногда почти невозможно сохранить или найти собственный мир, свою планету, где можно разговаривать на одном языке, верить в одну истину, радоваться красоте, которая раскрывается только для твоих глаз.

Наверное, без околичностей можно было бы назвать этот мир Миром Детства, ибо каждый приходит в мир со своими глазами, ушами, сердцем, а порой и памятью. Именно в детстве из уст матери, отца, дедушки или бабушки сыпятся золотые камешки, из которых можно построить замок, дворец или вымостить дорогу будущего.

Мир движется по спирали. И как на пластинке, в первые семь лет прокручивается сюжет всей жизни, где присутствуют любовь, становление, разочарование, утраты, которые в следующие семилетия повторяются на иной сцене, с иными действующими лицами. Так вот случилось и со мной.

Будучи ребенком, пришедшим в мир в военные годы, я, конечно, впитал в себя тревоги, горечь и волнения того времени. Но чтобы я не сломался, моя матушка дарила мне россыпи стихов и песен замечательных дней нашего прошлого. То были песенки Вертинского о далеких островах, о Сингапуре, о жизни маленьких и больших мечтателей, чьи романтические грезы порой сказочно воплощались в жизнь.

Среди прочих запомнились мне в ту пору стихи А. К Толстого. Они легли в мою душу и стали колеей, по которой покатилась моя жизнь. С улыбкой я вспоминаю протесты отца: «Нина, что ты рассказываешь ему?.. Замки, смерть, привидения?» — «Да ведь он маленький, все равно ничего не понимает. Для него важен ритм слов и музыки, под который он и заснет», — отвечала она. В самом деле, свои колыбельные напутствия матушка часто сопровождала игрой на пианино.

Так вот, Друг мой, позволь приведу тебе слова одного из любимых стихотворений, определивших мою судьбу.

В старинном замке скребутся мыши,
В старинном замке, где много книг,
Где чуткий шорох был еле слышен,
В ливрее дремлет лакей-старик.

В старинном замке больна царевна,
В подушках белых прозрачней льда,
И только слышно на башне древней
Стучат часы: «Всегда, всегда».

А у камина сидят старушки,
О чем-то шепчут, чего-то ждут,
Царевне плечи томят подушки,
Стучат часы: «Мы — тут, мы — тут…»

И смерть на башне рукой костлявой,
Чуть минет время, о доску бьет,
И страшно в замке, и смех гнусавый
Из тьмы сырой манит, зовет.

От звона в башне царевне страшно,
Придет за нею седой звонарь…
И снова тихо на древней башне.
Крадется смерть, прикрыв фонарь.

В старинном замке скребутся мыши,
В старинном замке, где много книг,
Где чуткий шорох был еле слышен,
В ливрее дремлет лакей-старик.

Вот по этой страшилке и стала выстраиваться моя жизнь. Первое — это старинный замок, который я увидел и разрисовал всеми красками своего воображения. В дальнейшем меня всегда тянуло к старине, к рыцарским доспехам, картинам, ко всей атрибутике тех славных поэтических времен. И я частичку за частичкой собирал свой Замок: старинные ключи, веера, рапиры, остатки доспехов.

Моему сказочному Замку немало помогала профессия моей матушки. Она была скульптор. И я даже родился в чудесном месте по улице Декабристов, в Доме Сказки, как его звали старые петербуржцы. Его фасад был украшен цветным панно по сюжетам Билибина — известного иллюстратора русских сказок

В этом доме у матушки была мансарда, где мы жили. Во время войны дом сгорел, но среди руин, под самой крышей, сохранилась висящая в воздухе детская кроватка, которую мне показывала матушка. Конечно, ты догадываешься, что это была моя колыбель.

В дальнейшем я все-таки продолжал жить в мансарде, где была чудесная башня, возвышавшаяся над окрестностями. В те давние времена она была покрыта черепицей и являла собой образец архитектуры северного модерна. Стены дома были облицованы серым гранитом и напоминали обожаемый мною замок.

Когда я стал старше и мог располагать своими средствами, я принес в дом маскарадные костюмы, и много людей приходило и приезжало в гости, чтобы принять участие в карнавальных вечерах. Так постепенно выстроился Замок.

Теперь второй объект моих увлечений. Это была принцесса, и конечно, она была больна, нуждалась в помощи и спасении. Подспудно это повлияло на выбор профессии. Я стал доктором.

Чтоб не порвалась сказочная нить, которая вела меня с детства, я выбрал педиатрию. Кому, как не детям, нужны были сказки. Они не только подталкивали воображение, они помогали перенести и победить самые отчаянные ситуации. Мой первый хосписный опыт случился именно тогда.

Умирающий мальчик попросил меня рассказать сказку. Как только его сознание уходило, я порывался встать и позвать сестру. Чтобы сделать уже фактически не нужные уколы. Но он тотчас же приходил в себя и шептал: «Дяденька — дальше…» Я продолжал, и все повторялось, пока он не умер у меня на руках. А я все продолжал говорить в страхе оттого, что он опять вернется и будет просить у меня продолжения. Только позднее я понял, что ребенок воспользовался моим присутствием и сказкой для того, чтобы уйти от реального приближения смерти.

В те давние годы я сочинял и рассказывал много историй и заслужил прозвище от детей, которые называли меня Балу. А позднее присоединилось еще одно прозвище — Старинный приятель, в основании чего явилась моя любовь к старине и дружеское расположение к окружающим.

Увы, мое общение с детьми вскоре окончилось. Судьба перенесла меня в психиатрию, а затем в психотерапию. Наконец, волею судьбы я оказался в хосписе. Среди уходящих людей… И тут снова возродилась связь с детством.

Я обнаружил, что внутренний ребенок, который живет в каждом человеке всю его жизнь, в минуты печали и утраты может приходить на помощь и старикам. Сказки, оказывается, нужны взрослым так же, как и детям. И конечно, одна из ипостасей сказки — ЧУДО — случается в жизни каждого человека, особенно русского. Не зря только в нашем языке существует этакое нелогическое словечко — «авось».

Вместе со сказкой нередко к нам возвращаются куклы. О, это особый мир наших старых друзей, которые в свое время охраняли нас от страха темноты, разделяли досуг, рассеивали одиночество. Они несли в себе магию любви, оберегали нас от дурных влияний, соединяли с миром наших предков, учили взаимоотношениям через игры, нередко предлагаемые нам родителями. Я вижу легкую снисходительную улыбку на твоих губах, мой милый Друг.

Стоит ли воспевать кукол и предлагать их взрослым? Увы, а может быть, и «ах», но как часто куклы заменяют нам общение с живыми людьми, не говоря о том, что психология игры ребенка и взрослого одинакова. Дитя через куклу отождествляет себя с принцем или принцессой, сражается с волшебником, добывает сокровища, восходит на престол, встречает свою половину и чувствует себя счастливым.

Взрослый человек в наше время покупает видеокассету и примеряет на себя чужую жизнь, чужой опыт, навязанный ему не всегда чистоплотным режиссером. И тоже становится самодостаточным.

Теперь о методах. Что ж, метод один: не только мечтать, но и впускать в жизнь свои фантазии. Пусть они не создают материальных ценностей, но зато учат видеть красоту мира, ощущать ее тайны и, главное, попытаться найти самого себя.

Как часто нам кажется, что мы реализовали свои возможности, став учителями, инженерами, бизнесменами, забывая о том потенциале, который заложен в нас с рождения.

Разве вам не приводилось встречать настоящих поэтов среди людей, не написавших ни строчки, или музыкантов, не знающих нотной грамоты, или художников, не бравших в руки кисть? Они воспринимают мир так тонко и глубоко, что веришь: если бы они родились в семье литераторов, музыкантов или художников, то непременно бы прославили свое имя. Но не случилось. Хотя эти возможности и пробивают себе дорогу в обыденном мире.

И вот здесь необходимо вернуть в жизнь понятие именно души, а не психики. Тогда мы осознаем то сказочное богатство, которым нас наделило Небо. Тогда причастность к жизни не исчезает, если ты теряешь что-то или кого-то. Мы остаемся сказочно богатыми.

Не беда, если ты не смог ходить или время твоей жизни подходит к концу. У тебя остаются глаза, уши, а главное, воображение, которое может выстроить мост любой тайны в любом направлении. Прошлое, настоящее, будущее в твоем распоряжении.

Вспомним наше детство. Простая палочка заменяла нам горячего коня, придорожный камень мог превратиться в крепость, таз с водой — в океан. И тут дело не только и не столько в воображении.

Через трепетное творческое отношение к жизни вдруг приходит понимание, что мир не открыт нами до конца, что реальность больше воображения, что слова Христа о поиске прежде всего Царствия Небесного значимы во все времена и мир вокруг нас — не пустота. Конечно же, это ощущение тайны, этот порыв мечты легче всего проявляется в детстве. Но и среди взрослых, как мы уже говорили, в каждом находится внутренний ребенок.

Задача сказкотерапевта — пробудить мир, наполнить его добротой, состраданием к миру, любовью к Богу, как видимому, так и невидимому. Построить свою сказку в этой реальности — значит найти следы своей души, значит вернуть себе детство, как и ощущение чуда, живущего в этом мире.

Нет нужды, я думаю, убеждать все больше и больше, что сказка необходима. Что окружающее — не результат случайности, что ты не один и родился не зря. Земная жизнь дарована тебе для подготовки к Вечной жизни. И вера — это не то, чему можно научить, но то, с чем ты пришел в жизнь. Это твоя память о мире, из которого ты явился. Это твое детство.

И тогда Любовь — это твое настоящее, а Надежда — это будущее. София же, Мудрость, включает в себя прошлое, настоящее и будущее как единый поток времени и Бытия. Вот те вехи на пути, по которому проходит человечество.

Об этом и говорят те сказки, которые ты взял в руки, и твое знакомство с ними — это наша игра с тобой. Ты отождествляешься со мной, я — с тобой. Ты играешь в меня, я играю в тебя. Мы оба, возможно, не реализовали наши возможности, и наше взаимопроникновение поможет нам открыть себя.

Не знаю, как нам удастся добиться взаимопонимания, я хотел, чтобы ты почувствовал мою руку, дружески протянутую к тебе, чтобы поверил, что за игрой стоит жизнь, что мы оба хотим добра, что верим в существование вечной души.

Начнем с того, мой Друг, что оденемся в старинные наряды, сядем у камина, помолчим, затем предварим нашу беседу классической музыкой, после чего начнется история. И твоя боль — прошлая, настоящая или будущая — начнет превращаться в опыт души.

Мы оба поймем, что страдания, в которых мы виним Небо или друг друга, учат нас доброте, что мудрость позволяет нам ждать смерть не в одеждах страха, а как возвращения в родной дом после долгих трудов жизни.

Мы идем, нагруженные ценностями, которые открыли в этом мире, будь то плоды наших творческих поисков и трудов, будь то взаимоотношения с любимыми людьми, животными и природой, будь это просто присутствие и сопереживание окружающего мира.

И только материальные достояния не могут поддержать нас, когда мы движемся к Богу. На этом пути нет необратимых потерь, отлетает только лишнее.

Теперь, памятуя прошлые издания сказок, надо было бы научить тебя, любезный Читатель, «работать со сказкой». Но видит Небо, что сказка — это искусство и это жизнь, поэтому с ней можно только жить, а не работать. И тогда наши прозаичные слова и события могут исполниться тайны и интереса, если за ними ты чувствуешь любовь.

Сказка — это не развлечение, но размышление. Вспомним Шахерезаду, которая тысячу и одну ночь учила царя Шахрияра мудрости через истории случившиеся или придуманные.

Стоит сказать еще об анализе предлагаемых тебе сказок. Мне кажется, не стоит их выделять по темам — одна про любовь, другая про потерю, третья — о сражениях… Каждая из историй затрагивает всю гамму чувств и состояний. И если ты, мой Друг, собираешься читать одни истории и не читать другие, боясь грусти, ища хорошего конца, то ты потеряешь частичку возможности, ибо мир познается в контрастах.

Нет более счастливой улыбки, чем та, что появилась после пролитых слез. Поэтому не отбрасывай в своей жизни ни одного пустяка. Созидая сказку, сохрани каждое движение своей души, свой мир, свое видение. Но это не значит замкнуться на себе.

Конечно, всегда свежо изречение: «Познай самого себя». Заманчиво полюбить себя, но ведь ты знаешь, как это скучно. Поэтому открой свое сердце всему сущему и в каждом найди Бога.

Всего этого, вероятно, достаточно для напутствия тебя в мире сказочных историй. Спасибо тебе за то, что ты есть.

«Постойте, постойте, милейший, — слышу я встревоженный голос редактора, — а как же ключи?»

«Какие такие ключи?»

«Да от сказок! Ведь в них смысл заложен? Так нужно помочь читателю в этом разобраться. Нынче все хотят чему-то научиться!»

Да, это самая мощная болезнь нашего века — учиться, учиться и никогда не начинать жить… Впрочем, пару отмычек к сказочному миру я смогу оставить.

Первое — это слушать сказки, а не читать, сказывать их вслух. В этих историях сказка заложена музыкой живой речи, и она должна звучать с нашего голоса, а не мысли.

Второе — это обращение к своему детству, когда ваше воображение создавало вокруг вас собственный мир. В каждом живет внутренний ребенок, склонный к игре. Пусть игра с книгой будет называться «неслучившаяся жизнь», которая начинается со слов «А если бы ты родился рыцарем или средневековой дамой, принцем или королевой…», «А если бы у тебя был не видимый никому, кроме тебя сад или маленькая страна и в свиту ты набрал бы близких тебе людей…».

Этим ключиком ты откроешь того, кто ты есть. Не того, который состоялся, оброс собственными представлениями о мире и о себе, но есть Неизвестный, живущий в твоей душе и ждущий своего часа.

Третий ключ называется «ключ от тайн». Он предлагает не спешить. Вся обыденщина исчезает, когда ты внимательно вглядываешься в окружающий тебя мир, прислушиваешься к его шагам, сообразуешь себя с красотой.

Время — это страшный и безжалостный возничий, который погоняет нас, как лошадей. Потому в мельканье дней, событий, встреч мы забываем о счастье, которое несет в себе каждый миг Бытия. Нужно ли разъяснять, что каждая история раскрывает чудо любви и дружбы, верности и надежды, жизни и смерти…


*** 

Говорят, что в наше прагматичное время нужны методики, технологии, алгоритмы достижения успеха и процветания. Говорят, что сегодня необходимо добиваться своего во что бы то ни стало. Говорят, что людям не стоит мечтать и строить воздушные замки… Вы согласны с этим? Если только отчасти, тогда эта КНИГА — для ВАС.

Знаете ли вы, дорогие друзья, что психология — это наука о душе? А душа, как известно, «предмет темный и исследованию не подлежит». Поэтому сегодня психология становится наукой о чем угодно, только не о душе. Ведь о ней —  прекрасной, неутомимой и неизменно непознаваемой душе, — непросто говорить «научным языком». Сухим слогом невозможно описать тонкие ритмы наших душевных стремлений.

Но не печальтесь! Язык, на котором можно говорить о душе, писать о ней, наблюдать ее ритмы, ЕСТЬ. Это язык терапевтической СКАЗКИ. Только через метафору можно передать тонкую духовную ткань человеческой природы и мироздания. Она хрупка и прочна одновременно. И только терапевтическая сказка может бережно о ней заботиться, укрепляя ощущение тонкости бытия в каждом из нас.

Позвольте попросить вас вспомнить о том, что окружающий нас мир — живой. Все в нем звучит, вибрирует, а нередко и стонет. Все в мире отзывается на наши радости, тревоги, разочарования, заблуждения и иллюзии. Отражения наших внутренних процессов — эго и есть терапевтические сказки.

Да, дорогие друзья, вы прочтете в этой книге терапевтические сказки. А терапевтические сказки — это отражения наших тонких духовных струн. Ведь наша душа — еще и музыкальный инструмент. Нет, это не концертный рояль, и даже не скрипка или флейта.

ДУША — это универсальный музыкальный инструмент, который может издавать самые разнообразные звуки.

Но согласитесь: любому музыкальному инструменту требуется настройщик. Ведь расстроенный инструмент способен издавать лишь дисгармоничные звуки, отчаянно фальшивя. И таким настройщиком является сказочник. Да-да, это именно так.

Сказочник настраивает музыкальный инструмент нашей души долго, терпеливо. Он то натягивает струны, то чуть приспускает их. Он протирает молоточки мягкой тряпицей, капает волшебное масло или клей туда, где это необходимо. Вы не видите этого. В это время вы читаете сказку. Просто читаете сказку. Вы просто отвлекаетесь от повседневных забот, даже не подозревая, что музыкальный инструмент вашей души тонко и бережно настраивают. (Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Санкт-Петербургского института сказкотерапии).

***

А мы продолжим наше путешествие в ту Сказочную Вселенную, Голос которой и послужил толчком к этому странствию — Вселенную Новогодних Праздников. Попробуем разобраться в том, ЧТО представляют собой НОВОГОДНИЕ СКАЗКИ и о том, откуда пришли к нам НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА, ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА. Тоже ведь интересно!

*** 

Мифологическое ядро новогоднего ритуала – воспроизведение акта творения мира, с той лишь разницей, что в начале времен мир творили боги, а из года в год это приходится делать человеку. Из всего множества элементов мифа творения сосредоточим внимание на центральном (в переносном и прямом смысле) – на образе Мировой Оси.

Мировая Ось – важнейший элемент мифологической картины мира: она, поддерживая небосвод, воплощает в себе силы Порядка, Блага, Жизни. Наиболее часто она предстает в образе Мирового Древа, которое соединяет воедино землю, небеса и преисподнюю.

Нетрудно догадаться, что речь пойдет о новогодней елке. Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни (то есть Мирового Древа) благодаря своим вечно зеленым ветвям.

Теперь рассмотрим убранство елки. Как станет видно, каждый вид украшений  неслучаен и глубоко продуман. На верхушке елки горит звезда, но она  отнюдь не древнейшая трактовка звезды на вершине Мировой Оси, Мирового Древа. Обратившись к кельтской мифологии, сохранившейся в ирландских текстах, мы видим в качестве Мировой Оси копье верховного бога Луга, наконечник которого – Полярная звезда, центр небосвода.

Итак, мы поставили елку и поместили на нее звезду. Теперь мы будем елку наряжать. Чем? Во-первых, шариками – современным вариантом яблок и мандаринов, которыми наряжали рождественскую ель. Эти фрукты (и их стеклянные заменители) символизируют плоды Древа Жизни, дающие вечную молодость или, по крайней мере, здоровье и долголетие – мы знаем их по русским сказкам (яблоня с золотыми яблоками, молодильные яблоки), по греческому мифу о яблоках Гесперид, а также о "яблоке раздора" (воплощении женской красоты, то есть сексуальной притягательности), последний пример заставляет вспомнить и роль яблока в библейском сказании о грехопадении.

Значение елочного шарика как яблока давно забыто, забыто даже, что с рождественской елки эти яблоки срывали и съедали, но по сей день именно шарики, а не игрушки остаются основным украшением елки.

Однако игрушки тоже важны. Их необычность и сказочность для нас чрезвычайно значима - ведь  перед нами образы существ  потустороннего мира, причем образы не рядовые, фигурирующие в качестве бытовых, а особые, священные, которые могут находиться только в волшебном пространстве сказки. Достаточно вспомнить Щелкунчика…

Новый Год – это не только момент перехода между старым и новым миром, это, в первую очередь, момент перехода между Срединным миром, миром людей, и миром иным, точнее – множеством потусторонних миров. В новогодние дни врата между мирами раскрываются, и человек просто обречен на активнейший контакт со сверхъестественными силами. Общение может происходить в форме диалога – это будут различные виды святочных гаданий (человек вопрошает, духи отвечают).

Однако для нас более интересны те случаи, когда "гость" и "хозяин", человек и сверхъестественные существа, становятся единым целым, сливаясь на несколько дней, чтобы в течение всего года поддерживать благополучные взаимоотношения. Отсюда ведет свое начало ритуал новогодних «ряжений». Всё это дожило и до сегодняшнего дня, став, как, впрочем, и большинство обрядов, достоянием детей. Только вместо чертей (представителей мира смерти) теперь популярны костюмы снежинок и звездочек.

Наряды эти  базируется на целом комплексе мифологических представлений, в частности, отождествлении белого цвета, чистоты и свежести  света (сияния) и юной  женской красоты. "Снежинок" сопровождают "зайчики" – мирный вариант древнейших волков, впрочем, не без подсознательного благопожелания будущим мужчинам, поскольку в славянской культуре заяц является мужским сексуальным символом.

Ни одна елка не обходится без гирлянды лампочек и блесток, то есть множества мерцающих огоньков – горящих или отраженных. Именно так в мифологии представляется присутствие сонма духов. В традиционной культуре это могут быть души умерших предков, которые в Новый Год общаются со своими потомками, это могут быть и сверхъестественные существа (эльфы, феи, драконы, гномы), присутствие которых всегда сопровождается мерцанием пространства.

Последнее украшение на нашей елке – серебряный дождик, спускающийся от макушки до пола. Это не просто блестки. Это именно дождь, струящийся от вершины Мирового Древа до его подножия, образ, чрезвычайно значимый в мифологической картине мира – вечно струящиеся воды, соединяющие небесный, земной и подземный миры.

Этот космический дождь - вода, являющаяся залогом жизни в Срединном мире, - обретает свое воплощение в новогоднем "дождике", которым часто украшена не только елка, но и стены, дверные проемы, окна – словом, весь периметр общего Земного  Дома.

Вот такая получилась елка. А кто же рядом с ней?  Конечно, Дед  Мороз и  Снегурочка. 

*** 

О происхождении образа Деда Мороза можно говорить долго. Можно вспомнить св. Николая, который в Европе стал Санта-Клаусом.  Для нас важно не это, не происхождение образа, а актуализация архетипов; важен принцип, по которому человеческое сознание избирает единственный вариант из множества. Итак, сегодняшний Дед Мороз.

Его имя содержит две важнейших характеристики – он стар и связан со стихией холода. Перед нами одна из ипостасей владыки Нижнего мира, мира смерти. Но что такое мир смерти для архаически мыслящего человека? Это не ад, обрисованный в христианской литературе, и не инфернальный кошмар, размноженный американским кино.

Мир смерти – это обитель ушедших родственников, с которыми архаический человек находился в регулярных и регламентированных контактах: он "кормил" предков, принося им блины, яичницу и другую поминальную еду, они же магическим образом обеспечивали его благополучие, урожай, обильный приплод скота и т.д.

В образе Деда Мороза эти черты сохранились достаточно хорошо: он приносит подарки, он является овеществленным временем наступления нового года. Что касается связи с мудростью, то она опосредованно прослеживается во взаимодействии Деда Мороза с детьми: прочти стишок, и Дед подарит игрушку.

На "ёлках" вместе с Дедом Морозом фигурирует и мальчик, одетый точно так же, как и он. Этот мальчик – Новый Год – по сюжету праздника является юным двойником Деда Мороза. Их пара заставляет вспомнить символику римского бога Януса (в честь которого, кстати, и называется первый месяц года), владыки всякого начала и конца: Янус представлялся двуликим, причем одно его лицо было молодым, а другое – старым.

Откуда взялся обычай одаривать друг друга на Новый Год? Перед нами элемент продуцирующей магии: дары в праздничную ночь магически обеспечивают изобилие жизненных благ, которые мы надеемся обрести в новом году.

К празднику все готово. И мы включаем телевизор и внимательно (хотя и в десятый раз!) смотрим какой-нибудь классический новогодний фильм – "Карнавальную ночь", "Иронию судьбы", "Чародеев". Почему для нас так важно вновь и вновь смотреть это кино? Встреча Нового года в этих фильмах – ритуальное дублирование происходящего события. Мы опять сталкиваемся с тем, что ритуал стремится поглотить природное явление, служащее основой праздника.

И вот наступает новогодняя ночь. Вся семья собирается у накрытого стола. Обычай ставить на новогодний стол обильнейшее угощение сейчас если и трактуется, то в рамках "магии первого дня" – как встретишь новый год, так его и проведешь.

*** 

Снегурочка и Дед Мороз – популярные персонажи и неизменные гости любого Нового Года. Герои неизменно веселы и доброжелательны – поздравляют взрослых и дарят подарки малышам.

Откуда родом Снегурочка? Жестокий дух зимы – Старец Севера – требовал почтительного отношения. Девочка-Снегурочка была необходима, чтобы умилостивить божество природы. На роль Снегурки выбиралась либо сирота, либо жребий кидался в пределах поселения. Кто родители Снегурочки – было совершенно неважно. .

Русская Снегурочка – отголосок общей космогонической концепции и частичного культурного заимствования. Персонаж встречается преимущественно в славянских сказках, в Европе подобного образа не существует.

Одним из непременных внешних признаков и современных новогодних атрибутов считается корона Снегурочки. Этот артефакт, по наблюдениям культурологов, восходит к образу пра-Снегурочки – славянского духа Костромы.

Сестра Купалы – Кострома – изображалась как девушка в белых одеждах с короной (возможно, та самая корона Снегурочки) на голове и веткой дуба в руке. Встречи и проводы Костромы (олицетворения весны) сопровождались особыми обрядами. Подобно сказочному персонажу, знакомому нам по многочисленным литературным произведениям, Кострома покидала людей – совсем как Снегурочка летом. Сестра Купалы некоторое время была «в силе», а затем «заболевала» и «умирала».

До сих пор неизвестно, как из Костромы получилась девочка-Снегурочка, но именно древнее божество славян лежит в основе современных семейных праздников. Есть ли семья у Снегурки? На вопрос «Кто родители Снегурочки?» ответов в мифологии можно найти несколько – Зима и Лада, Весна и Зима – два взаимоисключающих начала. Без вмешательства потусторонних сил тут, очевидно, не обошлось, но современная легенда о Морозе и его внучке Снегурке родителей не признает в принципе.

Старик огромного роста в белой меховой шубе, покрытой изморозью – так себе представляли грозного Мороза наши далекие предки. Длинные седые волосы и белая всклокоченная борода с сосульками – непременные признаки властелина зимы. Царством Позвизда-Мороза была зима – в это время года ему и только ему принадлежал весь мир.

Однако все в мире меняется и грозные духи природы за сотни лет превратились из вредителей в помощников и благодетелей, которых ждут в каждом доме. Из маленькой девочки Снегурка превратилась во вполне взрослую девушку, а Дед Мороз из седого злобного старикана – в благообразного старца с проседью. Не исключено появление и новых персонажей - представителя  Космического  Разума,  Мудрого Инопланетного Учителя, Веселой Хвостатой  Кометы и вездесущей  Звёздной Пыли…

Однако всегда Елка всегда останется елкой, праздник – праздником, подарки - подарками, а добрые слова - добрыми словами. Новогодние  Дед Мороз и Снегурочка, а также Санта-Клаус с его оленями и эльфами  никого не оставят без внимания и не обделят  волшебными  новогодними  приключениями...

(По материалам сетевых публикаций)


*** 

Иллюстрация из Интернета.


Рецензии
Спасибо, Владимир Михайлович. Очень интересное исследование! Замечательные личности представлены в нём. А то счастье, когда в детстве тебе рассказывают или много читают сказок - особо осознаётся уже во взрослом состоянии. А если ещё и красота музыки живописи, рисунка... детство становится мощным направляющим вектором на всю жизнь; и ты тоже стремишься формировать будущее своих потомков в традициях прекрасного, не смотря ни на какие трудности бытия.
С уважением,

Нина Степ   25.02.2016 11:42     Заявить о нарушении
Спасибо передам. Потому как подборку составлял не я, а Эля . Так же, как и все "Перекрестки". Просто она стесняется подписываться под публикацией. А для отдельной странички материала недостаточно. Ко мне как никак привыкли. Конечно, лучше всего было бы "Фокас В. и Э."Не братья Стругацкие- но все же...Продолжаю работать, заканчиваю 3-ю главу. 2-ю высылаю прямо сейчас. В.

Владимир Фокас 2   26.02.2016 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.